09.11.11
Память о Соловках
Ко Дню памяти жертв политических репрессий
Международным историко-просветительским благотворительным и правозащитным обществом «Мемориал» опубликованы списки почти 2700000 имен людей, подвергшихся политическим репрессиям в СССР. Список, думаю, далеко не полный. К примеру, мой прадед, по чьей жизни прошлось колесо сталинского террора, не занесен ни в какие списки и учетные книги. На память о Соловках в нашей семье осталась фотография, где запечатлен изможденный старик в старом ватнике, в котором мы с трудом узнаем нашего сильного и красивого, бравого донского казака Якова Ивановича Безбородова.
Для него и для других казаков хутора Уваровский Воронежской области сентябрьский день 1933 года разделил жизнь на две части: до и после случившейся трагедии.
Плач детей и женщин, разоренные хаты, сосредоточенные мужчины. "Значит, так суждено", - сказал Яков Иванович домочадцам.
Представители новой власти вывозили со двора раскулаченных нехитрые продуктовые запасы, выгоняли из личного хозяйства скот. Через несколько дней люди в военной форме пришли и за главой семьи. Якова Безбородова арестовали и депортировали "за антисоветскую агитацию" и "без права переписки" в один из Соловецких лагерей. В нем мой прадед проведет двенадцать лет и вернется домой в 1945 году. Только тогда он узнает, что все эти годы семья, выселенная в сарай на окраину хутора, жила надеждой на его возвращение. В прежнем, выстроенном руками Якова Безбородова, доме разместились сначала клуб и изба-читальня, а потом магазин, медпункт и даже контора совхоза.
Узнает казак и о том, что в водоворот истории России попали все его домочадцы. Старшие братья Якова, воевавшие на стороне белых, погибли. В числе белогвардейцев, форсировавших в Гражданскую войну Дон, умер, попавший под обстрел, старший сын моего прадеда – Иван. Средний сын - боец Красной Армии Дмитрий - погиб в годы Великой Отечественной войны смертью храбрых на берегах Онежского озера при освобождении Ленинграда.
Радостным известием станет для Якова Безбородова новость о прибавлении в семействе: младшая дочь Екатерина, сочетавшись браком с бойцом Красной Армии Ильей Шумилиным, родит четырех внуков. Все они, несмотря на голод, вырастут красивыми и здоровыми.
Старший сын Екатерины, Всеволод, призванный сразу после школы на фронт Великой Отечественной войны, получит ранение при обороне Харькова и погибнет в одном из госпиталей Оренбургской области. А младшая дочь, моя мама - Зинаида, повзрослев, окончит Северо-Западный политехнический институт и около сорока лет проработает в оборонной промышленности СССР.
Трудно было вернувшемуся с Соловков казаку привыкать к новому укладу жизни. Но он, как прежде, до депортации, будет вставать чуть свет и работать на земле, теперь уже в хуторском коллективном хозяйстве, куда безропотно вступил вместе с семьей. Все его дети получат достойное образование и верой и правой будут служить Родине.
После возвращения из ссылки мой прадед проживет два года и ни разу, даже в кругу семьи, не выскажет упрека в адрес советской власти и ничего не расскажет о жизни на Соловках, ставшей частью горькой страницы в истории страны.
Автор: Светлана Шамакина
Источник: "Воронежская неделя", N45 (2030), 09.11.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012