14.10.11
Развод и девичья фамилия
Дневник фестиваля «Театр детства и юности – XXI век»
Казанский ТЮЗ еще раз доказал, что водевили Антона Чехова по-прежнему смешны
В книге "Музей революции" историк советской культуры Евгений Добренко делится своими наблюдениями над сделанными в сталинскую эпоху экранизациями русской классики. Несколько страниц посвящены сравнению фильма по чеховской "Свадьбе" с оригинальным водевилем про то, как на свадьбу "ради повышения статуса" пригласили генерала, а гость оказался в конце концов капитаном второго ранга в отставке. "В фильме… можно найти все: и юмор, и сатиру, и безвкусицу, и блестящий актерский ансамбль.
Элементы эти настолько не стыкующиеся, что один часто нейтрализуется другим. Например, в водевиль не просто вводится тема "преступления против человеческой личности", но несколько реплик "генерала" у Чехова превращаются в фильме в целую сцену, сопровождаются "трагической музыкой", и комичный эпизод перерастает в настоящую кульминацию унижения "маленького человека".
С тех пор долгие годы эта небольшая пьеса воспринималась в первую очередь сквозь призму советской интерпретации.
Благодаря фестивалю "Театр детства и юности - XXI век" у воронежских зрителей появилась возможность сравнить - как воспринимается и интерпретируется чеховский материал в 2011 году.
Казанский государственный театр юного зрителя привез в Воронеж свою "Свадьбу с генералом" (постановка Заслуженного деятеля искусств РФ Владимира Чигишева). И спектакль получился едва ли не ностальгический.
Сцена из спектакля "Свадьба с генералом". Фото Виталия Черникова
Создатели этой постановки придумали ход, наверное, не слишком оригинальный, однако позволяющий и актерам, и зрителям слегка дистанцироваться от изображаемых событий. Перед нами не только чеховский водевиль, но и стилизация под отечественное дореволюционное кино (снятое, разумеется, одним планом в единственной декорации).
Спектакль начинается со звуков старенького кинопроектора и таперского пианино, "изображение" на сцене дрожит, мимика персонажей гротескно преувеличена, они суетливо дергаются, словно пленку пустили ускоренно. Один и вовсе похож на Чарли Чаплина. Каждый изображен одной краской (кроме, пожалуй, мнимого генерала РевуноваКараулова в исполнении Заслуженного артиста Республики Татарстан Вячеслава Казанцева). Как и в первых фильмах, их лица выбелены, отчего персонажи слегка напоминают вампиров.
Впрочем, режиссер вряд ли имел в виду эту зловещую аналогию. Персонажи спектакля Владимира Чигишева - и надменный капризный молодой супруг с говорящей фамилией Апломбов (Ильфат Садыков), и обожающая петь душещипательные романсы гостья Змеюкина (Алсу Густова), и Ревунов-Караулов - смешны и вполне безобидны.
Чувствуется удовольствие, с которым казанские артисты произносят чеховский текст, пляшут, корчат рожи. Практически у каждого есть свое комическое соло. Особенно удался показ постепенного коллективного опьянения. Но наутро приходит неизбежное похмелье - что в девятнадцатом веке, что в двадцать первом; перья из распоротой женихом перины медленно падают на землю, а персонажи, задрав головы, наблюдают за ними завороженно и устало. Сил плясать и скандалить уже нет. Праздник закончился, наступили будни.
Автор: Виталий Черников
Источник: газета "Коммуна" N 157 (25785), 14.10.2011г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012