24.11.11
Полет "Синей птицы"
Культура | В Лисках завершился шестой областной фестиваль детских и юношеских театральных коллективов «Синяя птица»
В смотре, учредителями которого являются Департамент культуры Воронежской области, областной центр народного творчества и Администрация Лискинского района, приняли участие двенадцать коллективов. Жюри под руководством Народного артиста РФ Валерия Потанина пришлось изрядно потрудиться, ибо Фестиваль "Синяя птица" длился всего два дня.
Конечно, не все спектакли оказались равноценными – конкурс есть конкурс. Но наметились две тенденции, отражающие, впрочем, состояние современного театрального процесса, что можно было видеть и по недавно прошедшему в Воронеже Фестивалю "Театр детства и юности - XXI век".
Первая - развлекательная. Показательный пример - "Приключение капитана" детской театральной студии ГДК Лискинского района (руководители Г.Панкова и Н.Германенко). Собственно, это даже не спектакль, а концерт музыкальной и танцевальной студий, скрепленный на живую нитку конферансом. Да, поют-танцуют неплохо, но при чем здесь театр?
В музыкальной сказке "Волк и семеро козлят" студии "Смешарики" СОШ N12 (Лиски, руководители С.Артемова и С.Суслова) театральное начало выявлено неплохо, и детишки в красочных костюмах резвятся, создавая веселую суматоху на сцене, да только Волк как-то уж очень незаметно перековывается и начинает петь и плясать вместе с козликами. Пьеса лишилась конфликта и тоже рассыпалась на ряд номеров.
Правда, играют ее второклассники, и работают они всего два месяца, так что многие огрехи простительны. Но мне показалось, что постановщики сознательно лишили историю остроты. Лишь бы дети не пугались и не расстраивались.
А вот Лариса Борисова в "Чукоккале" по К.Чуковскому (театр-студия "Волшебники" Дома детского творчества Советского района Воронежа) акцентирует внимание на похищении Пауком Мухи-цокотухи и на спасении ее Комариком. И правильно: какая же драма без конфликта?
Спектакль вообще замечательный: перед нами одновременно и урок, и игра, все дети очень живые, яркие. Комарик (А.Кравчук) - настоящий рыцарь, а Муха-цокотуха в бесподобном исполнении Е.Ююкиной - свою арию она поет как опереточная примадонна - пример по-настоящему творческой работы с детьми.
Этот спектакль заслуженно был признан лучшим в младшей возрастной категории. Он счастливо сочетает в себе развлекательность с неназойливой дидактикой.
Вторую тенденцию я бы обозначила как поиск нравственного выбора.
Скажем, в постановке "Все лучшее - детям" Е.Орловой (литературный театр "Арлекин" межпоселенческого центра досуга Новоусманского района, руководитель Л.Антоненко) две линии: сугубо бытовая, связанная с неудобствами нашей жизни, и устремленная в подмирные выси, где ангелы (прелестные девочки с одухотворенными лицами) пытаются помочь этим бестолковым людям не совершить страшной ошибки.
"Все лето в один день".
Пьеска, прямо скажем, не шедевр, но режиссеру удалось обозначить и четко провести линию нравственного выбора; воспитательный момент также важен при работе с детьми. А ребята из арт-студии "Лира" Центра досуга, народного творчества и краеведения (Бобров, руководитель Т.Колмыкова) решают те же проблемы на… Марсе ("Все лето в один день" по рассказу Р.Брэдбери). Первая любовь, осознание себя в мире, вражда окружающих, как справиться с отчуждением - известные подростковые проблемы.
"Все лучшее детям".
Герои спектакля "Кое-что о том самом и не только..." давно мечтают о путешествии на Марс и даже пытаются сами построить космический корабль с помощью железной кровати, утюга и вентилятора. Эту ностальгическую пьесу Д.Калинина о юношах и девушках 1960-х годов ансамблево разыграл коллектив Воронежского института менеджмента, маркетинга и финансов (руководитель - Заслуженный работник культуры РФ В.Разуваев).
Исполнители подобраны по типажному принципу, но каждый создает полноценный образ. Трудная задача выпала на долю главного героя Димы (Д.Пушкарев). Он здесь и рассказчик истории, и ее герой. Не всякий артист справится с этим, но обаятельному мальчику многое удалось - мягкость, лиричность, вера в происходящее.
А вот три сценки театра миниатюр "Балаган" Совхозной СОШ Семилукского района (руководитель Е.Петрова) откровенно огорчили. Тревога постановщика понятна: слишком много в нашей жизни развелось цинизма, хамства, неразборчивости в средствах. Но сдаваться перед злом, как это происходит в миниатюре "Злой, добрая, гадкий" - значит, сбивать с толку детей, которым и так трудно разобраться в реалиях нашей жизни. Нравственный ориентир должен существовать.
И в этом плане литературно-музыкальная композиция по стихам А.Галича "Кадиш" ("Поминальная молитва"), которую показала детская студия театра "РАМС" из Россоши (руководитель Г.Хунгуреева), являет собой пример выбора прекрасного материала (цикл песен Галича посвящен подвигу польского педагога и писателя Януша Корчака, не пожелавшего оставить своих воспитанников дома сирот и принявшего вместе с ними мученическую смерть) и придания ему соответствующей формы.
Хунгуреева свободно использует многие приемы современного театра: и пластику мизансцены, и контрастное чередование страшного и смешного (детей ведут в лагерь уничтожения, а они радуются прогулке), и видеоряд, и световые эффекты. Неудивительно, что именно эта работа стала лучшей в старшей возрастной категории.
Спектакли театра-студии "На Пушкинской" Центра развития творчества детей и юношества Ленинского района Воронежа (руководитель Заслуженная артистка Украины Т.Сезоненко) всегда отличает оригинальность как замысла, так и воплощения. На этот раз представлена литературно-музыкальная композиция "День в музее", посвященная 300-летию великого ученого и поэта М.В.Ломоносова.
Сезоненко пришлось проделать нешуточную работу, отбирая из его поэтического наследия те стихи, которые хотя бы были понятны сегодняшнему зрителю. Эта по-настоящему просветительская работа построена как экскурсия по музею Ломоносова, в ходе которой дети в белых париках, соответствующих эпохе, разыгрывают его стихи.
Учеников Сезоненко вполне можно назвать маленькими профессионалами, настолько четко они выполняют задачи, поставленные режиссером. И недаром именно ребят из ее студии приглашают профессиональные театры ("Винни-Пух и все, все, все..." в театре кукол "Шут" и "Арест" - в Воронежском театре драмы имени А.В.Кольцова). Можно сколько угодно спорить о правомерности столь ранней профессионализации, но она налицо.
Вот такими были спектакли фестиваля - разными по стилю, по режиссерскому почерку. А общим было стремление приобщить ребят к вечно прекрасному искусству театра.
Людмила РОМАНОВА,
театровед, член жюри фестиваля
Источник: газета "Коммуна" N179 (25807), 24.11.2011г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012