03.03.10
Лучше агиток советских времен ничего не придумано
Взгляд коллекционера
У каждого коллекционера открыток – своя специализация. Я собираю политические открытки, агитки, листовки, связанные с выборами в органы власти. Думаю, читателям будут интересны мои наблюдения относительно того, как этот вид политической рекламы и одновременно современного изобразительного искусства развивался в СССР, а потом в России.
Как же выглядели выборные листовки в памятном для нас советском прошлом? У коллекционеров сохранились первые агитки, призывающие граждан прийти на избирательные участки и проголосовать на первых - по Сталинской Конституции 1936 года - выборах.
На них в полном объеме представлены все атрибуты советской власти: алые знамена, Герб Советского Союза, Кремль. На обратной стороне листовки в специальную графу вписывался адрес избирательного участка.
Ввиду ограниченности информационных ресурсов в стране в те годы эти агитки были едва ли не единственным способом сообщить о выборах, о дате и месте их проведения. Листовки должны были побуждать советских граждан к сознательному и добровольному выражению своего долга. Стоит заметить, что на агитках той поры нет портретов кандидатов в депутаты, за редким исключением - несколько руководителей ВКП(б) изображены на открытках 1937 года. Зачастую люди не знали, за кого они отдают свой голос, - такое было время, но исправно шли на избирательные участки.
Выборные агитки очень ярко и живо передавали величие Советского Союза, служили мощным рычагом идеологического воздействия на умы и сердца граждан. Листовки имели открыточный формат и были выполнены лучшими советскими художниками той поры на высочайшем профессиональном уровне. Обилие кумачовых полотнищ и звезд помогало проникнуться величием Родины, а улыбающиеся и счастливые лица молодых людей, спешащих на выборы, напоминали, «как хорошо в стране Советской жить».
30-50-е годы - рассвет иллюстрированной агитки. В 60-е наступила эпоха минимализма - уменьшился формат, потускнели краски, ухудшилось качество печати, увеличились тиражи. Агитки-открытки потеряли свое великолепие, стали безликими информационными бумажками.
Эта тенденция сохранилась до 90-х годов.
За последние полтора десятка лет оформление выборных агитационных листовок практически не претерпели особых изменений. Как правило, на них изображают мужчин или женщин представительского вида в деловых костюмах на фоне Государственного флага или эмблемы партии. Второй вариант: кандидат в депутаты на фоне панорамы города или своего района.
В Воронеже одни предпочитают всем известные символы города; другим больше по душе, к примеру, новостройки Северного или узнаваемые места другого района. Современные выборные агитки - это фотоколлажи, дополненные громкими слоганами.
Советские предвыборные агитки по праву считаются шедеврами рекламного искусства. В них поражают насыщенность советской символикой, мощная информационная пропаганда, цвета и краски, акцент на деталях! Это делает их настоящими раритетами ушедшей эпохи Советов.
Хотелось, чтобы и современные политические открытки и листовки оставили свой след в истории не только избирательной системы, но и изобразительного искусства, как и их предшественники. Чтобы они пользовались таким же успехом у коллекционеров, как и произведения 30-х годов, и вызывали желание сохранить их на память между страницами книги. А простых граждан, то есть нас с вами, мотивировали идти на выборные участки, как и наших дедушек и бабушек в далекие уже годы советской власти.
Автор: Андрей Питайкин.
Источник: "Воронежская неделя", N9 (1942), 03.03.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012