|
02.08.11
Основа развития - человеческий капитал
«Стратегия - 2020» | Продолжаем обсуждение актуальных проблем развития РФ и Воронежской области
Россия уже более десяти лет безуспешно пытается перейти на стратегическое планирование, но мешают то дефолт, то кавказские войны, то кризисы. На самом деле развитию страны препятствует отсутствие в России заинтересованных и влиятельных субъектов реформирования, модернизации страны и экономики. Другими словами, в России некому, незачем и некогда проводить эффективную модернизацию основных фондов, экономики и, особенно, государственности. Написали стратегии, программы (несложные компиляции западных образцов), отпиарились (обычно перед выборами), отчитались – и положили под сукно. А страна тем временем "доедает" остатки советского инфраструктурного наследия и промышленности. И все учащающиеся техногенные катастрофы приобрели уже системный и комплексный характер. В стране и, соответственно, в регионах, включая Воронежскую область, пока превалируют ручное управление, неэффективный госкапитализм (госмонополии, госбанки и госкорпорации) и крупный сектор теневой экономики (по разным оценкам - 25-40%), препятствующие выходу страны на траекторию устойчивого роста экономики и повышения качества жизни населения. Схемы, управленческие технологии и методы федеральной власти переносятся с тем же "успехом" и на региональный уровень. Действующая Концепция развития РФ и новая Стратегия в значительной степени продолжают так называемую Стратегию Грефа (Стратегия на 2000-2010гг.). Разработана эта Стратегия была Центром стратегических разработок под руководством Германа Грефа. Ее идеология базировалась на заимствованных либеральных экономических ценностях, верных по своей научной сущности, но не адаптированных к условиям и особенностям России, ментальности и этике труда российского народа. Герман Греф достаточно откровенно заявил по окончанию срока Стратегии, что ее проект носил очень широкий характер. Но еще до внесения проекта в Правительство из него был изъят один из ключевых разделов - реформа государства. Это подтверждает приведенный выше тезис об отсутствии в России заинтересованных и влиятельных субъектов модернизации страны. Изъятие разделов о модернизации государства выхолащивало Стратегию Грефа и заведомо обрекало ее на неудачу. Без подавления коррупции и снижения преступности, без повышения эффективности государственных институтов, без поддержки общественности выполнить задачи и цели Стратегии было невозможно. Герман Греф и Алексей Кудрин так оценили итоги Стратегии: выполнена на 36%, (за счет роста ВВП и реформ бюджетной системы). Остальные цели и задачи (диверсификация экономики, повышение ее эффективности, инноватизация, повышение инвестиционной привлекательности, повышение производительности труда и т. д.) не были реализованы из-за несоответствия реальной российской действительности. При публичном обсуждении итогов Греф добавил, что, если бы он получил возможность заново начать разработку Стратегии, то поставил бы реформу власти и образования во главу угла. Но легко сказать это задним числом и трудно - сделать своевременно. Ситуация в плане крайне низкой эффективности государства и его правового нигилизма осталась сейчас примерно той же, что была в 2000 году, а по ряду направлений даже ухудшилась. Снизилось его качество, разрослась коррупция, упали мораль и нравственность, в массовых масштабах выдают "липовые", по существу, дипломы, включая кандидатов и докторов наук. Знания дипломантов не соответствуют дипломам и званиям. Поэтому приоритетами новых Стратегий России и регионов должны стать реформа государства и комплексное повышение качества "человеческого капитала" -воспитание, культура, образование, здоровье населения, наука, безопасность граждан. Сообщество независимых российских экспертов и аналитиков почти единодушно оценило итоги Стратегии Грефа гораздо ниже, чем он сам. Аргументы простые и очевидные: рост ВВП и уровня жизни произошел в основном за счет роста мировых цен на нефть, газ и металлы, а также за счет природной ренты в целом. От себя добавлю, что негативные последствия реформ бюджетной системы РФ и межбюджетных отношений (МО) перевешивают положительные: бюджетное "обрезание" городов в 2001-2003 годах привело к дальнейшей деградации их инфраструктуры и "человеческого капитала", а чрезмерное размножение МО (на уровне поселений) привело лишь к дополнительным управленческим проблемам регионов.
