 |
16.07.11
Заключение КСП на отчет об исполнении бюджета Воронежа за 2010 год
Заключение Контрольно-счетной палаты на отчет об исполнении бюджета городского округа город Воронеж за 2010 год
Часть III
на другой теплоисточник размещена 14.05.2010. То есть, размещение муниципального заказа не обеспечено бюджетным финансированием, что является нарушением п.4.1.12 Порядка формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа городского округа, утвержденного решением ВГД от 24.12.2008 N 439-II. В январе 2011 года решение городской Думы от 06.09.2006 N 161-II об утверждении муниципальной целевой программы «Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве городского округа город Воронеж на 2006 - 2011 годы» утратило силу. За весь период действия программы на ее реализацию из бюджета городского округа выделено 75 470 тыс. руб., или 11%. Аудит эффективности реализации программы, проведенный КСП, показал, что в 2006-2008 годы финансирование программы не предусматривалось, однако выделялись бюджетные ассигнования в рамках расходов на "Капитальный ремонт жилищного фонда"; практически на всех этапах реализации программы выявлены нарушения и недостатки - от обоснования программных мероприятий до исполнения муниципальных контрактов. Оценка эффективности программных мероприятии, как за весь период, так и за 2010 год заказчиком – координатором программы - департаментом ЖКХ, не представлена. Анализ реализации муниципальной целевой программы показывает, что цели, ради которых она разработана, не достигнуты. За весь период действия программы организационные, правовые, методологические и финансовые условия, обеспечивающие повышение энергоэффективности жилищно-коммунального хозяйства в городском округе не созданы. * на реализацию ведомственной целевой программы "Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры городского округа город Воронеж на 2010-2012 годы" - 55 051 тыс. руб. (в том числе субсидия из бюджета Воронежской области на софинансирование объекта "Строительство котельной по ул. Генерала Лохматикова, 27" - 12 600 тыс. руб.). ГРБС - департамент ЖКХ. В рамках программы предусматривалось финансирование проектирования и строительства блочно-модульной котельной по ул. Генерала Лохматикова, 27. Несмотря на наличие возможности по проведению аукциона, в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы, в нарушение Федерального закона N 94-ФЗ муниципальный контракт на проведение работ по объекту заключен в августе 2010 года без проведения торгов с единственным подрядчиком - ЗАО "ВМУ-2" на основании п. 6 ст. 55 N 94-ФЗ. Основанием заключения контракта явился приказ заместителя главы администрации - директора департамента дорожного хозяйства и благоустройства (от 10.08.10). При этом расходы на данные работы были предусмотрены в адресной инвестиционной программе городского округа с июня текущего года. В случае своевременного размещения заказа подрядчик мог быть определен ранее и уже приступить к работам. Необходимо обратить внимание на эффективность исполнения данной программы главным распорядителем бюджетных средств (Департамент ЖКХ). В основном процедуры заключения контрактов с подрядчиками состоялись осенью 2010 года. Вследствие чего сроки окончания работ по многим контрактам определены до 20.12.2010, что не согласуется с постановлением администрации от 06.04.10 N 212 "О мероприятиях по подготовке теплоэнергетического хозяйства городского округа город Воронеж к отопительному периоду 2010-2011 годов и временном отключении горячего водоснабжении", предусматривающему окончание мероприятий по подготовке объектов жилищного фонда и теплоэнергетического оборудования к эксплуатации в отопительный период 2010-2011 годов в срок до 01.09.2010. Для оценки эффективности реализации программы в 2010 году предусмотрены два показателя - улучшение электроснабжения и обеспечение гарантированного теплоснабжения потребителей в многоквартирных домах. Однако в бюджете на 2010 