26.07.11
Аденома образа жизни
Здравоохранение | Что показал годовой опыт работы по программе «Урология»
В повестку дня российской медицины все острее встают проблемы урологических заболеваний. В последние годы распространенность их начинает догонять сердечно-сосудистые патологии. Причиной тому процессы старения населения, приводящие к увеличению удельного веса пожилого и старческого возраста, вредные привычки и малоподвижный образ жизни лиц молодого и среднего возраста.
О тенденциях развития урологических заболеваний, доброкачественной гиперплазии предстательной железы, мочекаменной болезни и неспецифических воспалительных заболеваниях почек шла речь на недавней научно-практической конференции, прошедшей в Воронежской областной клинической больнице N1.
На нее приехали урологи, хирурги, онкологи и гинекологи из Москвы и Московской области, областей Центрального Черноземья, Ставропольского и Красноярского краев, Якутии и Мордовии, Пензенской, Астраханской и других областей. Со своим видением проблем выступили главный онколог России, академик Валерий Чиссов и один из ведущих специалистов мировой урологии, профессор университета Эразмус в Голландии Фриц Шредер. Это показывает какое значение придает медицинское сообщество борьбе с урологическими заболеваниями.
О состоянии ситуации в нашем регионе журналист "Коммуны" беседует с главным урологом Воронежской области Олегом ЗОЛОТУХИНЫМ.
- Можно ли, Олег Владимирович, для большей наглядности выразить проблемы урологии в Воронежской области цифрами?
- Общая урологическая заболеваемость регистрируется на уровне 10133 больных на 100 тысяч населения. Общее число урологических больных, госпитализированных в 2009 году, например, составило 50272 человека. Число амбулаторных посещений урологов с 2000 по 2009 год выросло с 238129 пациентов до 258549.
Каждая четвертая жительница области ежегодно обращается к урологу с очень серьезными проблемами, причем по мере приближения к активному трудоспособному возрасту в 40-50 лет. Мужское население области старше 50 лет составляет 318 тысяч человек, половина из них страдают доброкачественной гиперплазией предстательной железы (ДГПЖ). Причем в последние годы число обращений к врачам и тяжесть патологий увеличивается.
- С чем связан рост заболевания?
- Здесь не только о росте надо говорить, но в большей степени об активном выявлении таких больных. Гиперплазия практически не обходит стороной ни одного человека, у кого-то она в большей степени, у кого-то - в меньшей. Одни чувствуют начинающиеся неполадки в своем организме, другие – перенесли острый простатит, у третьих - уже сформировалась аденома.
С начала 2010 года мы стали работать по Программе "Урология", а потому значительно усилили работу по выявлению и помощи таким больным. За прошедшие полтора года, например, их выявлено почти вдвое больше, чем за такое же время в прошлом. Сложность в том, что заболевание не сразу проявляет себя. У одних мужчин оно довольно быстро дает яркую клиническую картину, у других - может протекать медленно, развиться до какого-то этапа, а потом остановиться.
- Вы сказали, что все мужчины подвержены этой беде. Конечно, прискорбно это слышать, но от чего она возникает? С какого возраста, зависит ли от питания и образа жизни? Существуют ли профилактические мероприятия?
- Что касается причин ДГПЖ, то развитие ее связано с условиями обмена половых гормонов. Молекулярных механизмов роста пока не обнаружено, а значит, повлиять на клеточном уровне на темпы развития болезни мы, к сожалению, пока не можем. Поэтому специфической профилактики, которая могла бы повлиять на развитие ДГПЖ или даже рака простаты сегодня не существует. Поскольку заболевание это гормонозависимо, то у тех мужчин, у которых уровень тестостерона низок, гораздо чаще выявляются более злокачественные формы рака простаты. Осложнится ли доброкачественная гиперплазия раком, зависит от индивидуальных особенностей организма каждого мужчины.
- Словом, нам, мужчинам, никакой радости…
-Увы, такая уж коварная патология. Что касается профилактики, то, в принципе, конечно, может быть разработана программа первичной профилактики рака предстательной железы, но она весьма специфична и должна начать осуществляться уже в молодом возрасте. Сегодня же ситуация такова, что до 50 лет жизни мы над своим здоровьем буквально издеваемся, а потом прикладываем массу усилий, чтобы его вернуть.
Что вы имеете в виду?
- Образ жизни многих мужчин, которые любят жирную, мясную пищу, причем не знают меры. Не отказывают себе в удовольствии выпить пива и водки. Без ограничения курят, хотя убедительно доказано, что у завзятых курильщиков гораздо чаще развиваются раки любой локализации. Вместо занятий спортом, какой-то физической работы, активного отдыха на природе в выходные дни или хотя бы пешеходных прогулок готовы целый день лежать на диване и смотреть телевизор. Откуда здесь может быть здоровье?
