 |
16.08.11
Образование должно иметь общественно признание
«Мы взяли курс на опережение»
Глава Администрации Кантемировского муниципального района Воронежской области Владимир Покусаев: "Кантемировский район уникален не только своим географическим расположением, как самый южный и удаленный от областного центра, не только неповторимостью пейзажей и радушием жителей, но и всем тем, что объединяет одно простое и емкое слово "школа". Именно здесь закрывали только те школы, которые не соответствовали никаким нормам, чтобы не подвергать жизнь детей опасности. Именно сюда возвращаются молодые специалисты после окончания учебных заведений, чтобы работать в школах и больницах. Несмотря на то, что наш район дотационный, мы на условиях софинансирования закупаем новейшее оборудование, строим новые школы и проводим капитальный ремонт в старых, меняя их облик до неузнаваемости. Мы отправляем учителей на стажировки, курсы, экскурсии как по стране, так и за рубеж. И все это ради наших детей. Ведь без их качественного образования, без понимания обществом значимости образования и роли учителя будущего у района нет".
О сегодняшнем дне жизни сельской школы, о проблемах и перспективах мы беседуем с начальником Отдела по образованию Администрации Кантемировского района Юрием Горбаневым. - Юрий Викторович, как у села нет будущего без школы, так и у школы без молодых специалистов. Приезжают ли к вам на работу выпускники педагогических вузов? Какой средний возраст учителей, их квалификация? - Ежегодно пять-семь молодых специалистов, окончивших педагогические вузы или колледжи, возвращаются на работу в свои родные школы. Мы стараемся создавать им особые условия. Обладателю обычного диплома повышаем зарплату на 20 процентов, закончившему с отличием - на 30 процентов. А в этом году вся Воронежская область поднимает оклад молодым учителям до уровня учителя первой квалификационной категории. Наш район попал в число муниципальных образований, где молодым специалистам Правительством области будут безвозмездно переданы дома. Задача района - построить фундамент и провести коммуникации. Планируем, что в этом году учитель Кантемировского лицея Павел Грамма сможет переехать в этот дом площадью 80 квадратных метров. Всего в районе 410 учителей, из них высшую квалификационную категорию имеют - 91 , первую категорию - 319 человек. Средний возраст учителей района - 43 года, пенсионеров — не больше 13 процентов. Как и везде у нас тоже существует кадровая проблема в учителях иностранного языка и физики. Привлекаем на вакансии специалистов из других школ района. Радует, что наши ученики постоянно показывают высокие результаты по единому государственному экзамену. - В прошлом году сдали в эксплуатацию после капитального ремонта здание Красномолотовской школы. В январе нынешнего открыли школу в Митрофановке. Что дальше на очереди? - В этом году после проведения капитального ремонта помещений вводим в эксплуатацию три новых школьных столовых в Бондаревской, Волоконовской средних школах и Шевченковской основной школе, оснащенных новым технологическим, холодильным оборудованием и мебелью. Теперь каждая школа района имеет свою столовую, водопровод и канализацию, 90 процентов учреждений - внутренние туалеты. В Кузнецовской, Осиковской и Коммунаровской школах котельные переводятся на газовое отопление. В этом году в рамках модернизации общего образования района на 850 тысяч рублей будет приобретено учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование, на 435 тысяч – спортивный инвентарь, 750 тысяч - компьютерная техника. На оснащение в девяти школах медицинских кабинетов и школьных столовых направили 1 миллион 270 тысяч. На 770 тысяч приобрели учебники для учащихся первых классов. На текущий ремонт освоим 1,5 миллиона рублей, примерно такую же сумму направляем на меры по энергосбережению. Устанавливаем тепловые счетчики в газовых котельных. Приобрели микроавтобус для перевозки детей в Михайловскую школу. Всего сейчас 18 автобусов, но потребность в них еще остается. В этом году от Правительства области и Департамента образования, науки и молодежной политики район получил три школьных автобуса, детскую спортивную площадку в селе Новомарковка, учебное, технологическое, спортивное оборудование, мебель. Общая сумма инвестиций в муниципальную систему образования по различным программам превышает 30 миллионов рублей. - Департамент образования начинает апробировать модель дистанционного образования. Для вашего района это актуальная проблема? - Мы планируем закупить оборудование для дистанционного образования и установить его в малокомплектной школе села Колещатовка. Там 15 учеников, но возить их на занятия в другую школу нельзя. Из-за плохой дороги есть опасность аварии по маршруту следования школьного автобуса. Также получено оборудование и созданы условия для обучения на дому в дистанционной форме двоих детей-инвалидов. - Складывается впечатление, что проблемы обходят вас стороной? - Если бы! Они есть и одна из главных - оснащение и ремонт детских садов, их строительство в отдельных селах. Сейчас в районе семнадцать учреждений дошкольного образования, дошколят - 1570 человек. В 2010 году детсад открыли на базе средней школы в селе Новобелая на 25 человек, увеличили количество групп и численность детей на 40 человек в детских садах Кантемировского лицея и Смаглеевской школы, приняли в муниципальную систему образования детский сад в Новомарковке с 40 воспитанниками. В очереди стоят 50 детей в с.