год финансирование мероприятий по улучшению электроснабжения в многоквартирных домах не предусмотрено. Спустя 2,5 месяца по окончании финансового года, распоряжением администрации городского округа от 15.03.2011 N 131-р в программу внесены изменения, с учетом фактического исполнения мероприятий в 2010 году. По разделу "Охрана окружающей среды" расходы составили 25 580 тыс. руб., или 98,7% уточненных плановых назначений, из них за счет средств областного бюджета в соответствии с Указом губернатора Воронежской области от 28.12.2009 N561-у в рамках реализации региональной программы "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Воронежской области на 2010 год" направлено 983,6 тыс. руб. По сравнению с 2009 годом расходы увеличены на 7 766 тыс. руб., или на 43,6%. Средства направлены на: * проведение природоохранных мероприятий - 852,8 тыс. руб.; * осуществление финансово-хозяйственной деятельности МУ (МАУ) "Зеленый фонд Воронежа" - 6 873,7 тыс. руб.; * реализацию муниципальной целевой программы "Экологическая безопасность городского округа город Воронеж на 2010-2014 годы" - 11 957 тыс. руб. Следует отметить, что в противоречие п. 2 ст. 179 БК РФ плановые назначения, утвержденные решением о бюджете на 2010 год, на реализацию МЦП ниже показателей финансирования, утвержденных паспортом программы; реализацию муниципальной целевой программы "Реконструкция и развитие озелененных территорий общего пользования городского округа город Воронеж на 2010-2014 годы" - 5 896,7 тыс. руб. В рамках муниципальных целевых программ в сфере охраны окружающей среды в 2010 году предусмотрена реализация 2 программ с ресурсной потребностью в средствах бюджета городского округа 48 600 тыс. руб. Фактическое финансирование составило 17 854 тыс. руб. ДМЦП "Экологическая безопасность городского округа город Воронеж на 2010 - 2014 годы". В бюджете на 2010 год предусмотрено 12 000 тыс. руб. при ресурсной потребности 18 000 тыс. руб. Фактически профинансировано 11 957 тыс. руб. Наибольшая доля, выделенных средств бюджета городского округа - 75,4%, направлена на реализацию мероприятий по сохранению и развитию зеленого фонда города. Перечень объектов с указанием планируемых видов работ в программе не определен и заказчиками - координаторами программы не представлен. ДМЦП "Реконструкция и развитие озелененных территорий общего пользования городского округа город Воронеж на 2010 - 2014 годы". Бюджетом на 2010 год предусмотрено 6 000 тыс. руб. или 20% от ресурсной потребности (30 600 тыс. руб.). За счет бюджетных ассигнований планировалось проведение мероприятий по реконструкции древесно-кустарниковых насаждений и газонов на озелененных территориях общего пользования, определенных к благоустройству. Поадресный перечень объектов с указанием планируемых видов работ в программе не определен. Мероприятия профинансированы в сумме 5 896,7 тыс. руб. Заказчиками-координаторами работ по реализации программы являются управление по охране окружающей среды и департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации городского округа. В то же время ДДХиБ информацию о реализации программы не представил, что свидетельствует о неисполнении функций заказчика-координатора. Долгосрочные МЦП "Реконструкция и развитие озелененных территорий…" (принята 28.09.2009) и "Экологическая безопасность..." (принята 11.12.2009) пересекаются в части мероприятий по реконструкции зеленого фонда. Проведение аналогичных мероприятий на одних и тех же объектах может привести к снижению уровня контролируемости и ответственности исполнителей (подрядчиков). Так, при проведении реконструкции парка им. Дурова вырубка деревьев осуществлялась управлением по охране окружающей среды в рамках МЦП "Экологическая безопасность..", а также МАУ "ДЕЗ КС" и департаментом градостроительства и архитектуры (в том числе, в рамках МЦП "Реконструкция и развитие озелененных территорий..."). Сопоставление разрешений на вырубку, контрактов и актов