 |
19.11.11
Доброе сердце - большая семья
В Воронежском областном Центре психолого-педагогической поддержки и развития детей приемные мамы и папы учатся быть хорошими родителями
Когда жизнь круто меняется….
Вчера от Ани ушел муж. Точнее, не ушел, а на время переехал жить к маме, потому что его трехмесячный сын Ванечка день и ночь плакал и не давал папе высыпаться. Ваня – приемный ребенок, три недели назад его забрали из детского дома. Девушка уже не знала, к кому обращаться: педиатр уверял, что со здоровьем у малыша все в порядке, а надрывный плач все никак не прекращался. Дошло до того, что Аня накупила книг по фэн-шую и принялась передвигать мебель в комнатах. Но проходили день за днем, а результата не было. Совсем растерявшись, молодая мама позвонила психологу. На консультации выяснилось, в чем же дело. Когда Ванечка лежал в палате отказников, он видел лишь серый кафель на стенах и людей в белых халатах. Мальчика никогда не брали на руки, чтобы убаюкать, не гладили по головке, не подносили к окну, чтобы он посмотрел, как во дворе играют дети. Когда Ваня попал в настоящую семью, на него «свалилась» огромная любовь: с ним нянчились не только мама с папой, но и дедушки с бабушками, тети и дяди. В квартире всегда было весело и шумно. Аня ходила по дому в разноцветных футболках, а малыш спал в детской, обклеенной яркими обоями, да еще на постельном белье с рисунками из мультяшек. У новорожденных нет цветового зрения, но они умеют различать оттенки. Этот цветной калейдоскоп стал для малыша сущим кошмаром. Жизнь Ванечки круто изменилась, что оказалось для него сильнейшим стрессом. Психолог посоветовала Ане поставить детскую кроватку в другой комнате, где светлые обои, поменять постельное белье, на время ограничить контакты малыша с родственниками. Через пару дней мальчик перестал плакать. Таких историй заведующая отделом Воронежского областного государственного Центра психолого-педагогической поддержки и развития детей Дина Шафоростова может рассказать немало. Она и была тем специалистом, к которому обратилась Аня. Одно из направлений деятельности учреждения - Школа приемных родителей. Специалистам Школы приемных родителей каждый день приходится сталкиваться со слезами, мольбами и отчаянием людей. Одни мечтают стать приемными родителями, но боятся трудностей, с которыми могут столкнуться. Другие уже взяли на воспитание малыша, но не ожидали, что это повлечет за собой такое количество проблем. Третьи оформляют документы на своих внуков или племянников, которые стали сиротами. Здесь же мамы и папы могут получить консультацию семейного и детского психологов, дефектолога, логопеда. Детей здесь избавляют от комплексов, зажатости, агрессии, устраняют недостатки в произношении. Занятия со взрослыми проходят в форме семинаров и тренингов. Им рассказывают о психологических и физиологических особенностях детей-сирот, этапах адаптации ребенка в новой семье, рассматривают возможные варианты проведения их первой встречи с ребенком.
Зачем нужны чужие дети?
Специалисты Центра помогают найти ответы на "трудные" вопросы: нужно ли поддерживать ребенка в его желании общаться с друзьями из детского дома? надо ли говорить ему, что он - приемный? Дина Шафоростова считает, что ребенок должен знать правду. Велика вероятность, что рано или поздно она все равно откроется. - Но ведь тайна усыновления охраняется законом! - в свою очередь удивилась я. - Да, это так. Но практика показывает, что в 70 процентах случаев усыновленные и удочеренные дети узнают о своем происхождении. Иногда от посторонних людей, а иногда - от собственных родителей. Например, во время семейной ссоры. Заканчивается это всегда трагично: ребенок может замкнуться в себе, пуститься "во все тяжкие" или вообще уйти из дома. - Какие еще проблемы могут возникнуть у замещающих семей? - В первую очередь - с мотивацией. Большинство потенциальных родителей принимают решение об опеке или усыновлении на уровне эмоционального порыва, а это очень ненадежный фундамент для будущей семьи. Преодолевать трудности такие родители не готовы, они ждут, что все пойдет как по маслу, но так ведь не бывает. Другая не вполне надежная мотивация — это когда люди, потеряв родного ребенка, хотят найти ему замену в лице приемного. Как правило, им трудно смириться с тем, что этот малыш— совсем другой человек, что он не обязан быть клоном их прежнего сына или дочери. Или вот еще распространенный случай — попытка при помощи приемного ребенка сохранить распадающуюся семью. Некоторые ожидают от сиротки благодарности за заботу, за обеспеченную жизнь, за будущее наследство. Но детские глазки не горят, в них нет радости, любви к новым родителям. - Почему так происходит? - Наши психологи дают одно упражнение: они заставляют взрослых "прожить" ту ситуацию, в которой оказался малыш. Предлагают им написать на шести бумажках самые важные имена и слова. Например, "мой ребенок", "мои родители", "мой муж", "вера в Бога", "моя мечта". А затем просят по очереди, в порядке возрастания важности, отправлять их в корзину. На пятой-шестой записке человек начинает отчаянно сопротивляться. Ему говорят: "выбросьте, ведь это всего лишь игра" . В ответ слышат: "Да вы что, это же мои родители!" или "Как я брошу своего ребенка!" Тогда психологи продолжают: "Представьте, что вы имеете все, о чем можно мечтать: родных, любимую работу, крышу над головой. Вдруг раздается один телефонный звонок, и вы вмиг этого лишаетесь. Такие ситуации в жизни бывают. Допустим, этим звонящим человеком буду я - все у вас отберу". И вырывая из рук бумажку, натыкаются на отчаянное сопротивление, даже агрессию. А потом произносят: "Вы чуть не подрались со мной из-за бумажки. А что чувствует ребенок? Забрали его, допустим, пятилетнего, из детского дома. Что ему дали? Новую кроватку, новых друзей, школу, интересы. Все это пока незнакомо и еще недорого ему. Вы думаете, что сделали благое дело и ждете благодарности. А что осталось у малыша там? Друг Васька, с которым они спали на соседних кроватках и вместе мечтали о том, что найдут родных мам, или о том, как весело встретят Новый год. А еще к нему каждый день приходила нянечка Наташа и ласково гладила по головке. К ней можно было забраться на колени, она угощала печеньем и конфетками. Няня была для него всем. А еще ваш сын спал с каким-нибудь драным плюшевым медведем, который остался в детдоме. И вы все это у него отобрали". После такого упражнения отношение к "неблагодарному" малышу кардинально меняется.
