|
27.02.10
Собирая с миру по книжке
Проблема | Найдут ли ребята что почитать в школьной библиотеке?
В районную детскую библиотеку села Петропавловка дети с удовольствием идут за книгами, на викторины, конференции и утренники. Их приходу всегда рада библиотекарь Галина Кривошлыкова.
Фото Михаила Вязового.
А как живут школьные библиотеки областного центра? За ответом на этот вопрос «Коммуна» отправилась в некоторые школы Воронежа.
- Кабинет у нас угловой, одну из стен, как видите, занимают большие окна, поэтому зимой холодно. Случается, на праздники хулиганы стекла бьют. Однако работаем же! Интернет недавно провели. Теперь ребята сюда заходят еще и для того, чтобы там найти нужную информацию, - рассказывает заведующая библиотекой Воронежской школы N 38 имени Е.А. Болховитинова Светлана Сазонова. Одна из множества школьных библиотек России; одна из нескольких воронежских, в которых мне довелось побывать, собирая материал для статьи. Здесь еще помнят советские времена, когда книжные фонды регулярно пополнялись. Сегодняшний день вполне характеризуют разговоры со школьниками, запомнившиеся заведующей библиотекой школы N 37, потомственному библиотекарю Наталье Шиловой: - Приходят дети, спрашивают, есть ли у нас "Гарри Поттер". Нету, отвечаем. "А Дмитрий Емец есть?.." - "Тоже нету". - "А что же у вас есть?" - "Тургенев!" - "Ну, это мы по программе изучаем… А почитать?" - Серьезная проблема – с литературой из школьной программы, - говорит Светлана Камбалина из школы N5 имени К.П.Феоктистова. - Эти книги все время в работе и очень быстро "зачитываются". Представьте себе, как должен выглядеть теперь сборник пушкинской поэзии, выпущенный лет тридцать назад! В некоторых книгохранилищах можно встретить издания времен Хрущева, а то и Сталина. И, ясное дело, регулярно выходившие в СССР сборники Пушкина или Маяковского найти в фондах проще, чем поэзию Серебряного века. В начале нынешнего века каждая библиотека получила в рамках президентской программы неплохо изданный стотомник отечественной литературы. Еще всюду, где довелось побывать, встречал я новые тома Большой Российской энциклопедии. В остальном каждое учебное заведение с наступлением трудных времен выкручивалось самостоятельно: похоже, каждый заведующий библиотекой смог бы написать для коллег учебник выживания. Среди способов пополнения фондов - пожертвования. В школе N 38, например, 27 октября, в День школьной библиотеки, проводится акция "Подари книгу". Дети - с разрешения родителей, конечно, - приносят из дома то, чем не жалко поделиться: книги, прочитанные детские журналы (на их подписку деньги находятся не всегда, однако, кроме местных газет и нормативных изданий вроде "Вестника образования", хотя бы пару периодических изданий для самых юных в школах все же стараются получать). - Видите эти прекрасные новые книжки? - спрашивает у меня Наталья Шилова. - Я покупаю нужную нам книгу, а затем иду в класс и прошу выкупить ее для библиотеки. Потом ребята и их классный руководитель оставляют на ней дарственную надпись. Я говорю: "Эта книга - память о вас. Вы закончите школу - а она здесь останется". Открываю энциклопедию "Птицы и звери", читаю трогательную надпись: Эти птицы и звери Так нужны нашим детям, Как открытые двери В мир познанья и света. Декабрь 2004 года, 5 "А" класс. Однако не всегда подобные акции действенны, тем более там, где ученики - преимущественно из малообеспеченных семей. Что бы еще придумать? Наталья Михайловна вспоминает, как однажды отправилась на соседнюю улицу: заходила в магазины и обращалась к их владельцам с просьбой купить для школьной библиотеки хотя бы том энциклопедии: "Лишь один ответил отказом!" Подозреваю, в каждой школе мечтают найти постоянного спонсора, готового не однажды откликнуться на просьбу пополнить фонд подарком. Но и родители "с достатком" чаще всего ограничиваются разовой помощью. Заведующая библиотекой школы N 5 показывает мне несколько таких подарков: альбом "Святыни России", "Всеобщую историю мировой культуры". "Этими книгами очень дорожим, - рассказывает Светлана Петровна. - Они у нас в единственном экземпляре и хранятся в читальном зале. Впрочем, если кому-то из ребят нужно - в школе есть возможность отксерокопировать ее страницы". Иногда пользу приносят личные знакомства: одной из моих собеседниц согласился помочь сосед, оказавшийся директором солидной фирмы. В школьных библиотеках рады любой новинке и ищут любую возможность поставить на полку новую книгу. В школе N 38, например, библиотека однажды пополнилась несколькими книгами от организаторов Национальной детской литературной премии "Заветная мечта". Небесполезно и участие в городских читательских конкурсах. А в школе N 5 фонды пытались пополнять, сдавая макулатуру: пришедшие в ветхость и списанные книги и газеты из фондов. А часть принесли школьники и их