02.09.11
Поминальная молитва
Боль | Жители Северной Осетии в течение трех первых дней сентября будут нести Вахту памяти
Со дня трагедии, разыгравшейся в бесланской школе, прошло семь лет. Тогда террористы захватили более 1100 детей и взрослых, почти треть из которых спустя 52 часа погибли при штурме. Все эти годы 1 сентября во двор бывшей Первой школы приходят жители и гости республики, чтобы вспомнить о страданиях выживших заложников и поклониться погибшим.
День знаний стал последним в жизни 186 детей.
В 2004 году я работала на инновационном предприятии, расположенном на территории Северо-Кавказского горно-металлургического института. Весь август мы готовились к открытию вузовского музея, и с раннего утра ждали делегацию во главе с Президентом республики Александром Дзасоховым. Утро было солнечным, настроение – приподнятым. После официальной части нас ждал праздничный фуршет…
Но высокие гости по непонятным причинам задерживались. Ни в 9 часов, ни в 9.30 никакого кортежа вблизи вуза замечено не было. Сотни нарядных студентов и преподавателей терпеливо ждали главу республики, и в какой-то момент начали подозревать неладное - Президент никогда не опаздывал на мероприятия.
А потом в гуле толпы все чаще стало раздаваться пугающее слово «теракт». Никто не хотел верить, что Владикавказ, уже не раз переживавший страшные трагедии, вновь постигнет горе. Но горе пришло в Беслан.
Наша праздничная линейка закончилась так и не начавшись. Люди пытались связаться с близкими и знакомыми, чтобы узнать, все ли в порядке, не пострадал ли кто-либо.
О том, что боевики взяли в заложники школьников, мы тогда и подумать не могли. А когда узнали - не поверили. Во все времена на Кавказе мужчины выясняли отношения друг с другом в равном бою. Драться с женщинами и детьми - было невероятно позорно, постыдно! Все три дня, пока шла спецоперация, Осетия находилась в ступоре.
Люди перестали улыбаться, громко разговаривать. Прошел слух, что могут захватить еще одну школу, поэтому родители не выпускали детей из дома. О том, что спецоперация может закончиться столь печально - тогда погибли 334 человека, - не верил никто.
Официальной информации, той, которой можно было доверять, практически не было. А когда прошел слух, что среди бандитов есть ингуши, Осетинская Республика готова была взяться за оружие.
Этот пыл несколько остудил отважный поступок бывшего Президента Ингушетии Руслана Аушева, который вступил в переговоры с боевиками, в результате чего те отпустили группу из 26 женщин с грудными детьми.
Все ждали развязки и какой-то определенности.
В Беслан приехали руководители соседних республик, известный детский врач Леонид Рошаль... Переговоры шли с переменным успехом. А потом, на третий день, в 13.05 возле здания школы прогремели два мощных взрыва. Началась ожесточенная перестрелка. И штурм...
Научил ли нас чему-нибудь Беслан? Какие уроки мы извлекли из этой трагедии? Стали ли после этого хотя бы чуточку лучше, мудрее? В поминальные дни горе вновь напоминает о себе.
Местные газеты рассказали уже, наверное, истории всех заложников, примеры недетского мужества и стойкости. В тот день перед лицом опасности оказались люди разных национальностей и вероисповеданий. Но никто не выяснял и не подчеркивал эти различия. Под дулом автомата все это оказалось не важным. Осетины помогали грекам, армяне - русским и наоборот.
Помогали друг другу все, кто мог, и погибали, заслонив собой чужих детей.
На месте трагедии всегда живые цветы, мягкие игрушки, бутылки с водой...
Каждый год во дворе школы в полной тишине под стук метронома произносятся фамилии погибших, и образы многих из них возникают перед глазами. Лица маленьких детей, так и не повзрослевших, ставших заложниками дурной политики и жертвой чьих-то амбиций.
Эта боль, спрятанная глубоко в сердце, не имеет срока давности. Сколько бы лет ни минуло с того горького сентября, мы всегда будем помнить эти выстрелы. Как и преступления против человечности, совершенные террористами ради призрачных целей, поднявших руку на самое святое - жизнь детей. На Кавказе, по традиции, выстрелы звучат в день рождения сыновей, а не обрывают их маленькие жизни, как это произошло в Беслане в 2004 году...
В школьный спортзал все эти годы приносят цветы, мягкие игрушки, бутылки с водой, записки... Их, обветшалые от солнца и дождя, регулярно убирают, но они появляются вновь как знак неизбывной родительской любви и печали о потерянных детях, томившихся долгие часы под дулами автоматов террористов, без воды и еды, погибавших от пуль, осколков и огня.
Прошло семь лет, но боль в сердцах людей не утихла. Рядом с фотографиями родных и знакомых никто не может сдержать слез. Женщины плачут кто молча, кто в голос, навзрыд, мужчины крепятся из последних сил...
Третьего сентября, в 13.05, когда семь лет назад раздался первый взрыв в школе, дети Беслана выпустят в небо 334 белых шара - по количеству погибших заложников. А еще "Матери Беслана" уже седьмой год призывают всех, кто помнит о погибших, вечером зажечь в своих окнах поминальные свечи...
Автор: Марина Калинина
Источник: газета "Коммуна" N 133 (25761), 02.09.2011г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012