22.07.11
В погоне за русской песней
Имя в искусстве | Старинные напевы подружили Президента Мальты и солистку Воронежского хора
Заслуженная артистка РСФСР Людмила Карнаухова
События разворачивались стремительно. В шестьдесят седьмом году Воронежский хор выступал на гастролях в Новосибирске. И хотя в том краю существовал и успешно концертировал свой Сибирский народный хор – и хор, надо сказать, хороший, - публика валом валила на воронежцев. К тому времени в стране уже сформировался непререкаемый певческий авторитет наших земляков. Успех сопутствовал им.
Людмила Карнаухова, работавшая солисткой в Сибирском государственном хоре, тоже не преминула сходить на концерт Воронежского хора.
И - заболела.
Не в прямом смысле слегла в постель с температурой. Просто ее неотступно стали преследовать мелодии, интонации воронежских песен.
- И я поняла, что без этих южнорусских напевов мне не жить, - говорит Заслуженная артистка РСФСР Людмила Карнаухова.- Это было как наваждение, как страсть, как невозможность дальше существовать без такой песенной красоты. И тогда я решила оставить Сибирский хор и уйти в Воронежский. Напросилась сначала на прослушивание. Экзаменовал меня сам Иван Михайлович Руденко. Непревзойденный баянист, аккомпаниатор Марии Николаевны Мордасовой, а в то время еще и музыкальный руководитель коллектива. Прослушал - и дал «добро»: "Берем!"
Коренная сибирячка, Люда Карнаухова, без особого труда - характерец еще тот - кремень - вписалась и в коллектив, и в город. Правда, первый год держали ее в черном теле.
Дело в том, что исконно воронежское исполнение очень сильно отличается от мелодического строя других краев и областей. Тембр женского голоса у нас низкий, грудной, бархатный, словно обволакивающий. И поэтому Карнауховой следовало отрешиться от прежнего и прийти к новому для нее воронежскому голосовому диапазону.
Главный хормейстер Заслуженный деятель искусств РСФСР Владимир Васильевич Ефимов, сам человек тончайшего душевного строя, деликатнейший, обходительный, никогда в жизни ни на кого не повышавший голоса, - мог только иногда на провинившегося кулачком погрозить, наставительно говорил Карнауховой: "Потерпи, пока у тебя не нашенский звук, пока еще не раскрылся, слишком резкий".
Терпения ей было не занимать. Она ждала год. Пока Владимир Васильевич наконец-то не сказал ей: "Низы пошли", что означало - ну вот ты и добилась низкой тесситуры, такой, как и требовалось для солистки Воронежского хора.
Можно, наверное, строить догадки, и небезосновательные, на тот счет, откуда у сибирячки Карнауховой вдруг прорезалась такая тяга к песням, родившимся в южнорусской степи. Оказывается, дед ее, Емельян Карнаухов, - из донских казаков. Вот откуда и тянется ее генетическая приверженность к донским песням.
А родилась она в Казахстане.
Где-то там, на крохотной станции с трудно запоминающимся названием Сары-Озек, ровно через месяц после начала войны в семье рабочего Ивана Карнаухова появилась на свет девочка, которую и назвали Людмилой. Что в переводе с народного означает "людям милая".
Отца она никогда не видела. Родилась - он уже был на фронте, а погиб, когда ей пошел всего-то восьмой месяц.
Трудное послевоенное детство, полуголодное и полухолодное. Радостей - с гулькин нос, но все это и породило ее кремень - характер.
Сначала ни о каком пении не могло быть и речи. Надо было хотя бы прокормиться. И она пошла на Алтайский тракторный завод. Как вы понимаете, не инженером, а рабочей.
Но песня в ней жила и настоятельно требовала выхода. И Карнаухова прошла конкурсное испытание в Сибирский государственный хор, выдержала его и три года была солисткой.
Остальное - вы уже знаете.
Часто думаю, почему наша воронежская песня занимает в народном музыкальном творчестве главенствующую роль? И ведь самый первый крестьянский хор, носящий теперь имя Митрофана Пятницкого и созданный им, тоже собирался из наших голосистых земляков. И только на первом своем этапе зарождения, когда в январе сорок третьего в Анне сгрудился первый состав Воронежского хора, его участниками были выходцы из воронежских деревень.
