 |
23.08.11
"Концерт устроим во дворе"
Поиски и находки | В позапрошлом веке в это село приезжал за фольклором ученик Петра Ильича Чайковского. Песни той поры до сих пор здесь живы
Ничего нельзя откладывать на потом. «Потом» может и не быть. Сколько раз собирался в Марки, к Ивану Ивановичу Серебрякову, к известному балалаечнику и пропагандисту народной музыки. Да все было некогда, откладывал, все думал, что успею. Ан нет, не успел. Не стало Ивана Ивановича Серебрякова. С главой Марковского поселения Верой Осадченко идем по селу. Она неспешно рассказывает: - На балалайке он играл, конечно, виртуозно. А в последние годы, наверное, почувствовал, что свой дар ему надо во что бы то ни стало передать молодым. Вот тогда-то он и задался целью найти среди мальчишек достойных последователей. Принес в Дом культуры несколько инструментов, организовал занятия. От желающих освоить игру на балалайке отбоя не было. А девчонки под руководством Серебрякова стали сочинять и петь под балалайку частушки. Вера Федоровна чуть замедляет шаг, приостанавливается: – А вообще-то, Иван Иванович, как только наше село от фашистов освободили, начал разминировать всю округу. Только об этом уже мало кто помнит… Собирался же к Серебрякову я вот в связи с чем. В восьмидесятом, как тогда говорили, олимпийском году прошлого века, в Марках работала большая фольклорная экспедиция Союза композиторов РСФСР. Село это музыковеды выбрали не случайно. Во-первых, здешняя песенная традиция несет в себе черты украинской и русской культур (здесь бытуют "хохлячьи" песни); а во-вторых, в 70-е годы позапрошлого века в Марках побывал известный фольклорист, композитор и педагог, ученик Петра Ильича Чайковского Василий Павлович Прокунин. Уже тогда никто, даже среди старожилов, не знал в Марках - а помнить и не мог, кто такой Прокунин и зачем он сюда приезжал. О том, что ученик П.И.Чайковского записывал в здешних краях старинные свадебные и лирические песни, колядки, обычаи и обряды, рассказали мне члены все той же фольклорной экспедиции Союза композиторов РСФСР (об этом я написал тогда на страницах "Советской культуры"). Они через сто лет после Прокунина прошли тем же самым путем и попытались найти следы песенной старины. Как оказалось, на ту пору в Марках еще жили те, кто помнил и исполнял стародавние, заветные песни. Был среди них и Иван Иванович Серебряков. Вот мне и хотелось поговорить с ним о той самой фольклорной экспедиции, записать от него те самые песни, что когда-то он надиктовывал московским музыковедам. Но не получилось. И все-таки мне повезло. В Марках живет и здравствует Александра Ивановна Землянская. Вот она-то и является одной из немногих, кто помнит и поет тот старинный песенный репертуар.
