28.12.11
Авторская колонка. Про...
.. .грядущий праздник и общество потребления
Предновогодняя суета сует. После работы все — в супермаркетах и торговых центрах. В поисках подарков к главному празднику года. А туда как попадешь — без увесистого пакета не выйдешь.
Зашла одна жительница Воронежа в магазин, который по-старому назывался бы не иначе, чем «Хозтовары», сковородку себе покупать. И – попала в маркетинговые сети. Путь до сковородки, которой прямо на входе не оказалось, был тернист. Началась игра под названием "Найди нужный товар, не умудрившись купить кучу бесполезной всячины".
А всячина прям так и манит глянцевыми поверхностями, завораживает яркими цветами, прельщает невиданными формами и размерами. И нет выхода из заколдованного места. Направо пойдешь — нож для резки мягкого сыра найдешь, налево пойдешь — еще пару сотен рублей потеряешь. А прямо — так и вовсе нескончаемый поток ненужных вещей, около которых — сплошь одни тычущие в них пальцы, то и дело толкающие перед собой корзинки от одной полки к другой, и круглые от изумления глаза.
Затерялась наша жительница среди товарного многообразия, не удалось ей справиться с поставленным перед ней заданием: хитроумные мерчендайзеры, управляющие ассортиментом изделий, и специалисты по размещению рекламы на местах продаж постарались на славу. Вышла она из магазина сама не своя: взор стеклянный, зевает — видно, утомил ее этот поход. Едет в маршрутке домой, а в голове — каша.
"Ой, так ведь терку-то маме я и забыла купить! — думает. — А обещала... Эх, ну, в следующий раз тогда..."
И так происходит с каждым. Вы — сто процентов — не раз за собой такое замечали!
Особенно от маркетинговых чар страдают женщины, падкие на все новое и яркое. Прямо как наша героиня — пошла за сковородой, а в результате прикупила вдобавок какой-то сомнительного вида нож (какая интересная штуковина, авось пригодится), несколько фоторамок и подставок (ну, это святое), шкатулку с розочкой (красивейшая такая розочка — глаз радуется — отчего ж не взять), резную фляжку для спиртного (вот и брату оригинальный подарок нашелся), свечки (Новый год же).
Положим, только последние можно было захватить в придачу к сковороде, ведь они являют собой символ предстоящего праздника. А о том, что обещала маме, и забыла. Почему? Ответ прост — "происки" все тех же оформителей торговых залов.
Особенное освещение, где надо — цветовая подсветка. Среди секретов успешного мерчендайзера есть такой: "Где нет света, там нет и продаж".
Действует и эффект совместного приобретения: возле пива размещают чипсы с сухариками, вяленую рыбу и другую закуску к пиву. Возле чая и кофе видна сдоба, конфеты, пирожные… Что же получается? Покупка одних товаров стимулирует приобретение других, а вместе с тем и желание купить весь набор сразу.
Но не только в расстановке самой продукции кроется тайна. "Стараются" и рекламные стойки, баннеры, гирлянды, холдеры, ростовые фигуры, листовки, визитки, коробки для чеков...
И все для чего? Чтобы ты, дорогой и глубокоуважаемый покупатель, побольше положил в свою корзинку, оплатил и увез домой, где большая часть из купленного, к сожалению, вряд ли найдет свое применение.
Вот вам и теплый семейный праздник Новый год — в пуховых носках и с подарками, — загнанный в тесные рамки, как и все вокруг, обществом потребления...
Анастасия Бырка
Источник: "Воронежская неделя", N 52 (2037), 28.12.11г. - 06.01.12г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012