23.12.11
Узорная вязь поворинского платка
Сразу за железнодорожной полосой, отделяющей территорию вокзала от города, «пушистой» ватагой толпятся женщины, с надеждой глядя на снующих туда-сюда по перрону пассажиров дальних (и не очень) поездов: выходить к путям строго запрещено полицией, иначе – штраф.
Но вот редкий "клиент", нарушив привычный маршрут "от ларька - к ларьку", с тревогой поглядывая на часы, решается и переходит своеобразный Рубикон, отделяющий его от жмущихся к стальному полотну мастериц и заветной покупки. Обвешанные с обеих сторон платками и с "гирляндами" вязаных носков и рукавиц на груди женщины бросаются навстречу потенциальному покупателю.
Вот такой удивительной красоты пуховый платок сработан поворинской мастерицей.
Фото Андреыя Монастырного
- Носки из собачьей шерсти есть? - сразу интересуется спешащий к поезду "клиент" у обступивших его со всех сторон мастериц пуховязального промысла, и чья-то одинокая рука неуверенно поднимается над укутанными в платки головами: "А кто их стрижет, собак-то?.."
- Долго ли вязать платок? - вопрошаю и я женщин, щелкая затвором фотоаппарата налево и направо среди равнодушных к моему "праздному" интересу поворинских рукодельниц. И наталкиваюсь на стену недоверия и непонимания: для чего, мол, спрашивает?
- Сам в Мазурке живет, а про платки ничего не знает! - выражает общее женское недоумение одна из мастериц-торговок, рослая тетка с белым платком на груди, и поворачивается ко мне пушистой серой спиной.
- Да про вас загадки можно загадывать! - пытаюсь шуткой растопить лед возникшего отчуждения. - "Спереди - белый, сзади - серый".
Не сработало.
Но реплика женщины задела меня, что называется, за живое. Что же я действительно знаю о платках?
Вспомнился мой одноклассник Колька, тихий троечник, вязавший вместе со своими родителями и младшей сестрой долгими зимними вечерами широкие пуховые "треугольники" и "квадраты", которые его отец потом носил на скрюченной радикулитом пояснице: распушивал… Колькина тетка, в начале гибельных девяностых разбогатевшая на торговле пуховыми платками, которые она скупала в большом количестве и отвозила на продажу в далекую морозную Сибирь, где изделия поворинских мастериц всегда были в большой цене.
Бабки-соседки, летом на лавочке бойко, не глядя на руки, снующие спицами и "врущие" длинные и узорчатые, как вязаные шарфы, деревенские сплетни.
Да, что-то маловато я знаю о платках.
В селе Пады Саратовской области, из которого мои "кочевые" родители переехали в Пески (мне тогда было пять), пуховые козы были редкими животными. Почти как верблюды. А вот здесь, в Поворинском районе, их, что называется, пруд пруди. И белых, и серых, и рогатых, и комолых. Козы в здешних селах, почитай, в каждом дворе. А у кого нет своих мелкорогатых кормильцев, те покупают пух на рынке. Хочешь - кудрявый, "кольцами", хочешь - "простоволосый". Хоть черного цвета, хоть серого, хоть коричневого. В любом случае в умелых руках из него выйдет отличный платок - легкий, мягкий, теплый и "долгоноский". Так местные мастерицы говорят.
А вязать платки поворинских девчонок (да что там, иногда и мальчишек, как моего друга Кольку!) учат рано - в шесть-семь лет. Пытался и я, что греха таить, в свои десять освоить эту женскую премудрость с помощью старшей сестры и даже несколько рядков узенького шарфа кое-как прошел сам, но... Не мужское это занятие, не мужское! (Колька, прости!).
Козы - животина беспокойная и вредная: кто пас - тот знает. А чесать пух специальными гребенками с этих рогатых "чертей" (это происходит в период их линьки, то есть в феврале-марте) - занятие не из приятных. Но и вычесать пух - это еще полдела. Ведь прежде чем он станет пряжей, его очищают от сора (козы часто попадают в репьи), стирают, сушат, ворошат, два раза прочесывают "ческами", отделяя от "охлопков". И только после этого утомительного процесса прядут вручную на прялках и сматывают в клубки, которыми так любят играть кошки любых пород и любого возраста.
Так все здесь повелось с XIX века, когда пуховязальный промысел только зародился на воронежской земле. Сейчас, в наше время высоких технологий, пух прочесывают не по старинке, а на пухочесальной машине, да и прядут на электрической прялке.
Да что там прядут! Некоторые умелицы даже вяжут платки, шали, косынки, шарфы и палантины на вязальной машине. Полчаса - и платок готов! А вручную над ним трудятся несколько дней. Но ценятся все же у покупателей больше пуховые изделия ручной работы.
Воробья, как гласит пословица, на мякине не проведешь! А узоры! Узоры каймы поворинских, а также борисоглебских, грибановских, новохоперских, терновских платков - это разнообразные комбинации ромбиков в два или три ряда, зубцов по краю! Наверное, только мастеру Морозу, расписывающему окна зимой по утрам и вечерам, под силу тягаться с воронежскими мастерицами.
Но вот платок связан, обрызган водой и распушен. Осталось его высушить, натянув на раму.
- Раньше платки продавались быстро, - выхожу из глубокого раздумья от горестного сетования одной из облаченных в серо-белый пушистый наряд женщин. - Бывало в молодости ночью, часа в три, пока ребенок спит, сбегаешь на вокзал, продашь косынку и назад. А сейчас один платок можно неделю продавать.
- Почему же так? - удивляюсь я.
- Так поездов сейчас через нашу станцию мало ходить стало. Да и к тем нас не пускают. А ведь основной покупатель кто? Пассажир поезда дальнего следования. Лучше всего - из Сибири. Там наши платки знают, там они и в цене.
А я снова вспоминаю Кольку и его удачливую тетку, разбогатевшую на поворинских пуховых платках в "лихие девяностые". Да, было время.
Андрей МОНАСТЫРН ЫЙ
город Поворино Воронежской области
Источник: газета "Коммуна" N195 (25823), 23.12.2011г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012