31.12.11
"Главное - не сидеть на месте"
Имя в науке | Встретить такого человека, как Елена Губанова, – уже счастье. А тем более пообщаться с ним. Столько светлой энергии исходит от нее, столько позитива, что все вокруг вновь, словно летом, расцветает яркими красками. И нет больше унылого, сеющего тоску неба. Не «давит» промозглостью короткий зимний день. Хлябь снежная под ногами больше не раздражает
Елена Губанова. Фото Михаила Вязового
Минувшей осенью доктор педагогических наук, доцент Борисоглебского государственного педагогического института Елена Губанова стала лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования. Награду получила за создание учебно-методического комплекса "Технология, изобразительное искусство: в аспекте национально-регионального компонента декоративно-прикладного искусства (на материале воронежского края)". В него вошли четыре учебно-методических пособия, две монографии, серии видеофильмов, восемь программ от дошкольного образования до высшей школы, ряд статей в центральных журналах.
Национально-региональным компонентом Елена Николаевна занимается более 25 лет из тридцати, отданных высшей школе. Создала Центр керамики, где не только рассказывает детям историю воронежской игрушки, но и учит создавать такое чудо своими руками.
Причину успеха видит в огромном трудолюбии, привитом ей с детства родителями - простыми крестьянами.
- Помню, пасем коз и гусей, одновременно читаем Толстого или учим наизусть стихи Пушкина, - рассказывает Елена Николаевна. - На пруд идем или на речку стирать белье, учим английский: трешь и проговариваешь, посмотришь в листок и дальше. Кино по телевизору смотрим - вяжем платок, надо зубчик связать. В день - по зубчику, через месяц - платок, продал - 70 рублей заработал. Коз щиплем, Мордасову слушаем. Постоянно делали два дела одновременно.
Спасибо маме - научила нас распределять время. Стремились все успеть, иначе было неинтересно. В этом ритме я и живу до сих пор.
Школа была в соседнем селе - Елань-Колено, за 13 километров, ездили туда на тракторе, на санях, на велосипедах, а то и пешком ходили по колено в грязище - там тучный чернозем. Помню, мне было лет девять, застряла в колее и плакала. Мужик проезжал на тракторе, помог выбраться. В семь утра выезжали, чтобы успеть к девяти.
Коля, муж мой, учился на год старше меня. Его отец - Василий Дмитриевич Губанов - вывел Бороздиновский совхоз в миллионеры. С Колей всегда вместе были, он посвящал мне свои стихи и очень трепетно относился. До сих пор так…
Дом, где живут Николай и Елена Губановы, - старинный, купеческий, с резными наличниками и массивными воротами. На кирпичном заборе - две прялки и глиняная крынка. Во дворе у крыльца - тоже прялки, на рябине - скворечник и кормушка для птиц.
Заходим внутрь и попадаем... в музей народного быта. Но нет, не в тот, где экспонаты сиротливо скучают на пыльных полках, и откуда, несмотря на уникальность и неповторимость народных костюмов и расшитых рушников, все же хочется побыстрей выбраться на солнце.
В доме Губановых каждая вещица, каждый уголок пропитан не только историей, но и счастьем, любовью, солнечной энергией хозяев. Благодаря чему все, будь то дореволюционная мебель и рушники или современные плетеные стол и стулья, дышит и живет одной жизнью.
А еще в нем есть душа. Она чувствуется в удивительных глиняных игрушках, созданных руками Елены Николаевны. В старинном зеркале с посеребренной основой. В чуть кривой, но такой удобной этажерке, каких сейчас не найти. В диванчике с резными подлокотниками и спинкой с тремя полукружьями. В столетнем комоде - прочном, высоком, с сохранившейся резьбой по краям крышки и фасадам выдвижных ящиков. В раскладывающемся столике для пасьянса, что стоит у окна с занавесками, связанными крючком в качестве приданного. В прабабушкиных иконах в левом углу и лампадке перед ними. В фотографиях на стене...
- Вот мой дед на службе в царской армии, это бабушка с младшими детьми, вот здесь наши родители, мы с мужем, наши дети, - объясняет нам Елена Николаевна. - В этой шкатулке вырезка из "Коммуны" со списком реабилитированных, среди них мой дед - Перфильев Иларион Павлович: в 40 лет забрали и сразу расстреляли. Сестра моего отца тоже отсидела 15 лет. Дед имел две лошади, валял валенки - за что его было раскулачивать? За то, что умел работать? Вспоминали на улице, что бабка была модницей - платки каждый день меняла, сама вязала. Она осталась одна с десятью детьми после расстрела деда, выжили все, но не получили образование. Мне нравилось перебирать сундук с бабушкиными вещами, шить и вязать вместе с мамой, учиться у отца мастерить дудки из дерева и глины.