выполненных работ выявило наличие "дважды" вырубленных деревьев. Кредиторская задолженность по разделу по состоянию на 01.01.2011 отсутствует. Наибольший удельный вес - 36% расходов бюджета занимает раздел "Образование". Кассовые расходы по данному разделу увеличились по сравнению с 2009 годом на 832 952 тыс. руб. (на 19%) и составили 5 144 861 тыс. руб., или 99,3% уточненного плана. Кассовые расходы по подразделу "Дошкольное образование" составили 1 728 020 тыс. руб. (99% уточненного плана), что выше расходов аналогичного периода прошлого года на 371 916 тыс. руб., или на 27%. По данному подразделу финансируются 165 дошкольных образовательных учреждений. На реализацию ДМЦП "Развитие дошкольного образования городского округа город Воронеж на 2010 - 2014 годы" в бюджете на 2010 год предусмотрено 114% ресурсной потребности, или 192 636 тыс. руб., фактическое финансирование составило 190 419 тыс. руб. (98,8%). Кроме того, на капитальный ремонт направлены средства субсидии на развитие сети дошкольных учреждений в рамках реализации областной целевой программы "Развитие дошкольного образования Воронежской области на 2009-2012 годы" - 8 850 тыс. руб. (в том числе: МДОУ N 19 - 6 675 тыс. руб., МДОУ N 153 - 2 175 тыс. руб.). Бюджетные ассигнования на проведение капитального ремонта дошкольного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 153" в 2010 году составили 40 000 тыс. руб., или 100% ресурсной потребности по программе. Общая сумма заключенных контрактов и договоров по капитальному ремонту учреждения составила 32 433,2 тыс. руб. Проверкой КСП установлено, что проектная документация у учреждения на проведение всего комплекса работ по капитальному ремонту здания отсутствовала. Кроме того, помимо проведения торгов и запросов котировок учреждением на выполнение ремонтных работ заключены гражданско-правовые договоры (до 100 тыс. руб.) на общую сумму 1 391,8 тыс. руб., из них с ООО "РемСтройЭнергоМонтаж" 598,8 тыс. руб., которое по данным УФНС России по Воронежской области обладает признаками фирмы-однодневки. В соответствии с протоколом поручений, определенных губернатором Воронежской области от 06.05.2010 произведен капитальный ремонт МДОУ "Детский сад N 119", приобретенный у СПК "Воронежский тепличный комбинат". В соответствии с паспортом программы финансирование мероприятия предусмотрено в сумме 46 000 тыс. руб. в течение 2011-2014 годов. На конец года распоряжением администрации от 29.12.2010 N 1290-р средства скорректированы под факт - 41 200 тыс. руб. Общая сумма заключенных контрактов (договоров) на проведение работ составляет 41 200 тыс. руб. Фактически оплачено 39 241 тыс. руб. В связи с неисполнением договорных обязательств, по двум муниципальным контрактам на общую сумму 1 959 тыс. руб. учреждением направлены иски в Арбитражный суд Воронежской области. По мировому соглашению, контракт от 15.12.2010 N119/10-К на сумму 330 тыс. руб. расторгнут. Проведенная КСП проверка законности и эффективности использования средств бюджета городского округа на выполнение работ по капитальному ремонту МДОУ "Детский сад N 119" за 2010 год выявила нарушения ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 21.07.2007 N 94-ФЗ (в результате аукциона снижение стоимости работ и цены контракта на 23% произведено подрядчиком, в первую очередь, за счет уменьшения объемов работ; неэффективно использованные бюджетные средства в сумме 220 тыс. руб.; условиями контракта была предусмотрена 100% оплата фактически выполненных работ, принятых по актам, предъявленных подрядчиком, что не соответствует условиям аукционной документации). В связи с освобождением арендаторами помещений ранее договорного срока в 2010 году проведен капитальный ремонт одной группы МДОУ N 90 на сумму 1 582 тыс. руб. Финансирование мероприятия предусмотрено в 2012 году в сумме 4 000 тыс. руб. (две группы). В 2010 году паспортом программы предусмотрена без денежного сопровождения подготовка проектносметной