родители. - На выручку для библиотеки приобретались тома "Энциклопедии для детей", - рассказывает Светлана Камбалина. - Но выручка не очень большая, а тома энциклопедии - все дороже и дороже. В прошлом учебном году, сдав 600 килограммов макулатуры, удалось приобрести всего один том. "С миру по нитке - голому рубаха". В данном случае, правда, лишь рукава от рубахи. В 37-й школе, кстати, собранной макулатуры и на том энциклопедии не хватило. Деньги были потрачены на папки, в которых Наталья Шилова собирает сценарии, списки литературы, газетные вырезки, детские рисунки - по тем или иным темам, которые могут заинтересовать школьников, да и их педагогов. Есть папки "Пушкин", "Прикладное искусство", "Великая Отечественная война"... Захочет ученик доклад подготовить о великом поэте, возникнет в школе идея провести посвященное народным ремеслам мероприятие - у Натальи Михайловны найдутся нужные материалы. Однажды дочь принесла ей календарь, выпущенный каким-то банком. К рекламе его услуг каким-то образом привлекли персонажей русских сказок. Подпись "Кредит на ипотеку" Наталья Шилова убрала, а картинка пригодилась. Поддержкой работы школьных библиотекарей в Воронеже занимается муниципальное учреждение "Учебно-методический центр", курируемое управлением образования Администрации городского округа. "Поддержка эта - методическая, - особо оговаривает недавно назначенная методистом по работе с библиотекарями Татьяна Корзникова. - Только словом мы можем сейчас помочь: материальных возможностей у нас нет". Тем не менее каждый городской район курирует конкретный методист-координатор, готовый каждому библиотекарю дать индивидуальную консультацию. "В соответствии с запросами педагогов и библиотекарей составляем план мероприятий - совещаний, "круглых столов", встреч с писателями. На совещаниях рассказываем о книжных новинках, о трудовых правах и обязанностях работников, проводим разборы мультимедийной продукции... С нами уже лет десять сотрудничает книготорговая компания "Амиталь" - на сегодняшний день это главный помощник. Организуем мы, среди прочего, и семинары в школах", - добавляет директор центра Марина Бочарова. Пару лет в Воронежской области работал целевой проект модернизации образования. В его рамках школы получали бесплатные учебники, распределявшиеся в первую очередь среди ребят из малоимущих семей. Но случился экономический кризис, начинание забуксовало. И снова учебники приходится где-то покупать: а удовольствие это - недешевое. - Раньше, бывало, отучатся ребята - а учебник к нам принесут, чтобы кто-то мог им пользоваться. Теперь же более старшие ученики договариваются с идущими им на смену, чтобы те покупали у них учебники по более низкой, чем в магазине, цене, - делится со мной Светлана Сазонова. - Тут, конечно, кто какую цену установит, - рассказывает библиотекарь школы N 11 имени А.Пушкина Татьяна Негробова. - Но мы стараемся отслеживать, чтобы она была разумной. Иногда таким образом родителям удается сэкономить до половины запланированной суммы. Впрочем, не в каждой школе место бы нашлось еще и для хранения учебников. Татьяна Негробова мечтает о дополнительном помещении. Можно, конечно, списать часть старых книг, но Татьяна Михайловна не спешит это делать: "Появится хранилище - туда их перенесу". Там же найдут свое место и учебники. Год назад ставшая директором школы имени А.С.Пушкина Ирина Зюзина поделилась со мной планами создания за счет внебюджетных средств медиатеки в соседнем кабинете - с новыми компьютерами, учебными программами, мультимедийным проигрывателем для показа фильмов. Но решит ли подобная, давно для ряда школ назревшая, работа другую проблему? - Читать стали гораздо меньше, - вздыхает Татьяна Негробова. - Если читают - только то, что задают по программе. Раньше хоть пять-шесть ребят, а приходили ко мне регулярно в поиске той или иной книги. А сейчас и такого нет. Впрочем, мы и предложить-то им ничего не можем. - Те, кто охоч до чтения, все равно проводят здесь много времени, - заочно возражает ее коллега Наталья Шилова. - Кстати, особенно интересуются литературой ребята из национальных общин - практически не выходят отсюда! Остается надеяться, что падение интереса к чтению в когда-то "самой читающей" стране - явление временное. Как пробудить в ребенке интерес к книге? Тут не поможет энтузиазм хранительниц фондов, работающих за крошечную зарплату (которая кое-где еще и уменьшилась, когда в школах по естественным причинам снизилась наполняемость классов). Нужны небанальные решения. Хотя иногда, возможно, достаточно отремонтировать помещение, где хранятся книги, - чтобы туда приятно было заходить. А уж если поставить на полки новые, с любовью изданные хорошие книги...
Автор: Виталий Черников. Источник: "Коммуна", N 28 (25459), 27.02.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|