03.03.10
Стоит село в стороне от дороги
"Быть в Таловском районе и не заехать в Новую Чиглу?.. - изумлялись местные жители, едва узнавали о наших планах. - Это просто невозможно! Ну в каком другом селе вы еще увидите бунинский дом, похожий на теремок, уникальный народный музей и церковь девятнадцатого века, каких всего-то три в России?..."
Мы - это фотокорреспондент газеты "Коммуна" Михаил Вязовой, руководитель отдела реализации и подписки редакции Елена Гудкова и автор этих строк. Управившись с намеченными делами, мы уже было повернули в сторону Воронежа, как на одном из придорожных указателей заметили табличку "Н.Чигла". Когда еще такой случай подвернется? Заедем на полчаса, решили, сворачивая с главной дороги.
Искать заинтересовавшие нас объекты не пришлось. Едва въехав в село, увидели старинный особняк. Рядом с ним заметили не менее древнее, но не такое привлекательное, строение. На крыльце стояла молодая женщина.
- Это как раз то, что вы ищете, - подтвердила она, узнав о цели визита. - Заходите, все вам расскажу и покажу. У нас много чего интересного здесь хранится. Я - руководитель музея.
По словам Людмилы Исаевой, Новая Чигла - старинное село, которому в этом году исполнится 270 лет. Основали его в 1740 году выходцы из деревень Хотунской волости Московского уезда. Раньше оно являлось волостным центром и относилось к Бобровскому уезду. В 1916 году здесь проживало 16 тысяч человек. Сейчас и трех не насчитать. В советское время в селе на протяжении 14 лет размещался районный центр.
- А что означает название села? А этот дом - тоже старинный? А музей когда открылся?.. - нас так и распирало от любопытства.
- Музей был создан в 1967 году краеведом, уникальным человеком Александром Тимофеевичем Лукьяновым, около четверти века возглавлявшим местную школу, - улыбнулась нашей любознательности Людмила. - Здание старое - 1904 года постройки. Строился как частный дом. Потом здесь располагались реввоенсовет, сельсовет, школа четырехлетняя....
Что касается происхождения названия села, то Александр Тимофеевич Лукьянов выделил три основных версии.
- "Чегле" в переводе с татарскогоо - глинистое болотистое место. Село наше, и правда, находится в низине. Также это слово означает "граничить". Действительно, речка Чигла испокон веков была естественной границей между русскими и татарскими землями. Еще переводят как "журчание". И сейчас река имеет сильное течение. Выбирайте, кому какое значение нравится.

Фото Михаила Вязового.
Во всех реестрах музей значится как музей крестьянского быта. Здесь, и впрямь, много вещей и предметов, без которых не могли обойтись как бедные крестьяне, так и зажиточные. Посуда, прялки, моталки, действующий ткацкий стан, ручные мельницы, деревянные корыта, тяпки, вилы, маслобойки, весы для зерна, люльки, кровати. Есть старинные часы с боем.
- Никто не берется починить. А как было бы хорошо, если бы они работали!.. - посетовала Людмила. - В этом углу - макет крестьянской избы: кровать родителей, лавки, полати, печь русская, стол. Вот макет ветряной мельницы, которая прежде была в селе. Машинка фирмы "Зингер" начала двадцатого века., купель из церкви, в которой крестили младенцев. Вот швейцарские часы, трофейные... Макеты телег - рыдван, дровни, арба. Много обуви, одежды воронежского рисунка. Оказывается, по клеткам на поневе судили о величине земельного надела у мужа: чем больше клетка - тем больше земли. А тут - крестьянские порты. Что-то вроде джинсов - носить не сносить.
Мы с Еленой просто не могли оторвать глаз от украшенных искусной вышивкой и тончайшими кружевами блузок, сорочек, нижнего белья. В таких и сейчас можно было бы покрасоваться! Людмила Николаевна объяснила, что часть нарядов, принадлежащих прабабушке, передала жительница села Татьяна Покатаева. А свадебный убор чигольской женщины - блузку, шелковый платок, юбку - прислала недавно уроженка села Мария Григорьевна Ершова, которая сейчас живет в Краснодаре. Считает, что все это должно храниться на родине, чтобы дети могли изучать историю и обычаи родного края не только по учебникам.
