22.11.11
Чтобы учить, нужно самим все время учиться
Образование | В Воронеж приехали педагоги Центрального федерального округа
После убедительной победы в федеральном конкурсе, организованном Министерством образования науки РФ, на долю Воронежского института повышения квалификации и переподготовки работников образования выпала задача принимать на своей стажировочной площадке педагогов не только области или Черноземья, что привычно, но и коллег из школ крупных областных центров Центрального федерального округа.
В аудиториях не студенты – учителя.
Областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования - учреждение во многом уникальное. Его особенность в творческом коллективе, который имеет хорошую традицию не отсиживаться в тихой гавани. Каждый год в работе преподавателей появляется что-то новое. В минувшем году, к примеру, приглашали школьных учителей устранить профессиональные пробелы в знаниях и тем самым повысить качество преподавания.
Одним из первых в стране Воронежский институт постарался приобщить педагогов области к Интернету и широкому использованию возможностей сети. Посыл прост: учителя должны быть грамотнее учеников, в последнее время весьма продвинутых в использовании преимуществ IT-технологий. А подтекст или, точнее, сверхзадача та же: повышение качества образования педагогов.
И вот новый проект, новая проблема, поставленная перед коллективом института после участия и победы в федеральном конкурсе «Развитие образования» по одному из главных направлений - "Достижение во всех субъектах России стратегических ориентиров национальной инициативы "Наша новая школа". Какие бы мудреные формулировки не применять, смысл опять тот же: стремиться поднять качество образования и профессионализм учителей, директоров школ.
К слову, в конкурсе участвовали профильные институты повышения квалификации учителей всех областей, и призовые места достались сильнейшим. Им и были даны карты в руки - образовать стажировочные площадки для учителей, обеспечить их компьютерами и прочим оборудованием, разработать методические и нормативные документы, предоставить дополнительные консалтинговые услуги. И - пополнить знания слушателей с помощью высококвалифицированных преподавателей в соответствии с программой Министерства образования и науки России. Участие в федеральном проекте продлится три года.
Таким образом решено на всей территории Российской Федерации распространить модели образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования детей.
Обучение, разумеется, будет бесплатным. Но если куряне или тамбовские учителя, к примеру, смогут из Воронежа ездить домой, то жителям Костромы навещать родных часто не придется. Стало быть, всем должны быть созданы комфортные условия для проживания, чтобы не судили о воронежцах, как о негостеприимных хозяевах.
К сегодняшнему дню эта проблема осталась позади. Стажировочная площадка потому и получила название, что слушатели в большей степени станут учиться у так называемых носителей актуального опыта, то есть крепких практиков-профессионалов.
Еще одна задача - подготовить ведущих консультантов по вопросам развития системы образования. Это уже из сотрудников высших учебных заведений, муниципальных служащих, наиболее подготовленных руководителей и педагогов школ. Тех, кто может быть экспертом в этой области.
Персональные данные подготовленных специалистов занесут в федеральный реестр (до 1000 человек). Их знания будут использоваться для экспертной консультативной помощи школам. По сути, это кадровый резерв и департамента образования области, и министерства.
Но пора вернуться к образовательной модели. Какой ее видят в институте?
По словам первого проректора, кандидата педагогических наук и доцента Льва Мозгарева, модель должна быть почти идеальным образцом, способным обеспечить высокое качество общего образования.
"Обучать на стажировочной площадке помимо учителей (предметников и начальных классов) будут и педагогов-воспитателей, сказал он. - Схема работы в общем-то проста и понятна каждому: мы выбрали лучшие школы, в которых есть учителя-профессионалы. На основе их работы создаем образовательную модель. Иными словами, раскрываем секреты учительской "кухни": как они работают, что их выделяет из общего ряда, за счет чего названы лучшими? И далее представляем эту модель уже на практике. У каждого учителя - физика, математика, филолога, биолога и так далее - есть в работе свои тонкости. Они ими поделятся".
Еще в ту пору, когда институт делал заявку на участие в конкурсе, ее составители предусмотрительно обозначили, что в области есть немало школ, на примерах которых можно учить других. Члены конкурсной комиссии, приезжавшие накануне подведения итогов для проверки, в этом убедились. Так что теоретическое обоснование осталось подтвердить на опыте школ. Что и будет сделано в рамках федеральной программы.
Следующее направление, по которому необходимо работать: "Информационно-коммуникационные технологии как средство доступа к образовательным услугам и сервису". Как рассказывает Лев Мозгарев, в этом разделе не предусматриваются курсы повышения квалификации. Главное - постоянная поддержка информацией учителей. Практикуются консультации, организация сетевых сообществ. Все это обеспечивается за счет грамотного использования IT-технологий. Будут конференции, конкурсы, консультации.
Четвертое по счету направление - реализация федерального образовательного стандарта второго поколения. Подразумевается, прежде всего, повышение квалификации учителей начальных классов.
Суть в том, что этот стандарт уже введен в первом классе. В будущем учебном году появится во втором и так далее. Обучение учителей преподаванию по стандарту второго поколения в институте уже проходит.
Одновременно и параллельно началась подготовка руководителей школ, управленцев-муниципалов.
Есть и пятое направление федеральной программы. Оно заключается в широком распространении модели государственно-общественного управления образованием.
Тема крайне важна, потому что до сей поры в целом не была развита. На этот раз речь идет также о повышении квалификации руководителей школ, и снова обучение будет проходить на примерах модельных, то есть лучших образовательных учреждений. К слову, их в области немало. К примеру, рамонские лицей и средняя школа N2, воронежские лицеи N8 и "МОК N2", гимназии NN 9, 3, имени Платонова, школы NN7, 51, 88, Шуберская школа в Новой Усмани и так далее.
Справедлив вопрос, кто должен учиться? Как уже говорилось, на курсы приезжают не только местные, но и учителя Брянска, Костромы, Белгорода и так далее. Не менее трехсот человек. Живой обмен опытом обеспечен в полной мере! К тому же в течение всех трех лет будут регулярно проходить различные обучающие мероприятия - семинары, конференции.
Любой воронежский педагог может напрямую обратиться в институт, чтобы узнать, что есть в программе полезного именно для него. Сайт института по этому проекту ежедневно обновляется.
Кстати, обновилось и название этого вуза. Отныне в официальных документах он будет фигурировать как Государственное бюджетное образование дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Воронежской области. И далее идет всем нам привычное: институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Евгения ЛЕЖАНИНА
Источник: газета "Коммуна" N178 (25806), 22.11.2011г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012