В небольшом коридорчике чего только нет. Тут тебе и женский праздничный костюм начала XX века, домотканые поневы, в которых лет сто назад щеголяли воронежские красавицы, и расшитые крестиком полотенца, отражающие историю и быт каждого района.
Кушаки - по ним можно было определить состояние владельца: чем шире и плотней, тем богаче хозяин. Лапти, кринки, прялки - все начала прошлого века или конца XIX века.
Мужские рубахи с оберегами - вышивки по краям. Дорожки домотканые, которые, по признанию Елены Николаевны, сердце греют больше, нежели ковры и паласы. Это и многое другое она принесла в свой домашний музей декоративно-прикладного искусства, появившийся еще в 1985 году, после того как закрыли созданный ею в педагогическом институте музей региональной культуры. В свое время за его основание ее включили в воронежскую историко-культурную энциклопедию.
Мы сидим в небольшой уютной комнате у камина на диване, покрытом домотканым ковром. На черном фоне - красные розы.
- Это коллективная работа, выполненная на фабрике в Елань-Колено тетей моего мужа и ее подругами, - объясняет Елена Николаевна. - За другую - портрет Ленина - они получили золотую медаль ВДНХ. Я ведь тоже вместе с аттестатом школьным получила профессию ткачихи третьего разряда.
Потрескивают дрова, чуть пахнет дымком, в душе - мир и покой. Слово за слово - и вся жизнь, как на ладони. Школьной подготовки хватило, чтобы преодолеть большой (было и такое) конкурс и поступить в Борисоглебский педагогический на педагогический же факультет. Привлекла специальность - педагогика и методика начального образования.
На четвертом курсе вышла замуж, родилась дочка Надежда. Пеленки-распашонки, учеба (очно!), диплом. Сюда же работать пришла лаборантом, а параллельно - в первую школу учителем.
Потом перемещаемся на кухню. На большом столе с выбитой скатертью - блинчики, манты и печеная тыква. На окнах - занавески с вышитыми гладью цветами, между ними - часы с кукушкой. И говорим, говорим...
- Дмитрий Лихачев писал: "Не зная культуру своего народа, трудно познать культуру другого", - продолжает наша героиня. - Поэтому историю города с детьми изучали на его улицах, много раз ходили в Дом ремесел. Все разработки публиковала в районной и областной газетах, центральных журналах. В 93-м году с двумя детьми поступаю в очную аспирантуру Московского педагогического. Мама сначала возмущалась, но муж поддержал. Две недели дома, две - в Москве. И так три года. Приготовлю запасы своим - пельмени налеплю, котлеты заморожу и уезжаю. Вскоре вышла моя первая книга "Декоративно-прикладное искусство". За ней - вторая. Потом все стали советовать писать докторскую диссертацию.
В апреле этого года после защиты вышила бисером икону Святого Николая. У нас ведь в семье три Коли - папа, внук и муж. Тогда же в районном отделе образования предложили подать документы на премию Правительства России. Благо, все было практически готово.
На новогодние праздники вся семья по традиции собирается вместе. Из Москвы приезжают сын, дочка с мужем и тремя детьми. Надежда закончила иняз Воронежского педуниверситета, работала в школе в Борисоглебске, потом вышла замуж за москвича и уехала в столицу. Их дочке Софье - шесть лет, двойне Коле и Свете - четыре. Сын Дима закончил в Воронеже политехнический с отличием, основательно изучил английский и теперь переводит технические тексты...
- Планов - тьма! - делится на прощание Елена Николаевна. - Хочу создать музей-лабораторию народного искусства, чтобы проводить дальнейшие исследования. Уже заручилась поддержкой районного руководства. Дом подходящий - старинный, присмотрела. Приступаю к созданию каталога необычных музеев воронежского края. В этом меня поддержала жена нашего губернатора Татьяна Гордеева, пообещав выделить деньги на его печать, как только будет готов макет. Продолжаю работать в педагогическом, заниматься национально-региональным компонентом: рассказываю малышам из детского сада и школярам историю воронежской матрешки. Главное, не сидеть, не ждать с моря погоды.
Вот так она и живет. Жена. Мама. Бабушка троих внуков. Хозяйка большого уютного дома, где потрескивает огонь в камине и все дышит русской стариной. Просто красивая русская женщина с косой до пояса...
Тамара ГАШИМОВА
г.Борисоглебск, Воронежская область
Источник: газета "Коммуна" N200 (25828), 31.12.2011г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012