01.11.11
В контексте времени
Театр | Режиссер Адгур Кове снова приехал в Воронеж – на этот раз, правда, в гости
Адгур Кове. Фото Михаила Вязового
Имя Заслуженного артиста России Адгура Кове хорошо известно воронежским зрителям. Долгие годы он руководил труппой Борисоглебского драматического театра имени Н.Г.Чернышевского, затем работал в Воронежском ТЮЗе. Недавно именно здесь, в ТЮЗе, на Фестивале «Театр детства и юности - XXI век» был показан его спектакль "О мышах и людях". Только поставлен он на сцене Тверского театра юного зрителя, которым режиссер руководит ныне.
Кстати, наш разговор с Адгуром КОВЕ состоялся накануне его пятидесятилетия.
- Адгур Михайлович, почти два года назад вы сели в машину и отправились из Воронежа в Тверь, где вас ждал свой театр. А теперь приехали к нам в гости - с одним из его спектаклей. Что же еще изменилось в вашей жизни с тех пор?
- По большому счету, наверное, вряд ли что-то изменилось. Образ жизни примерно одинаков, когда ставишь спектакли. Количество их, правда, после переезда в Тверь увеличилось.
- Помнится, когда вы возглавляли Борисоглебский драмтеатр, ставить приходилось много. Те рекорды еще не побиты?
- Самый рекордный сезон в Борисоглебске - когда было поставлено то ли девять, то ли одиннадцать спектаклей… Конечно, не только мной, но и приглашенными режиссерами. Сейчас в Твери мы должны выдавать пять новых спектаклей в сезон. Я, когда возглавил ТЮЗ, подряд сделал шесть. И немножко перетрудился, если честно. Сейчас решил сделать небольшую паузу. У нас ставит приглашенный режиссер, а я, как видите, езжу по фестивалям.
Вдвоем с директором Александром Бахаревым мы стараемся участвовать в театральной жизни страны. Иногда вместе ездим, иногда - он один, а когда - только я... После Воронежа отправлюсь в Нижний Новгород, на фестиваль "Колесо". На три или четыре дня сюда приезжают руководители театров, режиссеры, критики со всех концов страны и смотрят спектакли местного ТЮЗа.
- А время ставить где-то, кроме Твери, находите?
- До нынешнего сезона его просто не было. Я работал в режиме, что называется, конвейера. Сейчас времени побольше, но я накапливаю силы.
- Все ли замыслы удается осуществлять?
- Планировал, например, одну вещь поставить ко Дню Победы. Даже макет был готов. Но у меня возникло интуитивное ощущение, что лучше взять другой материал. И я быстро, буквально в течение двух дней, нашел его. Поставил пьесу Владимира Гуркина "Саня, Ваня, с ними Римас". И, как выяснилось, это было попадание. Плюс к тому - познакомился с Гуркиным, и это была фактически последняя премьера перед его смертью.
- Какова сейчас культурная жизнь в Твери - в частности, театральная? До Воронежа доходит лишь крайне разрозненная информация о ней. Припоминаю разве что разговоры о некоем проекте Марата Гельмана, аналогичном пермскому...
- Гельмановский проект, кстати, показался мне довольно-таки любопытным. Это происходило в старом здании Речного вокзала, предназначенном для других целей и находящемся в длительном ремонте. И на этом фоне была развернута выставка картин, инсталляций. Что касается театров, то в Твери их три - помимо ТЮЗа, Академический театр драмы под руководством Народной артистки России Веры Ефремовой (у которого есть свой почерк, есть свой стиль и свои поклонники) и театр кукол. Много студий - любительских, полулюбительских.
Проводили в прошлом году впервые за долгие годы театральный фестиваль. Мы тоже в нем участвовали, и успешно. А вот аналогов, например, воронежского "События сезона" - нет. Воронеж все-таки миллионный город, а в Твери - около трехсот-четырехсот тысяч жителей. Понятно, что в каких-то вещах он уступает Воронежу. Немножко мешает Твери, мне кажется, близость к Москве. Очень многие люди имеют интересы в столице, куда легко добраться. Молодежи проще уехать...
- Но и московским критикам к вам заехать проще?
- И мы стараемся приглашать практически на каждую премьеру профессиональных театроведов, чтобы они давали оценку нашим работам.
- В Воронеже вы после отъезда впервые. Что-то изменилось в городе?
- На мой взгляд, он стал чище. Видна везде большая стройка. Причем, кажется, не как в "Ревизоре", а реальная.
- Готовящееся к открытию после реконструкции здание Кольцовского театра видели?
- Да. Есть большая надежда, что скоро в его стенах можно будет увидеть новые спектакли. Я ходил по воронежским улицам, и они изменились. Стало чище, просторнее, цивилизованнее.
- А из увиденного на фестивале что-то хочется отметить?
- Из того, что я видел, очень симпатичным показался спектакль Рыбинского театра кукол "Шиш, или Как мужик с царем поссорился". Я смотрел его как художественное произведение, и оно оказалось весьма состоятельным.
- В других воронежских театрах побывали?
- Желание-то было и есть, но не нашлось времени. Ведь, помимо фестивальных спектаклей, проходили обсуждения в ТЮЗе и, конечно, общение с людьми, которых не видел два года. Увы, не дошел ни до Камерного, ни до Кольцовского театра.
- Глядя из Твери - как вы оцениваете свои спектакли, поставленные в Борисоглебске и Воронеже?
- Мне очень жалко, что быстро был снят с репертуара спектакль "Любовные люди" - мне кажется, это была очень хорошая работа. Мы его даже не успели на видео снять - спектакль просто пропал. Он выпил много крови и мне, и актерам Воронежского ТЮЗа, но это тот редкий случай, когда наши старания оказались не зря. В Борисоглебске тоже был целый ряд очень хороших спектаклей - часть из них зафиксирована на пленке, часть - нет.
- Есть ли какие-то особенности у спектаклей, поставленных у нас и в Твери? Влияет ли на вашу работу и выбор пьес реальность, в которой приходится вариться?
- Для меня нет разницы между спектаклями, поставленными в Сухуми, Воронеже, Борисоглебске, Сан-Паулу. География никакой роли не играет. То, что происходило в моей жизни, никак не соотносится с моими режиссерскими работами. Возможно, у других постановщиков не так. А у меня художественная идея, сверхзадача должна откликаться на те веяния, на ту атмосферу, которая носится в воздухе этого мира. Сейчас потихоньку работаю над пьесой "Язычники" Анны Яблонской. Мне кажется, за долгое время \то первое в современной драматургии по-настоящему сильное произведение, говорящее о каких-то важных вещах, происходящих сейчас с нами, внутри нас. Другой вопрос, что пьеса не шедевр, с шероховатостями - а с драматургом уже не поговоришь, потому что она погибла во время теракта в "Домодедово"... Сложновато немножко, но я надеюсь, что осилю.
Беседовал Виталий Черников
Источник: газета "Коммуна" N 167 (25795), 01.11.2011г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012