Впоследствии же его пополняли певцы из самых разных уголков России, доселе не владевшие нашей певческой традицией, но не раз слышавшие воронежские песни и полюбившие их так, что уже не могли жить без них.
Подобное произошло с Людмилой Карнауховой. Как и с ее коллегами по хору Софьей Конищевой, Александрой Захаровой, Ниной Андреевой. Они пришли в Воронежский хор почти в одно время - кто чуть раньше, кто чуть позже - пришли из разных мест с одной лишь целью: профессионально овладеть здешними напевами.
Репертуар Воронежского хора всегда был огромен. И каждой певице находились песни, которые наиболее ей подходили, а впоследствии становились визитной карточкой исполнительницы. У Людмилы Карнауховой ее коронным номером стали русские народные песни "За долами, за горами", "Двор, широк двор", "Матушка, что во поле пыльно", знаменитая "Ой, туманы, мои растуманы".
Но Воронежский хор всегда славился еще и своими композиторами (на то он и академический). Так, в репертуаре Карнауховой появляется песня художественного руководителя коллектива, народного артиста СССР Константина Массалитинова "Песня дорогу найдет". Пишет для нее и другой известный композитор, Заслуженный артист России Владимир Руденко. Его "Живу тобой, моя Россия", "Колосья", "Огонь олимпийский, гори над Москвой", "Ты с нами, Куба" в исполнении Карнауховой публика всегда встречала восторженно.
- Когда мы были на гастролях на Кубе, - вспоминает Людмила Ивановна, - то, естественно, песня Владимира Михайловича Руденко "Ты с нами, Куба" в одночасье стала шлягером.
Ее тут же перевели на испанский, она звучала и на наших концертах - кубинцы азартно подпевали нам, - и на улицах Гаваны. Брат Фиделя Кастро, Рауль, тепло нас благодарил за русскую песню.
…В семьдесят четвертом они отправились в поездку по Ирландии. Когда гастроли подходили к завершению, позвонили из Москвы: прямиком из Лондона направляйтесь на Мальту, последовал указ. Доселе на этом острове русская песня еще не звучала.
Встречала их тогдашний министр культуры Агата Барбара. И неотступно сопровождала во всех поездках по стране.
- Толком не знаю, почему, но между нами завязались дружеские отношения, - говорит Заслуженная артистка РСФСР Людмила Карнаухова. - Может, песни наши так пленили министра, и наши голоса: и потом, когда я вернулась домой, мы продолжали переписываться. Через восемь лет узнаю, что Агата Барбара стала Президентом Мальты. И тут же бегом - на почту, отправляю поздравительную телеграмму. Потом Агата скажет мне, что я оказалась первая, кто поздравил ее с избранием на такой высокий пост. Даже раньше, чем наше Правительство.
И в тот же год Президент Мальты пригласила нашу землячку посетить ее страну.
- Жила я во дворце, в старинном замке, где обитали и все члены Правительства со своими чадами и домочадцами, - говорит Людмила Ивановна. - Там столько комнат, что немудрено было и заблудиться. С Агатой мы виделись иногда только по вечерам - она была очень занята. Заберемся на зубчатые стены замка, пристроимся скромненько и ведем беседу.
- А о чем, если не секрет?
- Кто же вам скажет!.. - смеется.- Все о нашем, о женском...
Потом, когда Президент Мальты приезжала с официальным визитом в Москву, пригласила она и Карнаухову. И сходили они вместе в Большой театр на балет "Бахчисарайский фонтан". Вот так русская песня подружила Президента Мальты и солистку Воронежского хора.
А все ведь началось с того, что Людмила Карнаухова помчалась из Сибири вдогонку за воронежской песней.
И догнала ее! Недаром же говорят, что песня остается с человеком...
Виктор СИЛИН
Сегодня у Заслуженной артистки РСФСР Людмилы Карнауховой - юбилей. Мы от души поздравляем Людмилу Ивановну и желаем ей здоровья, счастья и новых песен!
"Коммуновцы"
Источник: газета "Коммуна", N110 (25738), 22.07.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012