документации по капитальному ремонту МДОУ N29. Мероприятие не реализовано. Практика показывает, что при отсутствии финансирования изготовления проектно-сметной документации, сметы, составленные на безвозмездной основе (в ряде случаев потенциальными подрядными организациями), не гарантируют качество их разработки и зачастую приводят к завышению начальных цен контрактов. По подразделу "Общее образование" кассовые расходы составили 3 198 289 тыс. руб., или 99,4% уточненного плана (в том числе средства федерального и областного бюджетов составили 1 612 323 тыс. руб.), что выше расходов 2009 года на 441 365 тыс. руб., или на 16%. Средства направлены на финансирование школ - 2 252 292,2 тыс. руб., внешкольных учреждений - 519 706,5 тыс. руб., детских школ искусств - 282 664,4 тыс. руб., реализацию долгосрочной муниципальной целевой программы "Развитие образования городского округа город Воронеж на 2010-2014 годы" 62 273 тыс. руб., выполнение функций автономными учреждениями - 8 625 тыс. руб., денежное вознаграждение за классное руководство - 42 632 тыс. руб., реализацию МЦП подпрограммы "Развитие муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей ДШИ и детской художественной школы городского округа город Воронеж на 2007-2010 годы" - 9 787 тыс. руб., МАУ "Школьник-2 Левобережного района" по организации питания школьников общеобразовательных учреждений в сумме 20 309 тыс. руб. В рамках ДМЦП "Развитие образования городского округа..." предусмотрено проведение капитального ремонта общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. Однако в программе не указаны ресурсная потребность и объекты, на которых планируется проведение работ. В рамках реализации двух муниципальных программ: по развитию общего и дошкольного образования организационные вопросы заказчиком-координатором - департаментом образования были проработаны недостаточно. Так, для открытия детского сада N153 из его помещений надлежало перевести МОУДОД ЦДОД "Созвездие" в свободные помещения МОУ СОШ N 93 по адресу ул. Хользунова, 106, подлежащие капитальному ремонту. Однако до настоящего времени помещения школы в оперативное управление МОУДОД "Созвездие" не переданы. Все помещения по адресу ул. Хользунова, 106 в 2010 году находились в оперативном управлении МОУ СОШ N93 и средства на капитальный ремонт в сумме 9 670 тыс. руб. были предусмотрены в его смете. Работы по капитальному ремонту выполнены некачественно (подрядчик - ООО "РСУ-43"); претензия к качеству выполненных работ (нарушение штукатурного слоя и окраски стен, вздутие и разбухание половой доски, негодность части подвесного потолка в двух кабинетах) подрядчику направлена только в апреле 2011 года (при обнаружении течи в октябре 2010). Начальное профессиональное образование - кассовое исполнение составило 19 178 тыс. руб. (97,9% плана), или выше 2009 года на 1 541,8 тыс. руб. Молодежная политика и оздоровление детей - кассовые расходы превысили в 1,5 раза уровень 2009 года, и составили 77 842 тыс. руб. (97,9%), в том числе: содержание МУ "Городской молодежный центр" 24 714 тыс. руб.; проведение мероприятий для детей и молодежи - 10 745 тыс. руб., из них на реализацию муниципальных целевых программ - 9 435 тыс. руб., в том числе: "Профилактика правонарушений на территории городского округа город Воронеж на 2008-2010 годы" - 104 тыс. руб.; "Создание условий по улучшению социально-демографической ситуации в городском округе город Воронеж (2006-2010 годы)" - 322 тыс. руб.; "Дети-сироты" на 2006-2010 годы" - 349 тыс. руб. (100%). Паспортом ДМЦП "Дети-сироты 2006-2010 годы" в 2010 году на ее реализацию предусмотрено - 43 000 тыс. руб., в том числе: федеральный бюджет - 30 000 тыс. руб.; областной бюджет - 6 000 тыс. руб.; бюджет городского округа - 5 000 тыс. руб.; внебюджетные источники - 2 000 тыс. руб. Финансирование программы предусмотрено и профинансировано только за счет средств бюджета городского округа (6% предусмотренного паспортом). В 