27.08.11
О кино в Воронеже
Судьба и книга | Сегодня, в День кино, мы вспоминаем киноведа Сталя Пензина и рассказываем о его последней книге
Этой книги он так и не увидел. Она опоздала на считанные часы – сигнальный экземпляр принесли на поминальный стол. Написал ее Сталь Никанорович Пензин - кандидат искусствоведения, лауреат премии Гильдии киноведов и критиков, родоначальник, теоретик и практик движения киноклубов и медиаобразования в Воронеже, а для нас, сокурсников, - просто Сталик, добрый товарищ, с которым мы пять лет сидели в аудиториях филфака ВГУ, мерзли «на картошке».
Потому что нет, не было и, скорее всего, не будет в Воронеже человека, столь бескорыстно и безраздельно преданного искусству Кино и своему городу. И хотя книга задумывалась как учебное пособие для начинающих культурологов и киноведов, читается она как интереснейшее повествование о Воронеже, о людях, об Искусстве.
В то же время это не околокиношный треп, который даже известные личности выдают то за мемуары, то за киноведение. Это серьезный и умный разговор доброжелательного собеседника с серьезными и умными людьми. Книга содержит глубокие размышления, тонкий кино- и литературоведческий анализ. Главное то, что мысли автора и тебя заставляют думать, осмысливать то, что знал, или читал, или видел когда-то. И сравнивать с тем, что болтается сейчас на наших кино- и телеэкранах.
Увы, как бы говорит Сталь Пензин, новым поколениям сравнивать нынешнее (извините, не могу без кавычек) "кино" не с чем: лучшие российские и зарубежные фильмы редко попадают на экраны, а то, что есть… Сталь Пензин и говорит - с чем, и ему веришь, и хочешь снова пересмотреть то, что видел когда-то. И узнать, какую роль играло кино в Воронеже и Воронеж - в кино. Ибо они - неразделимы.
Сталь Пензин. Фото Михаила Вязового
Начинается "Кино в Воронеже" после краткого вступления автора, как водится, с истории. С появления в Воронеже кинематографа, с первых "синематографов" - "Биограф", "Ампир", "Гелиос", "Увечный воин". Подробно - о славном прошлом последнего, ныне "Пролетария", который молодняк непочтительно называет "пролеткой", кстати, не зная значения этого слова. О других кинотеатрах, которых в более поздние годы в Воронеже было ни много ни мало полтора десятка, плюс кинозалы в клубах, Домах и Дворцах культуры плюс летние площадки в садах и парках.
И мы идем вместе со Сталем Никаноровичем на "Тимура и его команду" в довоенный "Пионер", в недавнюю "Юность" - на "До свиданья, дети".
С болью пишет Пензин о печальной судьбе кинотеатра "Юность", практически в своей сути погубленного коммерцией и чиновниками.
А дальше - о фильмах, которые снимались в Воронеже в разные годы, - от хроник 1900 годов до современных работ Станислава Ростоцкого и Василия Панина. И надо сказать, плохих фильмов среди них не было. А "Судьба человека" Сергея Бондарчука и "Белый Бим Черное ухо" Станислава Ростоцкого стали классикой. Документальный телесериал воронежца Владимира Герчикова "Кучугуры и окрестности" получил премию ТЭФИ и диплом VII Фестиваля неигрового кино.
Подробно останавливаясь на этих и ряде других работ, Сталь Пензин не пересказывает содержание, он как бы говорит: "Смотрите - и думайте!". Это вообще характеризует стиль книги - негромкий, без менторства рассказ мудрого человека, знающего о кино куда больше нас и надеющегося на то, что и мы получим и осмыслим эти знания.
Далее - рассказ о воронежцах в кино. Нельзя не отдать должное, как умно и тактично, без излишнего пафоса говорит автор о тех, чьи имена вроде бы на слуху, но вдруг обнаруживается, сколь многого мы о них не знали. А если и знали, что из того?
Разве не стоит вспомнить героя воронежской сцены на протяжении многих лет Сергея Папова? Талантливейшего Алексея Чернова? Леонида Броневого, тогда еще не Мюллера и не Велюрова, но уже любимца нашей публики? А Римма Мануковская, Алексей Эйбоженко? И документалисты Леонид Гуревич, Галина Евтушенко. Связанные корнями с Воронежем Ия Савина, Геннадий Шпаликов, Евгений Габрилович... Нет, не буду перечислять всех и вся, кто оставил свой след в киноискусстве, - это значит бездарно пересказывать то, о чем так талантливо повествует Сталь Пензин.
Необыкновенно ценен его рассказ о воронежских киноклубах и киноуниверситетах, отцом которых был Сталь Никанорович, о значении медиаобразования в современном мире. Многие десятки воронежцев прошли через эту школу прекрасного, некоторым именно клуб десятой музы помог определить судьбу.
И далее - настоящее открытие: глава "Киномир Андрея Платонова". Ибо связями писателя с кино никто из исследователей его творчества серьезно не интересовался. Здесь и рассказ о многострадальных судьбах его сценариев, и сравнительный киноведческий анализ двух полярно противоположных фильмов, поставленных по одному и тому же рассказу "Река Потудань". Интересно в связи с этим анализируется кинематографичность платоновской прозы, которая сама как бы ложится на экран. И нам вместе с исследователем мучительно больно за судьбу писателя и его творчества.
Не хочу втискивать в узкие рамки рецензии то, что открывает нам автор книги на многих листах. Но не могу не отметить: и это едва ли самое ценное в книге "Кино в Воронеже" - точнейший текстологический анализ двух вариантов платоновского рассказа "Александр Мальцев" - "В прекрасном и яростном мире". То, как это делает Сталь Пензин, - тоже новация: это работа не только кинематографиста, но и филолога.
Автор: Елена Рагозина
Источник: газета "Коммуна" N 130 (25758), 27.08.2011г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012