06.09.11
Есть ли надежда у бабы Нади?
Село родное | | В свои 80 лет пенсионерка из крохотной деревеньки вынуждена вести натуральное хозяйство, сажать картошку и держать коз
Этот населенный пункт вряд ли можно найти хоть на какой-нибудь карте, разве что только на карте Нижнедевицкого района Воронежской области, к которому он относится. Здесь сейчас не больше десятка домов. Правда, лишь в трех из них обитают коренные жители. Так что от этой деревеньки (или хуторка?) осталось всего-навсего три дома. Четвертый недавно сгорел.
Побывала я здесь прошлой осенью. Расположилась деревенька в очень красивом обрамлении светлых полей, окруженных частоколом леса. Куда ни кинь взгляд – кругом простор и воля, а осенние краски - желтые, изумрудные, были подсвечены пронзительной синевой неба. И - тишина. Ее здесь, как воздуха, сколько хочешь. И сама деревенька за годы своей жизни словно вросла в местный пейзаж - не разглядишь сразу, где природа постаралась, а где - руки человеческие. Даже лай собак не напоминал о том, что где-то поблизости теплилась жизнь.
Так бы и ушла я ни с чем, если бы, на свой страх и риск, без разрешения, не заглянула вглубь одного из дворов. Там, на участке земли, согнувшись в три погибели, старушка собирала урожай картошки. Моему приезду обрадовалась, хоть и удивилась - журналисты не часто посещают эти места. На вопросы отвечала охотно, со знанием дела.
Бабе Наде (как она назвалась) восемьдесят, живет здесь со своим дедом, мужем то есть. Со всеми делами по хозяйству справляются сами, трудятся на огороде, который весь засажен капустой, морковкой, свеклой...
Свой рассказ баба Надя вела неторопливо. Из памяти всплывали детали, которые никому уже сегодня неважны, но рассказу придавали особую правдивость. Опершись на костыль, баба Надя поправила потуже платок и сообщила важную для себя новость: «Козу себе приглядела в соседней деревне. Такая красавица, что глаз отвести невозможно - коричневая с проседью, шерстка блестит. Я полвека держу коз, не могу без них. Они - кормилицы, и молоко дают, и поговорить с ними можно - они все понимают, часто даже лучше, чем люди. Так что соберу чуть-чуть денег и обязательно козу куплю».
Большую дружную семью бабы Нади в деревне величали не иначе как "пчелиный рой". И то сказать, тринадцать человек жили в доме, и никаких разногласий никогда здесь не наблюдалось. Спали в рядок, друг возле друга под большим стеганым одеялом, которое мама шила из лоскутков. Баба Надя говорила об этих дорогих ее сердцу мелочах очень тепло, поскольку воспоминания детства связаны с материнской заботой, которая помнится всю жизнь.
Трудились в ее семье день и ночь, от зари до зари, и потому нужды никогда не знали, ни у кого ничего не просили, были одеты-обуты. Правда, к двенадцати годам Наде пришлось оставить учебу и полностью переключиться на деревенские заботы, каждодневную работу, которая начиналась в пять утра.
"С петухами поднимали нас ворошить сено, поэтому спали мы помалу, понимали: как потопаешь - так и полопаешь", - вспоминала старушка.
И сегодня Надежда Ивановна не сидит без дела - отдохнет немного и опять принимается за работу.
Слушала я старушку, а глаза невольно рассматривали ее руки - изработанные, израненные, все в узлах. Заметив мой взгляд, Надежда Ивановна спокойно объяснила: "В молодости серпом как хватанула, так думала без пальцев останусь. Спасибо Господу, зажили".
На прощанье старушка спохватилась: "Ой, да я ж тебе пруд наш не показала. Знаешь, какой красивый и большой! Мы раньше тут на лодках катались, купались. Пойдем, покажу… - И засеменила впереди меня. - Только вот тропку уже не вижу. У тебя глаза помоложе, иди впереди".
Пока я любовалась прозрачной холодной водой, в которую, как в прошлое, засмотрелись плакучие ивы, бабушка Надя терпеливо ждала.
А потом стала провожать меня, опираясь на палочку. Все время пока ее было видно, я оборачивалась назад и вспоминала, что в детстве так же выходила провожать меня на дорогу моя бабушка - Ольга Александровна. И осознала я вдруг сердцем, что жизнь этих женщин, оставшихся верными земле и себе, есть не быт, а бытие, нечто такое глубокое и сильное, что не подвластно ни времени, ни переменам строя, ни нашим нынешним представлениям.
Эти женщины жили, живут и будут жить на земле, черпая у нее силы и отдавая свои, - в такой доброй круговой поруке.
И земля будет носить их и 80, и 90, и 100 лет - в благодарность за то, что они ее холят, возделывают, разглаживают своими добрыми руками. Даже если эти руки бабушки Нади - словно корни старого дерева.
А теперь - к сути. К тому, зачем я высветила эту прошлогоднюю историю-встречу.
По данным РИА Новости, 3000 населенных пунктов в России прекратили свое существование за прошлый год. По словам министра регионального развития РФ Виктора Басаргина, причина - в оттоке местных жителей, которые массово перебираются поближе к административным центрам. Переселенцы усложняют обстановку не только там, откуда уезжают, но и на новом месте, поскольку часто оказываются без нормального жилья и социальных гарантий.
С карты же Воронежской области с 2002 по 2010 год исчезли 155 населенных пунктов.
Бабы Надина деревенька пока еще стоит...
Марина КАЛИНИНА
Нижнедевицкий район
Источник: газета "Коммуна" N 135 (25763), 06.09.2011г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012