Парадигма развития России
Постановка проблемы модернизации государства, включение разделов о реформировании ключевых государственных институтов, в сущности, означает смену парадигмы развития России. В центре новой парадигмы и Стратегии должны находиться человек, качество жизни населения, "человеческий капитал" в его широком определении, развитие личности, талантов, профессионализм. И в целом - повышение качества "человеческого капитала" до уровня, соответствующего инновационной экономике. На практике переход к новой парадигме и Стратегии развития означает на первом этапе двукратное увеличение инвестиций в долях ВВП в культуру, воспитание, образование, здравоохранение, науку, экологию и безопасность населения за счет сокращения и ограничения мегопроектов типа олимпиад и мирового Чемпионата по футболу, опубликованная недавно смета расходов которого (Минспорттуризмом) составила 632,4 млрд.рублей - 45 годовых бюджетов Воронежа. Только на эти деньги можно было бы почти полностью обустроить половину столиц регионов и все крупнейшие города. Если таким образом власть транжирит деньги, то зачем оптимизировать и актуализировать Стратегии? Ну а в настоящее время инвестиции в образование в долях ВВП падают, а инвестиции в другие составляющие "человеческого капитала" топчутся на месте. По данным Росстата, доля ВВП в образование в 2010 году составила 3,1%, снизившись за год на 1,9%. Это в 1,5-2 раза ниже, чем в развитых странах. Как уж тут интеллектуально и инновационно догонять их! Не балуют власти и здравоохранение - 3,7% ВВП (в США - 15,3%, в среднем в мире - 8,7%). Так что, опять же, задним умом Герман Греф, конечно, прав насчет необходимости реформирования государства и первичности образования, но для реализации подобных стратегий необходимо системное управление страной, а также комплексное развитие и повышение качества всех составляющих национального "человеческого капитала", а не только образования. Отдельно взятое образование в любом случае вписывается и затягивается в общий нисходящий коррупционный тренд со взятками и откатами. Экономический рост и инновационное развитие — это синергия национальной культуры, государства, общества, профессионалов, населения, государственной политики и стратегического планирования. В России синергия пока отрицательная по существу и по результатам, а не по пиару и заявлениям правительственных и региональных чиновников.
Концепция и Стратегия РФ и Стратегия Воронежской области
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года была утверждена в конце 2008 года. 2 ноября 2009 года в связи с кризисом была произведена коррекция ее цифровых показателей в направлении снижения. В настоящее время осуществляется ее актуализация в варианте Стратегии развития РФ. В Воронежской области, других субъектах РФ и некоторых крупных городах параллельно осуществляется актуализация региональных и городских Стратегий развития. Российский кризис по глубине падения ВВП (+5,2% - в 2008; -7,8% - в 2009; +4% - в 2010 году) был самым глубоким среди крупных и средних стран мира. И это следствие сырьевого характера экономики, низкой конкурентоспособности обрабатывающей промышленности с высокой добавочной стоимостью и низкой ее доли в экспорте — главном кормильце страны. Для сравнения: экономика Китая и не заметила мирового кризиса (рост ВВП 9,6% - в 2008; 9,2 - в 2009; 10,3% - в 2010 году). Китай гораздо профессиональней и эффективней России строит и реализует свою экономическую политику и Стратегию как в своих планах, так и на практике. Воронежская область вследствие высокой диверсификации своей экономики лучше многих других регионов прошла кризис по ВВП (+8,0 - в 2008 году; -3,7% - в 2009; +4,5% - в 2010 году). Однако меньшее падение ВВП в 2009 году и чуть больший рост ВВП относительно среднероссийского в 2010-м (на 0,5%) были обеспечены в основном за счет учета неформального сектора экономики, который по числу занятых в нем - треть экономики Воронежской области. А также государственными инвестициями в НВАЭС и федеральную трассу "Дон". Другими словами: структура ВВП Воронежской области далека от оптимальной и неэффективна. Промышленность же Воронежской области - главный драйвер возможного развития региона - продолжает стагнировать (индекс промышленного производства области в 2010 году снизился на 3,7%). Валовой региональный продукт области на душу населения в 1,7 раза ниже среднего по РФ и в 2,3 раза ниже среднего по ЦФО. Концепция РФ, как и Стратегия Грефа, не содержит раздела о реформировании государства. Взамен присутствует наукообразный раздел "Формирование