09.11.11
Что ни город, то норов. "Бобр в серебряном поле..."
Городское летосчисление Боброва приходится на 1711 год. Именно в этом году имеются письменные упоминания, что Бобров - город. В памятной книжке Воронежской губернии за 1861 год, со ссылкой на еще более ранний источник – «Описание Воронежской губернии», читаем: "…жителей возвращенных Турции городов Азова и Таганрога переселить часть на р. Битюк, особой слободой при Бобровске"
Вот такой он, нынешний Бобров.. Фото Михаила Вязового.
У читателя может возникнуть и такой вопрос: а раньше что было?
Заглянув в глубь веков через исследовательские материалы археологов, мы можем узнать, что в наших краях обнаружены стоянки и селища сарматов и скифов. Татаро-монгольское нашествие на Русь оставило свидетельства не только археологические. В 1450 году войско Великокняжеское под предводительством коломенского воеводы Константина Александровича Беззубцева разбило на Битюк-реке шедших на Русь из Поля татар с Марбердей-Уланом. Об этом мы можем прочитать и у великого русского историка Карамзина.
Первая изба, поставленная в удобном месте правобережья Битюга, стала основой будущего города. В правление царевны Софьи в 1686 году летом по рекам Битюгу и Икорцу на месте небольших поселений (сторожей, арендаторских станов ухожеев и "ватаг бобровых гонов") построены слободы-крепости, в том числе и Бобровская.
Среди первых жителей были охотники и их семьи. К ним добавлялись беглые - от крепостной зависимости, с корабельных верфей, те, кто были в неладах с тогдашним законом. Этот период заселения слободы Бобровской можно сравнить с освоением Америки: люди и там, и у нас были "рисковые", с сильным характером, не боящиеся трудностей поселиться в безлюдном месте.
Среди первых 18 жителей был и предок А.И Солженицына, знаменитого писателя.
Все эти люди жили, говоря современным языком, без документов и налоги не платили. Петр I, узнав о такой ситуации, повелевает поселение сжечь. А сюда перевести дворцовых крестьян. В обязанность им вменялось сеять хлеб и снабжать продовольствием армию.
К переселенцам потихоньку вновь добавились беглые, недалеко ушедшие от обжитых мест. Однодворцы, крестьяне и вольные (беглые) - это те слои населения Российского государства, которые и являются основателями Боброва.
Переселенцы свое поселение обустраивали по всем правилам городского строительства. В 1707 году здесь уже были выстроены "государев двор, с бойницами и тремя башнями, вместо крепости" и деревянная Троицкая церковь.
Предположительно, крепость имела две стены по улицам Авдеева и Свобода, третья стена соединяла начало улицы Свобода и начало Авдеевой в современном их сравнении.
Внутри "государева двора" стояли казенные строения: приказная изба (администрация), воеводский двор с хозяйственными постройками, конюшенный двор, Троицкая церковь, казенный погреб для хранения пороха и других боеприпасов. В 1711 году, после неудачного Прутского похода, крепость Азов возвратили Турции, а жителей переселили в Бобровск, которому пожаловали статус города.
Бобров того времени - это небольшая, и только центральная часть современного города. Его границы проходили по современным улицам: Оборонительная - не менявшая свое название от времени застройки нашего города, Краснофлотская (бывшая Солдатско-ротная), Свободы - улица была короче, и называлась Гусиновская, имени Карла Маркса (бывшая Клемантовская). Город окружал земляной вал, затем шли незастроенные площадки для выпаса скота, а уж потом пригородные слободы. И вал, и выпасы для скота были еще предназначены для ограждения городской застройки от пожара.
В конце XVIII века Бобров получил план городского строительства, утвержденный в канцелярии императрицы Екатерины II. В нем предусматривались места для постройки государственных учреждений, основные дороги, площади, церкви. В рекомендации по городской застройке подробно расписывалось: "кожевенные и прочие заводы и скотобойни размещать по течению реки ниже города, дабы от них в город не происходило нечистоты и дурного воздуха, пивоварни, выше скотобоен, кузницы при въездах, у больших дорог, кладбища, чтобы были за городом".
Были означены и противопожарные меры: "...кровли крыть хворостом и соломой не допускать, кузницы строить в таком расстоянии от жилья, чтобы не угрожали". Определялись и места для каменного строительства зданий - это центр города.
Сегодня, спустя более 200 лет, мы видим, насколько наши предки были дальновидны в плане градостроительства.
Во времена Екатерины II Российская империя переживала административные изменения, города не только получали планы для застройки, но и происходило административное разделение. Бобров стал центром Бобровского уезда - одного из крупнейших (больше был только Острогожский) уездов в губернии.
Пожалован Боброву и городской знак, по примеру европейских городов. "Герб городу сему, высочайше конформированный Ея Императорским Величеством, прислан при указе из Правительствующего сената в 1781 году декабря 29 дня: бобр в серебряном поле, означающий имя сего города".
Город населен отчасти купцами, мещанами и разночинцами, а больше дворцовыми крестьянами и однодворцами. Статских чинов мужского пола - 75, женского - 56.
Промысел жителей города состоял из торговли купцов и мещан мелким товаром, нужным сельским жителям, и съестными припасами. Дворцовые крестьяне и однодворцы занимались хлебопашеством, скотоводством и пчеловодством.
За городской чертой располагались пригородные слободы. Азовка - происхождение названия по крепости Азов. Из тех мест пришли и другие названия азовских местечек. Ардаган - самый высокий холм, на котором выстроена Покровская церковь. Называется точно как турецкая крепость, а сейчас город в Турции. Есть в Азовке и Рыгайлов переулок.
