14.10.11
Социальная педагогика идет к финишу?
Образование | Воронежский промышленно-гуманитарный колледж стал настоящей Alma mater для молодых инвалидов
Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж имеет солидный опыт обучения ребят-инвалидов, сирот, детей родителей-ликвидаторов чернобыльской аварии. Это учебное заведение – единственное в Воронежской области, имеющее отделение «Социальная педагогика», где готовят социальных педагогов-реабилитаторов.
Педагоги колледжа умеют работать с детьми-инвалидами и постоянно совершенствуют образовательные методики и технологии комплексной реабилитации. В итоге студенты получают профессию, а вместе с ней уверенность, что сумеют устроить судьбу. Это, согласитесь, дорого стоит, потому что мы, увы, больше говорим о равных возможностях в образовании, а на деле чаще руководствуемся предрассудками и стереотипами, вроде тех, куда уж там инвалидам учиться. А в колледже для них созданы нормальные рабочие условия и совместное со здоровыми студентами обучение.
Такой опыт Людмила Анищева и ее коллеги приобрели еще в 90-х годах, когда начали обучать выпускников интернатов для слабослышащих детей и с последствиями детского церебрального паралича на курсах операторов ЭВМ, секретарей-референтов, радиомехаников и прочих.
Педагогам колледжа пришлось освоить и технологии обучения взрослых, получивших инвалидность в результате аварий и несчастных случаев. Позднее, в Финляндии, у своих коллег из города Порвоо преподаватели узнали, что уже много лет работают в соответствии с принятыми европейскими принципами реабилитации и инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями.
Студентки колледжа - частые гости в домах-интернатах для сирот.
Подготовку социальных педагогов-реабилитаторов колледж открыл не случайно.
Работа с детьми-инвалидами одновременно с учебой в колледже послужила хорошей школой жизни студентам отделения социальной педагогики. Они проходят практики в интернатах, реабилитационных центрах, пансионатах для пожилых людей, где получают не только специальные умения и знания, но и учатся сопереживать чужим невзгодам, чувствовать чужую боль.
Это редкое качество делает их людьми незаурядными в нашем обществе, где прагматизм и эгоизм возводятся чуть ли не в степень.
Для чего нужно было колледжу брать на себя такую трудную ношу?
Он действительно во многом индивидуален, не похож на другие. Нигде в средних специальных учреждениях Воронежской области не ведется целенаправленная работа с преподавателями и студентами по проблемам обучения инвалидов. Не хватает программ переподготовки или повышения квалификации педагогов профобразования, работающих с нездоровыми детьми. А в колледже, кроме специализированных программ обучения студентов, внедрено их дистанционное обучение, разработанное под конкретные целевые группы, и учебные курсы.
Дело в том, что, к сожалению, кроме детей-инвалидов, далеко не все школьники к выпускным классам сохраняют стопроцентное здоровье.
Потенциальные абитуриенты-инвалиды не знают своих прав, специфики сдачи вступительных экзаменов, плохо ориентируются в выборе специальности. Они постоянно испытывают дефицит информации. К тому же тенденция такова, что больных детей становится больше. "Чтобы не встать однажды перед этим фактом, нужно быть готовыми к ситуации: уметь таких студентов обучать, помочь вписаться во взрослую жизнь и по мере сил реабилитировать", - заметила Людмила Ивановна.
В большинстве европейских стран к решению подобных проблем комплексно подключаются медицинские, психологические и социальные службы. По этому же пути решили идти и в колледже.
Первыми в Воронеже здесь создали серьезную психологическую службу. Ее специалисты сопровождают студентов на протяжении всего срока учебы в колледже. Проблемы немедленно корректируются. Это касается обучающихся на всех шести отделениях колледжа.
Почему руководители этого учебного заведения озабочены сохранением уникальной практики преподавания наук студентам с ограниченными возможностями, подготовки в колледже социальных педагогов-реабилитаторов?
По логике, всем властным структурам необходимо только приветствовать и поддерживать гуманные инициативы педагогов промышленно-гуманитарного колледжа. Хорошо, что по новому Федеральному закону "Об образовании", в средние профессиональные учебные заведения будут принимать выпускников школ без экзаменов. Посыл, в общем-то, правильный: стране нужны специалисты среднего звена, обладающие "земными", крайне востребованными на рынке труда специальностями. И детям с ограниченными возможностями можно будет поступать в колледж без экзаменационной "нервотрепки".
Но много и проблем: в новом поколении федеральных госстандартов уже нет специальности "Социальная педагогика", а детей-инвалидов, как уже говорилось, меньше не становится, и кому-то с ними нужно работать. Конечно, несколько выпусков социальных педагогов-реабилитаторов в колледже еще состоятся. Но не будет новых наборов - и сохранится ли тогда само отделение социальной педагогики?
Жаль, если в пылу модернизации образования исчезнет подготовка кадров, владеющих наработанными и новыми методами и технологиями обучения и реабилитации людей с ограниченными способностями! Вот об этом и болит душа руководителей колледжа.
Автор: Евгения ЛЕЖАНИНА
Источник: газета "Коммуна" N 157 (25785), 14.10.2011г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012