институциональной среды инновационного развития", в котором нет конкретики в части механизмов и технологий реализации общих требований к институциональной среде для эффективного функционирования инновационной системы и венчурного бизнеса. Фактически Концепция представляет собой компиляцию работ и опыта развитых стран, а специфические особенности России описаны поверхностно. Так же кратко и несистемно в Концепции изложена необходимость развития политико-правовых институтов (краткий повтор первых статей Конституции РФ) и некоторых составляющих "человеческого капитала" (образования и здравоохранения). Любопытно, что основные разработчики Концепции РФ, которые сейчас снова руководят разработкой "Стратегии - 2020", прогнозировали колебания мировых цен на нефть в диапазоне 91-108 долларов за баррель в 2009-2020 годах. Концепция была подписана Владимиром Путиным 17 ноября 2008 года - аккурат перед кризисом, и уже через несколько месяцев цена на нефть с высоты в 120 долларов опустилась до 40 долларов за баррель. Непонятно, как же делался этот ключевой прогноз, когда общеизвестно, что спады в экономическом развитии происходят каждое десятилетие. И это естественный и со всех сторон исследованный процесс циклического развития стран и мировой экономики. Стратегия развития Воронежской области была заново разработана после кризиса в 2010 году (до нее действовала Стратегия прежней обладминистрации). Впервые в официальном документе был представлен анализ теневой экономики области, основательно выполнен анализ видов экономической деятельности, выбраны приоритеты (промышленность). Однако по цифровым показателям роста ВВП (12,7% - в среднем ежегодно) эта Стратегия далеко переплюнула федеральную Концепцию (6,3-6,4%). Поэтому коррекция этой Стратегии должна касаться прежде всего цифровых показателей, и особенно - областных государственных и муниципальных институтов и организаций в части повышения их эффективности и очищения от коррупции и ставленников криминала. По коррупции и теневой экономике Воронежская область, согласно официальной статистике, — лидер в РФ среди регионов с преимущественно русским населением. Крайне необходим для успешного развития области и Воронежа (свыше половины экономики области) пересмотр в пользу Воронежа доли налогов, собираемых с его территории. В 2010 году городу оставили всего лишь 22,8%. Этого слишком мало даже для качественного исполнения текущих полномочий и решения оперативных вопросов и задач. Для решения же стратегических задач и проблем у Воронежа в бюджете нет средств.
Бюджетная и налоговая системы
Что касается более простых проблем, которые не затрагивают нынешних устоев государственности - бюджетной системы, налоговой, банковской, земельной проблемы, инфляции, наркоманизации молодежи, падения морали и нравственности, этики труда и предпринимательства, - то здесь сплошные неурядицы и провалы. По бюджетной системе Президент РФ дал распоряжение о подготовке предложений по перераспределению налогов в пользу регионов и муниципальных образований. Но нет уверенности, что будет решена проблема бюджетного голода крупных и средних городов - главных "локомотивов" развития экономики страны и субъектов РФ. Слишком бюрократизирована власть в РФ и не признает пока равноправным третий уровень выборной власти и бюджетной системы — муниципалитеты, включая городские округа. В части налогов, вопреки единому мнению независимых экспертов и бизнеса, с 1 января 2011 года были увеличены страховые взносы с 26 до 34% от фонда заработной платы, что, по данным налоговиков, уже сильно сказалось на сборах налогов на доходы физических лиц (НДФЛ) — зарплата ушла в конверты. Вместе с тем, по данным Минфина, налоговое бремя на экономику России составляет 36-38%. Для сравнения: в Мексике — 17,5%, в Китае - 17,6%, в США — 24%. Во всех развивающихся странах с догоняющими экономиками налоговое бремя ниже, чем в России. К тому же, к налоговому бремени для России надо еще добавить 10-15% поборов со стороны чиновников, силовиков и криминала. И совокупное бремя достигнет примерно 50% ВВП, что, из мировой практики, означает снижение деловой активности, рост теневой экономики и снижение налогооблагаемой базы (кривая Лаффера). Известно также из мирового опыта, что развивающиеся страны выходят на стабильный рост валового внутреннего продукта (ВВП) порядка 7-10% только при уменьшении налогового бремени ниже 20% ВВП и норме накопления инвестиций 35-40% ВВП. Иначе иностранные инвестиции уходят в страны с меньшими налогами и меньшими рисками. И это - опыт Японии, Южной Кореи, Сингапура, Тайваня, Китая.