Апельсин, виноград и вишенка
- Мой старший сын - виноград. Нежный, "вкусный", улыбчивый.. А вот младший - настоящий апельсин: яркий, сладкий, но с кислинкой. - А моя дочь - это клубничка. Хотя нет, скорее, вишенка. Есть в ней что-то пикантное, задиристое. В Школе приемных родителей идет очередное занятие. - Это задание научит вас понимать, что все дети - разные, потому и подход к каждому нужен особый, - объясняет шестнадцати мама и папам, приехавшим в областной Центр из Репьевки, семейный психолог Светлана Петухова. - А теперь подумайте, с какой музыкой у вас ассоциируется ваш ребенок? - продолжает Светлана Вячеславовна. Я заметила, что за время урока психолог ни разу не произнесла слова "приемный", ведь для всех собравшихся здесь людей их детки уже давно стали родными. Перед началом занятий гостям провели экскурсию по Центру. Многие здесь впервые. Они посмотрели лекотеку и сенсорную комнаты, логопедический кабинет и тренажерный зал. Сюда совершенно бесплатно приходят семьи, воспитывающие приемных детей или оформившие опекунство.
Идут занятия в тренажерном зале.
Оборудование спортзала рассчитано в том числе и на коррекционные занятия под руководством тренера: исправление осанки, плоскостопия и других физических дефектов. Тренажеры и оборудование для проведения спортивных состязаний на свежем воздухе Центр приобрел за счет средств гранта, выделенного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Технологии, созданные здесь, позволяют не только развивать ребенка, укреплять его физически, но и лечить нервные расстройства. Лекотека получила свое название из-за созвучия со словом "библиотека". Здесь, как в библиотеке, можно забрать любую понравившуюся вещь домой и вернуть через какое-то время. В середине комнаты, заполненной игрушками, стоит небольшая походная палатка. В ней любят проводить время застенчивые, скрытные детки, которым тяжело найти общий язык с окружающими. В палатке живет одинокий плюшевый клоун, всегда готовый выслушать маленького собеседника. Ему можно доверить мечты, поделиться самым сокровенным.
В лекотеке детей даже учат готовить. Правда, на игрушечной плите.
Детский психолог, работающий в лекотеке, учит ребят пользоваться предметами быта, помогает детишкам и их родителям наладить отношения, развивает скрытые способности ребенка. А вот сенсорная комната. На большом светодиодном экране, прямо перед глазами, стремительно проносится звездное небо. Можно лечь на кушетку и забыть про земные дела, путешествуя по космосу. К другому экрану, зеленого цвета, подключен микрофон, в который говорят ребята. Если микрофон улавливает в голосе агрессию или раздражение, экран меняет цвет на красный. Меня сначала удивило, что у многих мам и пап во время экскурсии на глазах появились слезы. Потом поняла: они как будто заново переживают те трудности, с которыми столкнулись, взяв на воспитание чужого ребенка. - Маленький человечек, который стал моим сыном, за свою недолгую жизнь успел увидеть много горя, жестокости, равнодушия. Психика, конечно, нарушена, нервы расшатаны. Есть и агрессия, и замкнутость, и недоверие. Он не верил даже мне, готовой ради него горы свернуть, постоянно ждал предательства. Больше года мы занимались с психологом, посещали развивающие занятия, прежде чем зажили нормальной жизнью, - делится сокровенным мама Галина. Многие утверждают, что в России не принято брать в семьи чужих детей. Дескать, и менталитет не тот, и материально мы не обеспечены. Но сотни мам и пап решаются подарить брошенному человечку счастливую жизнь. Ведь там, где доброе сердце, найдется место и большой семье.
Наталья НЕКРЫЛОВА
Источник: газета "Коммуна" N177 (25805), 19.11.2011г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|