Александра Землянская. Фото Михаила Вязового
Говорит Александра Ивановна по-хохлятски - распевно и мягко, но, что удивительно, все понятно без всякого перевода и уточнений. Человек она приветливый, добрый, словоохотливый, а в антураже ее необыкновенных вышивок, что наполняют весь дом, предстает еще и рукодельной. О фольклористе Прокунине Землянская, конечно же, и не слышала. Но то, что ученик самого Петра Ильича Чайковского наведывался в 70-е годы девятнадцатого века в их Марки, ее очень удивило. И я рассказываю Землянской о Прокунине. О том, что родился он, в общем-то, неподалеку от воронежских степей, в селе Сосновка Тамбовской губернии. Отучившись сначала на юриста в Московском университете, а потом в Московской консерватории в классе Петра Ильича Чайковского, стал давать частные уроки. Понятное дело, что не от хорошей жизни - надо было хоть как-то сводить концы с концами. И даже преподавал какое-то время в музыкальной школе оперной дивы и нашей землячки Н.А.Муромцевой. Но осознание своего главного предназначения на музыкальном поприще приходит к Прокунину в 60-е годы позапрошлого века - к тридцати пяти годам. Он отправляется в фольклорные экспедиции по своей родной Тамбовской губернии, по Московской, а потом добрался и до Марок Воронежской губернии. Ч айковский всячески поощрял профессиональную работу в качестве фольклориста своего ученика. И даже использовал несколько народных песен из собрания Прокунина в музыке к сказке А.Н.Островского "Снегурочка". А когда молодой фольклорист готовил к печати сборник "Русские народные песни для одного голоса в сопровождении фортепиано", Чайковский взялся за его редактирование. А потом наступил мой черед слушать Александру Ивановну. Рассказала она о том, что песни ей достались в наследство от матери, Веры Васильевны, и тетки Любови Васильевны Ревиной ("Ой, дюже гарно спивали!"). Вообще, еще лет двадцать назад, песня здесь во всем сопутствовала крестьянско-колхозной жизни. Это сейчас она заметно приумолкла. "Жизнь, что ли, такая стала, что уже и не до песен?" - спрашиваю Землянскую. - Наверное, - задумчиво отвечает она. - Вот раньше, в любую погоду - в зной ли, в дождь, - едем на бричке на дойку коров и песни поем. Раньше их куда чаще приглашали с концертами, чем сейчас. И в районе не было села, где б они не выступали, и в Воронеж не раз ездили. Их вокал оценила сама Мария Николаевна Мордасова. - На областном смотре мы выступали, вспоминает Александра Ивановна. - А Мордасова - в жюри. Девки из ансамбля всполошились: а ну как не понравятся наши песни Мордасовой? А получилось все наоборот: Мария Николаевна вышла из-за стола, где сидело жюри, поднялась к нам на сцену и стала подпевать. А потом, по нашей просьбе, исполнила свои знаменитые мордасовские частушки. Ныне же когда-никогда пригласят спеть Землянскую и ее подруг. - А петь хочется! - восклицает Александра Ивановна. - Дюже хочется! Так они сами собираются, напоются досыта, вроде бы как и на сцену вышли. Они - это Екатерина Федоровна Коровченко, Галина Сергеевна Чмырева, Зинаида Павловна Руденченко, Надежда Коровченко и она, Александра Ивановна Землянская. - А то может мне Галя Чмырева позвонить: "Собирайся в клуб, там попоем. Ну и что ж, что зал пустой и народу нет, а все ж - в клубе..." - добавляет Землянская. И соберутся, и пойдут, и попоют. Все вроде как перед публикой выступили. А на днях внучка Инна из Воронежа позвонила, она два месяца назад с красным дипломом Лесотехническую академию окончила. Голосом в бабушку и прабабушку вышла. "Ба, спрашивает внучка меня, - рассказывает Александра Ивановна, - девчонкам твоя старинная песня понравилась, а я два куплета подзабыла. Напомни мне". Я, конечно, ей по телефону и напела: По деревне идет стадо белых овец И пасет их там Катя-пастушка. И понравился ей покоритель сердец, Молодой и красивый Андрюшка! Слова эти Александра Ивановна напевать мне не стала, а просто продиктовала. - Приезжай к нам в Марки, мы все соберемся у меня во дворе и споем, - сказала она мне по телефону, когда я позвонил ей после возвращения из командировки, просто так, справиться, как жизнь и здоровье. - Для меня одного? - Для одного концерт устроим, а что тут такого?! Как тут не поехать в Марки? - Да, - спохватилась вдруг Землянская, - а этот самый Прокунин песни нашенские в свои книги не включал? Честно сказать, я не знал, что ответить. Сказал, как есть: - Наверное, включал. Второй сборник у него большой получился - целый "свод лирических песен". Правда, я его никогда не видел. Издан он был уж очень давно - аж в 1889 году...
Виктор СИЛИН
село Марки, Каменский район Воронежской области
Источник: газета "Коммуна" N127 (25755), 23.08.2011г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|