Первые жители, прибывшие в наши места, имели особенность: в словах, где встречалась буква "ч", они заменяли ее на "ц", и говор получался цокающий. По этой особенности речи новых жителей стали называть цуканы, а место их проживания Цукановка. Постепенно непривычное языковое цоканье исчезло, а место проживания изменили на Чукановку.
Одно из самых старинных (это слово емко говорит о добротности здания, простой красоте архитектурного стиля, не подверженного модному влиянию, но всегда производящего великолепное впечатление) зданий нашего города - цейхгауз. Его возвели практически сразу, как только Бобров стал городом.
Предназначалось помещение для военных нужд, как военный склад, где хранилось оружие, порох. До середины ХХ века не изменялось назначение этого здания. За время своего существования там размещались Казанский, Каргопольский, Астраханский драгунские полки, 17-й Ново-Миргородский - уланский полк. В советское время, с 20-х годов - 56-й Стрелковый полк, затем медицинский склад. И только с конца ХХ века в нем размещаются цехи для столярных работ.
Здание городской администрации также имеет солидный возраст, это помещение бывшей земской управы, (земство в России было введено в 1864 году, а в Боброве начало свою деятельность в 1866). Представляло оно собой общественное самоуправление, в его компетенцию входило развитие просвещения, здравоохранения, коммуникаций, аграрная, ветеринарная и продовольственная помощь населению и выполнение местных нужд.
В состав земских учреждений входили земские собрания и уездные управы. Председателями земского собрания были уездные предводители дворянства. В марте 1918 года земство прекратило свою работу.
Но вернемся к зданию. Оно было построено в 1866 году, на пересечении Невского проспекта и улицы Секретарской. С первых дней города по соседству располагалась ярмарочная (базарная) площадь и самый большой в Воронежской епархии - Троицкий храм.
Здание земской управы строилось в два этапа, вначале одноэтажное, имеющее форму буквы "г", но для размещения всех присутственных мест оказалось мало, и пришлось надстраивать второй этаж.
В то время здесь служили: уездный предводитель дворянства коллежский асессор Д. А. Северцов, надворный советник А.А. Северцов, штабс-капитан И.А. Молоцкой, коллежский секретарь Н.Н. Стечкин, гвардии подпоручик М.И Сафонов, городское управление - бургомистр, купец 2-й гильдии И.И. Рассохин, уездный суд - судья поручик Л.М. Стрижевский, казначей - коллежский секретарь И.Н. Афанасьев, полицейское управление - А.С. Богомолов.
Здание городской школы N2 было построено в 1907 году и предназначалось для мужского приходского училища (начальное школьное образование для мальчиков). Оно мало чем отличалось от типовых образовательных учреждений того времени, главный же фасад выдержан в торжественном духе архитектурного классицизма.
За более 100-летний период своего существования здание увеличилось за счет пристройки с западной стороны, и кроме школы, только в годы Великой Отечественной войны около года здесь был госпиталь. А через дорогу от школы находился дом, где жили родители выдающегося фольклориста, собирателя русских народных сказок А.Н.Афанасьева.
Поднимаясь выше по улице Кирова, мы можем зайти в "Золотой" магазин, но никакого золота там не обнаружим. Его название (здание всегда было торговым местом) возвращает нас во времена НЭПа: в магазине можно было купить товар, какой только душе угодно. У входа дежурил швейцар, и детворе, и тем, кто хотел просто поглазеть, вход сюда был закрыт.
Позднее, в начале 30-х годов, когда в стране начался голод, этот магазин был продовольственным, с обилием самых лучших товаров. Но по-прежнему дверь покупателям открывал швейцар в форме и с большой окладистой бородой. Но открывал дверь только для тех, кто приходил с золотыми и серебряными вещами. Здесь у ювелирных изделий проверяли пробу, взвешивали, а в обмен выдавали бонны, на которые можно было покупать продукты. И люди, имеющие золотые и серебряные вещицы, несли их в обмен на продукты. Семьям нужно было пережить то страшное голодное время.
Очень гармонично смотрятся старинные постройки. Фото Михаила Вязового.
Воронежское областное училище культуры, один из корпусов которого выходит на улицу Кирова, относится к старым зданиям города (хозяйкой была С.И. Богородицкая). До 1917 года в подвалах варил хорошее пиво поляк, там же, в третьеразрядном ресторанчике, его и подавали. Потом здесь работал магазин, где в 30-е годы выдавали продукты по карточкам, за их отовариванием выстраивались огромные очереди, были "давки", так как продуктов всем не хватало. В годы войны здесь размещался госпиталь (по воспоминаниям - для больных с ранениями головы). С 1947 года начала работать культпросветшкола. В скверике училища стоит бюст одному из великих наших земляков - А.С. Суворину, книгоиздателю, писателю, меценату.
Памятник А.С.Суворину. Фото Михаила Вязового
Утро Российского Императора начиналось с чтения газеты "Новое время", которую выпускал А.С. Суворин. Именно он заметил талант молодого писателя А.П. Чехова, и оказывал помощь и содействие многим творческим людям. Символично, что в скверике училища, где воспитывают молодые таланты, недавно открыт памятник А.С.Суворину - человеку, покровительствующему людям литературы и искусства.
Елена СТЕПАНОВА, историк-краевед
г.Бобров, Воронежская область
Источник: "Воронежская неделя", N 45 (2030), 09.11.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012