С пожелтевшего снимка смотрит бравый солдат, полный кавалер Георгиевского креста Яков Алексеевич Бабкин. Сведения о знаменитом земляке новочигольцы подали в воронежскую энциклопедию.
Тут же - макет пулемета "Максим", тачанки, сеявших смерть и горе везде, где они появлялись. В годы Гражданской войны село переходило из рук в руки 19 раз! Здесь, при наступлении на Александровку, погибли 200 курсантов Московского военного училища. Их похоронили в братской могиле. Полностью советская власть установилась в 1922 году, после разгрома банд Антонова и Колесникова. Потом пришла коллективизация. На стене - фотографии первых комсомольцев и председателей колхозов. Со временем из 14 мелких колхозов сделали два крупных - "Победа" и колхоз имени Калинина. Есть даже ковер с ликом Ленина.
Когда началась Великая Отечественная война, из Новой Чиглы ушли на фронт 2350 человек, 1500 - погибли или пропали без вести. Их фамилии увековечены на специальном стенде, напротив каждой указаны боевые награды. Рядом - газета "Правда" от 9 мая 45 года с сообщением о капитуляции Германии, фотографии тружеников тыла. Село находилось в глубоком тылу, но бомбили его сильно. Так же как и Таловую, Никольский, потому что там были склады оружия.
- А еще у нас хранится автограф Брежнева, сделанный простым карандашом, - заметила наш экскурсовод.
- Приезжал к вам?! - удивились мы. А мы ничего прежде и не слышали о приезде сюда Генсека!
- Нет, мы - к нему. Наш Герой Социалистического Труда Алексей Васильевич Насонов ездил на съезд партии и лично общался с Брежневым.
- Это же мои снимки!.. - воскликнул вдруг наш Михаил Петрович, глядя на стенд, посвященный XIX Съезду комсомола. - Это было в мае 1982 года. Вот воронежская делегация на Красной площади. Помню, в этот день и Брежнева снимал. Мне говорили: близко не подходи, чтобы не передать его болезненное состояние. Это наш обком комсомола заказал мне фотографии.
Идем дальше. Людмила Исаева показывает нам картины местных художников - ветерана войны Николая Гусева и Ивана Яковлева, которые преподавали в школе рисование и черчение. Деревянную школьную парту с откидными крышками и лавкой - мне еще довелось учиться за такой в далеком якутском поселке. Радио-тарелку, знакомое многим по фильмам о войне. Личные вещи Павла Алексеевича Черенкова - единственного воронежского физика, удостоенного Нобелевской премии в 1958 году за открытие особого свечения, уроженца этого села.
- Его дочка Елена Павловна каждый год нам привозит что-то из его вещей и приборов, с которыми работал - объясняет Людмила. - А вот карта района, посмотрите - 32 года назад Новая Чигла была значительно больше Таловой. Какие большие хозяйства были, какие урожаи выращивали, сколько земли обрабатывали... Сейчас половина заросла бурьяном.
Шаг за шагом, из зала в зал прошла перед нами вся история некогда крепкого, зажиточного села. Жизнь предков, собранная по крупицам, восстановленная по фотографиям и рисункам. Не ради галочки в отчете. Ради памяти, как дань уважения отцам, дедам прадедам...
- Ну а дом Бунина? - вспомнили мы.
- К Ивану Бунину он не имеет никакого отношения. Дом построил его однофамилец-купец для своей большой семьи. Потом его раскулачили и сослали, сейчас там библиотека находится.
Потихоньку дошли и до разрушенной Покровской церкви, расположенной внутри парка. Построенная в девятнадцатом веке на деньги, собранные народом. Разоренная в 30-е годы века двадцатого их потомками - атеистами. Причисленная потом ими же к памятникам архитектуры. Обезглавленную святыню облюбовали березки. Тянутся листочками к солнцу, туда, где некогда сияли золотом кресты на куполах. О былом величии напоминают лишь фотографии, хранящиеся в музее. Восстановить бы, но пока не нашли спонсоров. Самим селянам не потянуть такое.
Вот такая история обыкновенного, на первый взгляд, села, расположенного в стороне от большой дороги...
Автор: Тамара Гашимова.
Источник: "Воронежская неделя", N9 (1942), 03.03.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012