2010 году закончилась реализация программы. За 5 лет планировалось финансирование программы в сумме 211 000 тыс. руб., в том числе: федеральный бюджет - 150 000 тыс. руб.; областной бюджет - 26 000 тыс. руб.; бюджет городского округа - 25 000 тыс. руб.; внебюджетные источники - 10 000 тыс. руб. Фактически реализация программных мероприятий осуществлялась только за счет средств бюджета городского округа в сумме 1 293 тыс. руб. (5% предусмотренного паспортом). Учитывая недостаточное финансирование и характер программных мероприятий (проведение праздников, конкурсов, локальных акций) достижение основных целей программы, таких как - совершенствование системы опеки и попечительства, профилактика и предупреждение социального сиротства, формирование основ комплексного решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание условий для их социализации и адаптации остались за рамками фактического исполнения. "Патриотическое воспитание детей и молодежи городского округа город Воронеж (2010-2014годы)" - 575 тыс. руб. (100%); "Молодежь (2010-2014 годы)" - 5 614 тыс. руб. (99,7%) В программах ДМЦП "Патриотическое воспитание детей и молодежи городского округа город Воронеж" и ДМЦП "Молодежь" на 2010-2014 годы" значения целевых индикаторов достигнуто. При этом индикаторами, в основном являлось количество проведенных мероприятий и вовлеченных к ним организаций и физических лиц. "Развитие образования городского округа город Воронеж на 2010-2014 годы" - 2 471 тыс. руб. (95,7%). - мероприятия по оздоровлению детей и подростков - 42 384 тыс. руб. (98,9%), из них субвенция на финансирование расходных обязательств в сфере организации отдыха детей в каникулярное время 15 576 тыс. руб. (98,6%). * другие вопросы в области образования - 121 532 тыс. руб. (99,5%), в том числе: - централизованные бухгалтерии общеобразовательных учреждений, МУДОД "Детский психолого-педагогический центр" и МУ "Центр развития образования" - 54 296 тыс. руб. (99,7%); - централизованные бухгалтерии дошкольных образовательных учреждений - 56 684 тыс. руб. (99,5%); - ДМЦП "Развитие образования городского округа город Воронеж на 2010-2014 годы" - 10 096 тыс. руб. (99%), из них: в рамках реализации городской адресной инвестиционной программы на проектирование детского сада на 220 мест по ул. Минская направлено 41 тыс. руб., детского сада на 220 мест по ул. Ростовская - 415 тыс. руб. Следует отметить, что в отчетном периоде по объекту "Проектирование детского сада на 220 мест по ул. Ростовская" исполнены все проектные работы, в том числе получено положительное заключение государственной экспертизы. В соответствии со сметой стоимость строительства по состоянию на 2-й квартал 2010 года составляла 192 237,8 тыс. руб. Справочно: в городской адресной инвестиционной программе на 2011 год финансирование объекта не предусмотрено. Вышеуказанная ситуация противоречит ст. 34 БК РФ (принцип результативности), и в дальнейшем однозначно приведет к удорожанию сметной стоимости объекта. - проектирование и строительство пристройки к физкультурно-оздоровительному комплексу по пл. Детей, 1 - 9 837 тыс. руб., или 151% ресурсной потребности по программе на 2010 год. Объект добавлен в программные мероприятия 30.07.2010 с объемом финансирования в 2010-2011 годах - 18 500 тыс. руб., из них в 2010 году - 6 500 тыс. руб., в 2011 году - 12 000 тыс. руб. Финансовое обеспечение объекта в бюджете городского округа не соответствует плановым назначениям, предусмотренным ДМЦП (как в 2010, так и на 2011 год), что свидетельствует о низкой проработке программных мероприятий и необоснованности ресурсного обеспечения программы. Департамент градостроительства и архитектуры (ДГиА) по ДМЦП не является заказчиком (заказчик по программе - управление образования), однако является бюджетополучателем по объекту и выступал в 2010 году заказчиком. Проверками КСП установлен ряд нарушений федеральных законов при строительстве пристройки: - ДГиА