Митрофановке. В рамках областной целевой Программы "Развитие системы дошкольного образования Воронежской области на 2009-2012 годы" запланировано строительство пристройки к детскому саду на 50 мест. В 2011 году муниципальным бюджетом было предусмотрено софинансирование работ в размере трех миллионов рублей. Однако средства областного бюджета в том же размере в текущем году не заложены. Отсутствуют детские сады в Бугаевке и Бондарево. Строительство возможно при выделении средств из областного бюджета. В детском саду Михайловской школы для открытия второй группы необходим капитальный ремонт помещений. В пяти школах необходимо провести капитальный ремонт зданий, детских садов, спортзалов и школьной столовой. В областную целевую программу "Развитие системы образования Воронежской области на 2011-2015 годы" включены Кантемировская школа N2, Смаглеевская, Новомарковская, Новобелянская школы. Однако средства областного бюджета не выделены. В шести школах нет спортзалов. Их строительство включено в план социально-экономического развития района на 2012-2015 годы. Необходим капитальный ремонт здания Кантемировского дома детского творчества, известного победами своих учеников и педагогов на областных и всероссийских мероприятиях. Оно построено в 1915 году, располагается на центральной улице поселка и представляет собой историческую ценность как памятник архитектуры. Финансирование Дома детского творчества осуществляется из средств районного бюджета, дефицит которого не позволяет обеспечить проведение капремонта. На ремонт кровли, фасада, электропроводки, оконных блоков, внутренних помещений, водопровода, канализации требуется три миллиона 850 тысяч рублей. - Удивилась, узнав, что в каждой школе до сих пор действует пионерская организация... - Мы убрали из этого движения идеологические моменты и оставили все хорошее, что в нем было раньше. Каждый год 19 мая устраиваем в райцентре большой праздник с и играми и конкурсами, потом принимаем учеников начальной школы в пионеры. - А каковы же ваши приоритеты? - Мы взяли опережающий курс на перспективу, внедряя эффективные подходы и модели развития образования. С 2006 года семь школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы, признаны победителями приоритетного национального проекта "Образование" и комплексного проекта модернизации образования. В конкурсе лучших учителей за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования победителями стали 19 педагогов района. Для расширения рынка образовательных услуг пять школ осуществляют деятельность с использованием научного потенциала учреждений высшего и среднего специального профессионального образования. Являясь приграничным районом, имеем интересный опыт в воспитании российско-украинской дружбы и сотрудничества. Особую значимость также имеет комплексное использование моделей гражданского и патриотического воспитания, сотрудничество с учреждениями социума. В течение последних лет в районе активно апробируются федеральные и региональные пилотные проекты по совершенствованию учебно-воспитательной деятельности, повышению педагогического мастерства учителей, эффективности экономической деятельности образовательных учреждений. Наша задача - сделать жизнь каждого ребенка интересной и насыщенной, помочь ему раскрыться и получить достойное образование. - Судя по всему учителям района это удается.
Образование в цифрах
• В районе функционируют 26 общеобразовательных, 17 дошкольных учреждений, 3 учреждения дополнительного образования. • В рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2006-2010 годах стали победителями 4 школы: Кантемировский лицей, Новомарковская, дважды Касьяновская и Охрозаводская школы. • В рамках Комплексного проекта модернизации образования за 2007-2009 годы победили Кантемировская школа N 2 (дважды) и Касьяновская школа. • В конкурсе лучших учителей в рамках национального проекта "Образование" с 2006 года по 2011 год победителями стали 19 педагогов. • Школы района сотрудничают с Воронежским государственным университетом, Воронежской государственной технологической академией, Воронежским государственным аграрным университетом, Воронежским государственным педагогическим университетом, Воронежской государственной лесотехнической академией.
