14.10.11
Неиспользованные возможности
Дневник фестиваля «Театр детства и юности – XXI век»
На своем фестивале воронежцы показали "Недоросля"
Сцена из спектакля "Недоросль". Фото Константина Толоконникова
Написанная 230 лет назад пьеса Дениса Фонвизина теперь кажется созданной именно для детского театра, ибо поднятые в ней проблемы не только не устарели, но, кажется, стали еще более животрепещущими. И, наверно, недаром взял ее для постановки в Воронежском ТЮЗе Заслуженный деятель искусств РФ Александр Латушко, вообще хорошо чувствующий природу детского театра.
Взять-то взял, а вот с воплощением возникли трудности. Оно и понятно: слишком резка граница между положительными и отрицательными героями, и, чтобы не впасть в нравоучение, нужно было решить проблему положительных: очень уж они скучны в пьесе, написанной на заре русской драматургии.
Воплощают-то они идеал автора. Хочешь не хочешь - надо соответствовать. А какая благодатная тема воспитания - вот уж тюзовская! Но исходим из того, что увидели.
Спектакль распадается на ряд красочных картинок из жизни помещиков XVIII века. Режиссер выстраивает действие, следуя не внутренней логике его развития, не естественному существованию персонажей в этом развитии, а руководствуясь чисто внешними признаками.
Ну, скажем, госпожа Простакова (И.Клепикова). Всем известно, что она самодурка. Значит, как можно больше крику, размахивания руками, удары направо и налево. Ах, она еще и любящая мать? Значит, приторность обращения к Митрофанушке, заискивание перед Стародумом, от которого зависит женитьба сына на Софье, - и все это без всякого оправдания подобных переходов.
Нянька Еремеевна (Е.Криштопа) - жертва крепостнического произвола? Значит, ноющие интонации, неестественная скрюченность, битье на жалость. Господин Скотинин (С.Смирнов) - любитель свиней - сделаем из него свинью в ермолке.
"Друг честных людей", или Стародум (Заслуженный артист РФ Б.Голощапов) - изрекатель прописных истин? Ну и пусть бормочет что-то скороговоркой, кому нужны его высказывания? Софья (Ю.Лихобабина) - просто русская девушка с косой. Милон (О.Бондарь) и того хлеще: нескладный, какой-то нелепый переросток, недалеко ушедший от Митрофана (В.Садовников).
Ну и так далее. Все зависит от степени таланта и опыта актера.
Справедливости ради надо сказать, что не все еще забыли то, чему их обучали в академии искусств, - выстраиванию образа, исходя из внутренней сущности персонажа. Так, Е.Сидоренко убедительно рисует своего господина Простакова мягким, незлым человеком, полностью находящимся под каблуком у жены. А.Лунев (семинарист Кутейкин) четко выстраивает рисунок роли - он и смешон, и подловат, и льстив - этакий маленький Тартюф. Невелика роль, а сколько сказано!
В.Кривошеев играет своего Вральмана - кучера-учителя - легко и изящно. Наконец, Заслуженный артист РФ А.Новиков находит для своего Правдина совершенно неожиданные краски. Этот поборник справедливости выглядит лицемером, восхваляя человеческие качества Стародума или гневаясь по поводу бесчинств Простаковой. Так и кажется, что взятое им в опеку имение вскоре к нему и перейдет, а страстные обличения нужны ему лишь для обделывания своих не слишком приглядных дел. Это делает образ Правдина неожиданно современным, перекидывая мостик от века XVIII в многострадальный наш мир.
Но эти отдельные удачи ничего не решают в спектакле, лишенном целостности и единства замысла. К сожалению.
Людмила РОМАНОВА, театровед
Источник: газета "Коммуна" N 157 (25785), 14.10.2011г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012