- Довелось слышать, что у японцев и корейцев процент заболевших ДГПЖ значительно ниже по сравнению с европейцами...
- Это, действительно, так. И, по мнению ученых, причина в том, что эти народы употребляют в пищу много морепродуктов и морской рыбы, а содержащиеся в них вещества, и в частности - йод, задерживают развитие гиперплазии.
- Судя по росту писем, приходящих в редакцию от пожилых мужчин, выявление ДГПЖ, действительно, резко улучшилось в последние годы. А насколько улучшилось качество помощи таким больным в последнее десятилетие, к примеру?
- Не будем уходить в десятилетнюю давность, давайте сравним, что было два года назад. Процент больных, например, с третьей стадией заболевания уменьшился вдвое. А третья стадия - это полная запущенность болезни, когда вся помощь врача может ограничиться лишь укреплением трубочки для отвода мочи.
В 2010 году открытых аденомэктомий было проведено 272, а только за 5 месяцев реализации программы -116, высокотехнологичным методом лечения трансуретральной резекцией простаты (ТУРП) за год было сделано 185 операций, а нынче за пять месяцев - 122.
Предполагается , что по Программе "Урология" мы будем работать в течение пяти лет, и с каждым годом объем таких операций будет нарастать, то есть, к концу действия программы мы выйдем на уровень трехсот операций в год. Это средний показатель обычного стационара в европейской стране, но мы-то стали осваивать ТУРП лишь четыре года назад. Это огромный прогресс, и значительное сохранение здоровья прооперированных мужчин.
- Пока не настала необходимость операции, врачи предлагают пациенту консервативное лечение. Какова его эффективность?
- В консервативном лечении используются две группы препаратов, обладающих доказанной эффективностью.
Первая группа так называемые альфа-аденоблокаторы снимают спазм с шейки мочевого пузыря. Это в чистом виде симптоматические средства лечения, которые облегчают жизнь пациента, но не влияют на процессы, происходящие в железе.
Вторая группа - ингибиторы5-альфаредуктазы. Они уже вмешиваются в обмен мужских половых гормонов и могут уменьшать объемы предстательной железы. Обе группы препаратов может назначать только врач, который сначала проведет обследование пациента и, с учетом полученных данных, определит какой препарат нужен, сколько времени его можно принимать. Дело в том, что лекарства имеют противопоказания.
- Поэтому названий препаратов вы не обнародуете?
- Именно так, потому что самолечение ДГПЖ крайне опасно и может дать весьма неприятные последствия.
- Тогда как же понять безудержную рекламу по всем каналам телевидения препарата "простомол-уно". Призывы к его употреблению уже в зубах навязли, просто не хочешь, а начнешь пить.
- Это препарат растительного происхождения, эффективность его применения абсолютно не доказана. Но хотите пить, пейте, хуже не будет.
- Вы против самолечения, и это понятно, но что делать пациентам преклонного возраста из отдаленных районов? Не все ведь из них могут попасть на прием к урологу. Кстати, во многих ли ЦРБ нет врачей этой специальности?
- К сожалению, в Воронежской области только в десяти крупных ЦРБ заняты ставки урологов, в остальных их обязанности исполняют хирурги. Это, конечно, не одно и то же. Тем не менее, пациентам, которые начинают чувствовать неполадки с мочеиспусканием, надо обратиться к ним. Если они сами не разберутся, то дадут направление в те ЦРБ, где есть опытные специалисты или направят к нам, в областную больницу.
- Операция ТУРП, о которой вы говорили, делается только у вас в ВОКБ N1?
- Нет, такие операции проводятся так же в воронежских БСМП N 1 и N 10, в Лисках и Россоши, готовится к их освоению Анна, за счет муниципальных бюджетов думают закупать оборудование в Боброве и Павловске.
- Несколько дней назад пришло письмо от читателя Семыкина из Новоусманского района. Он рассказал, что его вместе с другими четырьмя больными направили в институт урологии в Москву, где всех воронежцев благополучно прооперировали. Читатель делает вывод, что "в Воронеже есть хорошие врачи, но нет необходимого современного оборудования".
- Я бы его поправил: оборудование есть, но не все, которое нужно. Наши финансовые возможности не сравнишь с возможностями федерального института урологии, в котором самое новейшее оборудование, позволяющее делать операции любой сложности. Поэтому в иных случаях, когда у нас есть квоты на такие операции, мы и направляем наших пациентов в Москву. Зачем мы будем проводить мужчине сложную, травматическую операцию, если в Москве ему сделают безболезненное оперативное вмешательство, и через несколько дней он вернется домой? Сохранить здоровье человека - вот главная цель любого медика.
Вопросы задавал Борис Валуин
Источник: газета "Коммуна", N111 (25739), 26.07.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012