Каждый ребенок талантлив
- убеждена учитель истории и обществоведения Кантемировской школы N2 Инна Мозговая. - Плохих детей не бывает, общество может отвернуться от трудного подростка за содеянное им зло, но мать, врач или учитель должен оставаться с ним всегда, - считает Инна Борисовна. - В работе учитель должен руководствоваться принципом Шалвы Амонашвили: "Будь осторожен! Не ошибись! Не навреди!" Все 16 лет работы в школе Инна Мозговая следует этому принципу. Взяв после начальной школы свой нынешний 11 "а" класс, она вместе с ними работает, живет и учится. Все вместе ведут дневник, где описывают классную жизнь. Это и поздравления одноклассников, походы по родному краю, экскурсии в музей, семейные посиделки, школьные спартакиады, военно-спортивная игра "Зарница". Сколько была радости и гордости в 2007-2008 учебном году, когда класс стал победителем школьного конкурса "Самый классный класс"! Она и историю преподает не совсем обычно. - Мне всегда хотелось самой разобраться в том, что произошло с нашей страной в XX веке, осмыслить коллективизацию, величайшую трагедию - Отечественную войну, развал Советского Союза, происходившие затем в России реформы, - признается Инна Мозговая. - И детей учу тому же: история страны познается на примере вашей же семьи, отдельного человека. Пусть простого и мало кому известного. Мы берем интервью у родителей, бабушек и дедушек, соседей. Так узнали, что на месте нашей школы была церковь, которую взорвали в 1933 году. Нашли бабушку 1918 года рождения, ее отец был регентом в церковном хоре. Другая подарила школьному музею евангелие 1895 года. Дети заинтересовались: почему их предки уничтожали церкви, почему одних возвеличивали, а других ссылали в лагеря? Конечно, это субъективная история. Каждая семья пережила эти события по разному, и рассказы детей отличаются друг от друга. Потом мы берем учебники, сравниваем, сопоставляем и делаем выводы. Историю XVIII-XIX веков изучаем через краеведение. Благо, материала в школьном музее, которым учитель руководит с 2003 года, хоть отбавляй. По экспозициям можно проследить историю Кантемировки и одноименного колхоза, родной школы и микрорайона, боевой путь Кантемировской танковой дивизии, судьбы учителей и учеников, прошедших через войну и вооруженные конфликты. На базе музея работает объединение "Наследие", в котором ребята 5-11-х классов занимаются исследовательской деятельностью. Участвуя в археологических экспедициях различного уровня, они обобщают свои исследования в конкурсных работах. С ними потом выходят на районный, областной и всероссийский уровни. Приезжают с дипломами призеров и победителей. - Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо вы забудете, откуда вы вышли и куда нужно идти, - частенько напоминает Инна Мозговая своим ученикам слова философа Леонида Андреева.
В семье мои корни
Увлеченные
Исследовательская работа с таким названием прославила ученицу одиннадцатого класса Кантемировского лицея Лилию Батищеву на всю страну. - Благодаря исследованию я узнала много интересного о своих предках, - рассказывает Лиля. - Например, то, что наш род берет начало в хуторе Землянка Воробьевского района. Причем он там самый древний. Мои предки были в основном крестьянами. Сейчас в хуторе осталось не больше десятка местных жителей. Но я свою малую родину не забываю, часто туда приезжаю к бабушке. Путешествие в историю семьи для Лили было увлекательным и полным открытий. Еще бы, ведь ей удалось выстроить огромное генеалогическое древо, охватывающее историю ее рода за несколько столетий! Конечно, Лиля не обошлась бы без помощи своего дедушки Дмитрия Ивановича, уважаемого в Кантемировке журналиста, много лет возглавлявшего районную газету. Собирать информацию о предках Дмитрий Иванович начал еще до рождения внучки, и к тому моменту, как Лиля занялась исследованием семейного древа, скопил солидный багаж сведений. Вместе с внучкой они разбирали архивы, объединяя разрозненные данные в единое целое. Произведение Лили особенно интересно тем, что сочетает в себе историческую достоверность и художественное повествование. Прекрасно описаны русские традиции, детали деревенского быта. В работе много интересных историй из жизни Лилиных родственников. - Самая забавная - про то, как моего дедушку, бывшего тогда ребенком, мама послала к целительнице за каким-то отваром от зубной боли. А тот по дороге его пролил и набрал в бутылочку простой воды из родника. Принес, мама выпила. И, о чудо! Зуб болеть перестал, - вспоминает девушка. Исследование вылилось в одноименную книгу, которую автор подарила своей многочисленной недавно обретенной родне. Лиля нашла родственников даже на Байконуре. Работу "В семье мои корни" отметили призовыми местами на многочисленных конкурсах, в том числе всероссийских: "Юность. Наука. Культура" и "Человек в истории. Россия XX век". Юная исследовательница считает, что увлечение историей ей передалось от дедушки, который просто обожает изучать людские судьбы, и бабушки, долгие годы проработавшей в школе учителем истории и обществознания. Такая увлеченность наукой не мешает девушке иметь много друзей, заниматься спортом, активно участвовать в жизни школы и района. Она обожает детей, поэтому летом подрабатывает в районном лагере "Доброта" вожатой. На вопрос "Кем ты хочешь стать?" отвечает: - Наверное, журналистом. Продолжу дело деда. Очень уж я люблю людей и жизнь. Работу " В семье мои корни" Лиля планирует дополнять. Год назад у нее родилась двоюродная сестренка, чье имя тоже скоро окажется на страницах истории. Истории семьи Батищевых.
Школа ждет учеников
Митрофановские педагоги готовы к новому учебному году
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|