16.04.10
Вернисаж. Приручившие книгу
Читать по-новому научит выставка в главном корпусе Воронежского государственного университета
Каково будущее книги в эпоху Интернета? Говорят, ей суждено умереть, ведь тексты теперь можно и с компьютера читать. Неужели устареют ощущения, которые испытываем мы, когда прикасаемся к обложке, за которой притаился неведомый мир, когда листаем книгу, вдыхаем ее запах, всматриваемся в иллюстрации?
Если и исчезнут массовые тиражи, то все равно останутся любители перелистывать страницы. И книга, возможно, обретет черты некоего арт-объекта, существующего всего в нескольких экземплярах, разлетевшихся по всему свету. Главным ее творцом станет художник.
В музее истории Воронежского государственного университета открылась выставка "Ручная книга". Организована она в рамках проекта "Современное искусство в открытом обществе" государственного центра современного искусства при поддержке арт-группы "Квадрат" и экспертного центра "Стратегия".
Вынести искусство за пределы музейных залов - такую цель ставили организаторы. Как книга взаимодействует с искусством и сама становится им? Выставка призвана это показать - всякий раз в других стенах, а значит, и в новом контексте. Рядом с творениями признанных авторов - Леонида Тишкова, Веры Хлебниковой, Александра Джикия - не затерялись работы учеников московской школы N109.
Для приехавшего на открытие художника Михаила Молочникова очень важно, что событие произошло именно в стенах университета: вернисаж могут посетить студенты, в головах которых, возможно, начнут после увиденного роиться какие-то собственные творческие замыслы. "Эта выставка должна повлиять на восприятие человека", - считает художник, для которого книга - "одна из форм медитации".
Пожалуй, первыми, кто всерьез стал делать свои книги именно как самодостаточные объекты искусства, стали русские футуристы. Сделанные вручную брошюрки Алексея Крученых явно вдохновляли много лет спустя и Дмитрия Пригова, и Вагрича Бахчаняна.
Изобретательность творцов в поиске материала для своей книги с тех пор лишь возросла. Тот же Пригов, создавая свои "6 календарей", использовал бумагу, тушь и металлические скрепки. А вот список элементов, из которых родился "Maccheronibaum" Михаила Бенсмана (тираж - шесть экземпляров): "картон, бумага, пластик, макаронные изделия, принтерная печать". По соседству расположилась работа Анны Тагути "Островаксенов" - "ручной переплет, кожа, шелкография". Используется и литография, и офорт, и фотоколлаж.
Для ручной книги в первую очередь важен, конечно, создаваемый ею визуальный образ, однако некоторые экспонаты вполне можно не только рассматривать, но и читать.
Сергей Якунин выступил как иллюстратор "Случаев" Даниила Хармса и "Лодейникова" Николая Заболоцкого. Московская школьница Мария Самотина тоже по-своему проиллюстрировала "Жизнь и приключения Робинзона Крузо" Даниэля Дефо - поместив свернутый в трубочку текст в бутылку, по примеру литературных персонажей из прошлого, которые, оказавшись на необитаемом острове, бросали в море бутылку с запиской, молящей о спасении.
Автор: Виталий Черников.
Источник: "Коммуна", N 55 (25486), 16.04.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012