02.11.11
"Я живу в стране страданий..."
Театр
В юности в моем поколении не было ни одного человека, который не знал бы три поэтических имени: Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский. Они стали как бы символом обновления страны в период «оттепели». Из этих троих самым сложным казался мне Андрей Вознесенский: неожиданные рифмы, метафоричность, странность названий – "Треугольная груша", например.
Позже, когда мне открылись ранее потаенные имена Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой - кстати, не без помощи упомянутой троицы, - я поняла, кому наследует Вознесенский. И личность его, и творчество в течение всех последующих лет неизменно вызывали уважение.
Поэт скончался не так давно, и - как это нередко бывает - поэзия его вновь вызвала всплеск интереса. А может быть, молодой артист Воронежского Камерного театра Борис Алексеев всегда этот интерес ощущал. Во всяком случае, получив приглашение на открытие "Театра одного", где должна была состояться премьера спектакля "Оза" по произведениям Вознесенского, я решила пойти непременно.
Помня Борю Алексеева еще студентом академии, где на экзамене по сценической речи он читал поэму Александра Блока "Двенадцать" (совершенно неожиданно и очень интересно), следя за его работой в Камерном театре, где не так давно он сыграл труднейшую роль Ореста в трагедии Еврипида "Электра и Орест", я была уверена, что зрелище окажется достойным. Так и случилось, ожидания меня не обманули.
Борис Алексеев.
Поэтическая композиция "Оза" включает в себя как давние, хорошо известные стихи поэта, так и написанные уже незадолго до кончины. Но это не антология по годам, а скорее - по настроению, атмосфере.
Скажем, давнее стихотворение "Бьют женщину" встык ставится с произведением, где два современных хлыща предлагают даме бальзаковского возраста провести с ними время, назначив определенную цену. Она вначале ликует, думая, что еще не вышла в тираж, а когда узнает, что платить должна она, ярости ее нет предела.
Все сложные оттенки женских чувств Борис передает прекрасно, как, впрочем, и любовь-благоговение мужчины к возлюбленной в стихотворении-молитве "Аве, Оза". Так, впрочем, и должно быть: актер ведь существо андрогинное.
Рассказы-монологи о частных судьбах людей постепенно переходят в размышления о жизни в стране, о произошедших переменах, об исторической судьбе России-страдалицы и благодаря темпераментному исполнению наполняются такой болью, что внутри ощущаешь горячий отклик на все это, родное и близкое собственным переживаниям.
Происходит именно то, что и должно происходить с настоящим произведением искусства: ты ощущаешь, что ты не один в этом мире, есть человек, который живет теми же чувствами, теми же мыслями, просто ты не в состоянии это выразить в художественной форме, а он может.
В соответствии со всеми законами художественного произведения артист выстраивает свое действо по принципу контраста, или, если взять терминологию кино, параллельно-монтажно: страстные темпераментные куски чередуются с тихими размышлениями, что усиливает впечатление. Тому же служит и музыкальное оформление, выбранное, надо полагать, самим артистом.
Сравнение с кино вовсе не случайно: спектакль Алексеева произвел на меня почти такое же впечатление, какое производят наши русские фильмы последнего десятилетия, к примеру, "Кочегар" Алексея Балабанова или "Елена" Андрея Звягинцева: ощущение произошедшего со страной как катастрофы и падения всех нравственных норм. Его можно было бы назвать деструктивным, если бы не восхищение талантом художников. Вот уж воистину:
Талант - единственная
новость,
которая всегда нова.
Людмила РОМАНОВА, театровед
Источник: газета "Коммуна" N 167 (25795), 01.11.2011г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012