15.10.11
В народных традициях
Дневник фестиваля «Театр детства и юности – XXI век»
Два коллектива привезли на воронежский фестиваль спектакли, созданные на фольклорной основе
Оба - кукольные, что вызывает некоторое недоумение: фестиваль-то все-таки ТЮЗовский, а искусство театра кукол - особое, и у них свои фестивали. Но это реплика в сторону организаторов, а оба спектакля - отличные.
Рыбинский театр кукол впервые в Воронеже. Их спектакль "Шиш, или Как мужик с царем поссорился" имеет в основе рассказы Бориса Шергина. Но шергинская проза - как раз стилизация под фольклор. А разыгрывает его простая деревенская семья, надо думать, перед своими односельчанами. Актеров всего трое: Заслуженная артистка РФ Н.Котова, А.Быков и А.Пасынкова.
Кукол они меняют в процессе игры, превращаясь то в царя, то в цареву грудастую жену, то в мужика - во всех действующих лиц поочередно.
Лукавая шергинская речь создает полное ощущение народного сказа; история мужика Шиша, который "вызолотил" лбы трех женщин царской семьи, то бишь покрыл их грязью, полна народного юмора, не обходится и без скабрезностей, вполне уместных в данном тексте.
Режиссер А.Смирнов хорошо чувствует природу жанра, нигде не скатываясь в пошлость. Все трое исполнителей очень хороши, существуя одновременно и в роли деревенского жителя, и в нескольких ролях персонажей. Но особо хочется отметить Н.Котову, статную красавицу с низким грудным голосом, такую русскую, такую некрасовскую крестьянку! Тут "русский дух, тут Русью пахнет…"
Национальный драматический театр имени Б.Басангова Республики Калмыкия - давний друг и участник воронежского фестиваля. Разные спектакли они привозили, но никогда - кукольного. И вот в инсценировке и постановке Е.Ивановой (Ростов-на-Дону) восемь актеров разыгрывают "Семьдесят две небылицы", в основе которых - веселые калмыцкие сказки.
Задорный, живой, динамичный спектакль с прекрасно выполненными куклами в национальных нарядах, в котором есть и грустные моменты (сцена прощания умирающей матери с двумя сыновьями и дочкой), и коварство злобного хана, и простодушие героя-пастуха, и любовь и преданность сестры к брату, и множество веселых небылиц, в которых к концу спектакля запутываются и артисты, и зрители.
Здесь также ощутим национальный дух, колорит, особо пленяет какое-то наивное актерское простодушие и бесстрашие. С помощью такого обыкновенного материала, как веревки, артисты на наших глазах создают лошадь, жеребенка, ос, дроф, сусликов, зайцев, тут же показывая зрительному залу плоды своих усилий и предлагая детям играть с ними, жужжа, как осы, или прыгая, как зайцы.
Небольшое сценическое пространство (спектакль шел на малой сцене) также активно используется артистами, трансформируясь то в степь, то в море с помощью обыкновенных кусков материи разного цвета. Приемы вроде нехитрые, не новые, но очень уместные именно в этом спектакле.
Оба театра продемонстрировали уверенный профессионализм, точность выбора и гармоничность решения, за что им долго аплодировали благодарные зрители.
Людмила РОМАНОВА, театровед
Источник: газета "Коммуна" N 158 (25786), 15.10.2011г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012