Начинать с модернизации "человеческого капитала"
Стратегия Грефа, Концепция РФ, Стратегии регионов разрабатывались так, словно в России де факто существует рыночная экономика. Но в условиях слабой конкуренции во всех видах деятельности в стране превалируют коррумпированный госкапитализм, несистемное управление, неэффективная и преимущественно сырьевая экономика с большим теневым сектором. Страна до сих пор не прошла этап создания конкурентоспособной индустриальной экономики с развитым инновационным сектором. И все попытки создания эффективной инновационной системы в нынешней институциональной среде завершились пока неудачами. По инновационной деятельности (доле инновационных предприятий и продукции) Россия - одна из самых отсталых стран в Европе. Исходные данные для решения задач стратегического планирования сейчас следующие: высокая коррупция, криминализация экономики, сращивание власти с криминалом, отсутствие конкурентных рынков и слабая конкуренция во всех видах деятельности, превалирующие в экономике неэффективные госмонополии, госбанки и госкорпорации, деградация национального "человеческого капитала" — главного фактора развития современного общества и экономики, драйвера инноваций; морально-нравственное падение и опустошение российского народа. Оценочная стоимость накопленного национального "человеческого капитала" на душу населения России к 2011 году составила всего лишь 14,5 тыс. долларов - в 87 раз меньше американского национального "человеческого капитала" на душу населения, в 39 раз меньше немецкого, в 42 раза - японского, в 1,3 раза - китайского. Поэтому модернизацию России и необходимо начинать с модернизации национального "человеческого капитала". Иначе осуществлять модернизацию экономики просто некому. Это и есть исходные данные для разработчиков Стратегии развития России и Воронежской области. Россия в недавно вышедшем Рейтинге прогресса компании ФБК заняла 97-е место из 101 страны. Индекс рассчитывался по семи ведущим мировым индексам. Наихудшие позиции России - по индексу качества жизни, индексу восприятия коррупции и индексу условий ведения бизнеса. Этот рейтинг отражает реальное состояние экономики, общества и государственности России — прогресса нет, а есть регресс. И подтверждает приведенные выше исходные данные для разработки стратегий, опирающихся на реалии, а не на фантазии и чьи-то желания. Засилье коррупции и криминала обесценивает знания, подавляет креативность и созидательную энергию людей, снижает качество, эффективность и накопленную стоимость "человеческого капитала". Превращает синергию в отрицательный фактор развития, в его тормоз. Эксперты из групп разработки Стратегии уже обнародовали часть предложений об ограничении ползучего расширения госкапитализма в экономике и ускорении приватизации госкомпаний начиная с 2016 года. Однако любая приватизация в условиях ручного управления страной, бессистемности и высокой коррупции неизбежно превращается в "прихватизацию" и заканчивается уводом ценных финансовых активов за рубеж. И еще раз подчеркнем - приватизация эффективна только в условиях правового государства и верховенства законов, в противном случае она превращается в грабеж страны и вывоз национального богатства России за ее рубежи. Судьба актуализированных стратегий РФ, Воронежской области и других регионов будет зависеть от объективности, профессиональной честности и порядочности разработчиков-экспертов. На примере Германа Грефа, лучше отказаться изготавливать и подавать на утверждение априори невыполнимую "туфту", нежели в очередной раз обманывать российский народ и самих себя. Да и обман в этот раз не пройдет - поумнели мы. Подытоживая сказанное, еще раз отмечу: России крайне нужно как можно быстрее выйти из полисистемного кризиса, в котором она продолжает пребывать. Для этого необходимы: декриминализация экономики, государственных институтов, всех сфер жизнедеятельности; реформирование государственных институтов; повышение качества и эффективности российского национального "человеческого капитала" и всех его составляющих; модернизация инфраструктуры и обустройство страны и регионов; модернизация и развитие индустриальной экономики с опережающим ростом ее инновационного сектора; создание эффективной инновационной системы.
Юрий Корчагин, эксперт
(В сокращенном виде опубликовано в газете "Коммуна", N115 (25743), 2 августа 2011 года)
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|