29.04.10
Живая история. Из-за острова на стрежень
В Воронеж из Мичуринска пришел казачий струг
На Спортивной набережной среди лодок спортивно-гребного клуба "Юность" притаился гость из русского средневековья: струг – парусно-гребное судно XVII века. Точь-в-точь на таких ходили по рекам казаки Ермака и Стеньки Разина. Отнюдь не музейный экспонат, за неделю струг прошел путь по реке Воронеж от Мичуринска до нашего города. А здесь нашел временную стоянку.
Подготовка к экспедиции заняла целых пять лет. Среди энтузиастов, задумавших осуществить историческую реконструкцию, - генеральный директор мичуринского завода "Прогресс" Владимир Дмитриев, начальник Комитета по физкультуре и спорту Тамбовской области Михаил Белоусов, главный редактор газеты "Мичуринская правда" Михаил Белых.
Мичуринцы выполнили точные чертежи "дедушки" современного русского флота. По ним в Карелии и был построен шестивесельный струг - 9 метров 60 сантиметров длиной, 2 метра 20 сантиметров шириной, с парусом площадью 15 квадратных метров и водоизмещением три тонны. От шести гребцов требовалось немало усилий. Длина весел изначально составляла более четырех метров, но такой размах не подходил для узкого русла: пришлось сократить ее до трех с половиной метров.
Время похода выбрали не случайно. Энтузиасты решили отметить памятную дату: 350 лет назад в селе Тарбеево - в 12 километрах от Мичуринска - по приказу отца Петра I, царя Алексея Михайловича, была создана первая государственная судостроительная верфь. Именно отсюда служилые казаки совершали многодневные походы под турецкую крепость Азов. Идея повторить их маршрут с заходом на традиционные стоянки в Липецке, Рамони, Воронеже и собрала команду из 12 храбрецов.
- Император Александр III сказал: "У России только два союзника - ее армия и флот". Историю нашего флота надо беречь и популяризировать, - отметил наш коллега Михаил Белых.
Необходимо было соблюсти и юридические процедуры: необычное плавсредство, как положено, зарегистрировали в Государственной инспекции по маломерным судам.
17 апреля началось долгожданное плавание. Команда быстро постигала навыки пращуров. Если в первый день удалось пройти всего 26 километров, во второй - уже 40, то за третий дневной переход было покрыто расстояние в 58 километров. Парус взмывал над мачтой только три раза - погода не баловала попутным ветром. Версты таяли под дружными взмахами весел. Гребцы менялись. Пока шестеро членов экипажа напрягали мускулы, остальные отдыхали на палубе среди свернутых палаток и запасов провизии - в пути странники подкрепляли силы кашей и пили чай с сушками. Впрочем, они не были оторваны от цивилизации: несколько раз струг догоняла машина, привозившая все необходимое.
И, конечно, путешествие не обошлось без приключений. Несмотря на то, что энтузиасты специально вышли в поход в половодье, несколько раз судно садилось на мель. Еще в начале плавания утонула уключина - стальная деталь, удерживающая весло. В конце пути сломалась запасная: пришлось задержаться, чтобы сделать новую. А под Липецком среди камышей и плавней путешественники несколько раз теряли основное русло реки. Выручила их печальная примета: направление течения они определяли по обильно плавающим в воде пластиковым бутылкам. Впрочем, выбирая путь, команда судна не отвергала и достижения XXI века - активно пользовались GPS-навигатором.
В Воронеже струг "отдыхает" перед новой экспедицией. Летом экипаж планирует продолжить путь до Азова. Вряд ли такое большое расстояние удастся преодолеть за один поход, но в несколько этапов энтузиасты надеются справиться с задачей, которая вполне была под силу нашим предкам.
Автор: Юрий Голубь.
Источник: "Коммуна", N 62 (25493), 29.04.10г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012