необоснованно доведены лимиты на сумму 1 900 тыс. руб., что привело к неисполнению плановых назначений и корректированию в конце года под факт; - приобретено спортивное оборудование на сумму 1 485,4 тыс. руб. не для пристройки, а для оздоровительного корпуса (в настоящий момент оборудование не используется, при этом гарантийный срок установлен с момента отгрузки (декабрь 2010 года); - после заключения муниципального контракта с подрядчиком в проектную документацию, а в дальнейшем и в сметы ДГиА вносились изменения (при этом увеличена стоимость объекта на 3 040,5 тыс. руб.); - произведена оплата на сумму 1 034,9 тыс. руб. по расценкам выше установленных сметой; - работы по укладке паркета не являлись срочными и заключенный ДГиА контракт обладает признаками долгосрочного (длительность производственного цикла выполнения работ превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств). По гарантийному письму подрядчика ДГиА и МАУ "ДЕЗ КС" (осуществляло строительный контроль) подписан акт приемки невыполненных работ. В результате в нарушение пункта 30 решения ВГД по контракту от 25.10.2010 N 11а/10 произведено стопроцентное финансирование (излишне оплаченная сумма - 1 584,6 тыс. руб.). Работы по муниципальному контракту в установленный срок не исполнены. Кроме того, проектно-сметной документацией предусмотрена укладка паркета не по всему периметру зала. Для завершения работ в объеме 34,88 кв. м дополнительно потребуются бюджетные ассигнования. Кредиторская задолженность по разделу "Образование" по сравнению с началом года снизилась на 68 235 тыс. руб. и по состоянию на 01.01.2011 составила 29 309 тыс. руб. Кассовые расходы по разделу "Культура, кинематография, средства массовой информации" составили 190 888 тыс. руб., или 99,2% уточненных плановых назначений, из них: средства областного бюджета (межбюджетные трансферты) на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований - 2 346 тыс. руб., и средства резервного фонда Правительства ВО на организацию празднования 65-летия Победы ВОВ (распоряжение от 16.04.2010 N 207-р) - 4 500 тыс. руб. По сравнению с отчетным периодом прошлого года расходы увеличились на 69 025 тыс. руб., или на 57%. В отчетном году на проведение общегородских культурно - массовых мероприятий направлено 14 626 тыс. руб., или 98,2% уточненных плановых назначений. Из бюджета городского округа финансируются 15 домов культуры, централизованная библиотечная система (включающая 48 филиалов), специальная городская библиотека искусств, централизованная бухгалтерия, Музей-диорама. Следует отметить, что при размещении заказа МУК Центр военно-патриотического воспитания "Музей-диорама" на поставку скульптурной композиции Герою Советского Союза, генерал-майору Лизюкову А.И. и семи неизвестным воинам проверками КСП установлен ряд нарушений (открытый конкурс проведен не управлением бюджетной политики и организации закупок для муниципальных нужд администрации, а городской комиссией по культурному наследию; экономически не обоснованные затраты на сумму 951,3 тыс. руб.; выбор подрядчика не согласован с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом исполнительной власти и т.д.). На реализацию МЦП направлено 25 752 тыс. руб., в том числе: - "Профилактика правонарушений на территории городского округа город Воронеж на 2008 - 2010 годы" - 24 тыс. руб.; - "Сохранение и развитие культуры и искусства городского округа город Воронеж на 2007-2010 годы" - 25 727,7 тыс. руб., из них направлено на капитальный ремонт в сумме 16 949,5 тыс. руб. (7 центральных городских библиотек, СГБИ им. Пушкина, 11 дворцов культуры, МУК ЦВПВ Музей-диорама), приобретение оборудования - 3 502,3 тыс. руб., приобретение книжных изданий - 1 296,6 тыс. руб. Расходы на объекты капитального строительства, включенные в городскую адресную инвестиционную программу, составили 15 096 тыс. руб., или 98,2% плановых назначений. Средства направлены: - на проектирование и строительство стелы "Город воинской славы" - 10 896 тыс. руб. Постановлением администрации от 02.02.2010 N 51 "О строительстве объекта "Стела "Город воинской славы" на управление градостроительной политики возложены функции муниципального заказчика по строительству объекта, функции технического заказчика-застройщика - на МАУ "ДЕЗ КС". При реализации мероприятия КСП установлен ряд нарушений федерального законодательства (стоимость и объемы выполненных работ не соответствовали муниципальному контракту; завышение стоимости принятых и оплаченных работ в сумме 612,5 тыс. руб.; одни и те же работы приняты по актам в рамках договоров дважды и трижды на сумму 689,7 тыс. руб.). Следует отметить, что после проверки КСП подрядчиком (ООО "Транспроект") возвращены денежные средства в сумме 199,7 тыс. руб. (платежные поручения N 29 от 03.03.2011 и N 43 от 01.04.2011). - на сохранение объекта культурного наследия регионального значения "Каменный мост" - 4 200 тыс. руб. (выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, ГРБС департамент градостроительства и архитектуры). В рамках основных мероприятий по подготовке к празднованию 425-летия основания города Воронежа в 2011 году предусмотрена реконструкция объекта культурного наследия регионального значения "Каменный мост" за счет средств областного и городского бюджетов в сумме 30 000 тыс. руб. Справочно: Финансирование капитального ремонта объекта "Каменный мост по ул. К. Маркса" было предусмотрено МЦП "Повышение безопасности дорожного движения на территории городского округа город Воронеж на период 2008-2010 годов" в сумме 4 000 тыс. руб.; объект исключен из программы 09.08.2010. Мероприятие по программе не исполнялось (заказчик-координатор программы - департамент развития городского хозяйства). Финансирование по разделу "Здравоохранение, физическая культура и спорт" составило 1 784 785,3 (99,1% уточненного плана), что выше кассовых расходов 2009 года на 471 617,1 тыс. руб., или на 35,9%. Первоначально бюджетные ассигнования по разделу утверждены в сумме 1 634 800,6 тыс. руб. В течение года плановые назначения увеличены на 167 048,2 тыс. руб., из них решениями ВГД на 69 852 тыс. руб. и ДФБП на 97 196,2 тыс. руб. (строительство поликлиники по ул. Машиностроителей (за счет средств вышестоящего бюджета) - 90 000 тыс. руб., капитальный ремонт МУЗ ГП N 7 (резервный фонд правительства Воронежской области) - 5 000 тыс. руб., реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда (за счет средств вышестоящего бюджета) - 60 тыс. руб., исполнение исполнительных листов - 1 777 тыс. руб. и на основании письма департамента здравоохранения - 360 тыс. руб.). Таким образом, годовые плановые назначения составили 1 801 848,8 тыс. руб. На содержание учреждений здравоохранения (с учетом капитального строительства) направлено 1 694 679,1 тыс. руб., что выше показателя 2009 года на 470 315 тыс. руб., или на 38,4%. Не освоено лимитов бюджетных обязательств в сумме 16 444,7 тыс. руб., из них на строительство поликлиники -3 497,7 тыс. руб. По подразделам: - стационарная медицинская помощь - 574 645,2 тыс. руб., из них исполнение целевых программ - 158 206,7 тыс. руб., возмещение расходов учреждениям здравоохранения, обусловленных ликвидацией последствий пожаров, произошедших в 2010 году (резервный фонд) - 5 686,2 тыс. руб.; - амбулаторная помощь - 704 924,7 тыс. руб., из них исполнение целевых программ - 121 735,6 тыс. руб.; - медпомощь в дневных стационарах всех видов - 17 430 тыс. руб.; - скорая медицинская помощь - 216 295,9 тыс. руб., из них исполнение целевых программ - 7 161,9 тыс. руб., субсидия из областного бюджета на денежные выплаты медперсоналу ФАП, врачам, фельдшерам и медсестрам скорой медицинской помощи - 36 602,6 тыс. руб.; - другие вопросы в области здравоохранения - в рамках адресной инвестиционной программы и ДМЦП "Развитие муниципального здравоохранения городского округа город Воронеж на 2010-2014 годы" строительство поликлиники на 380 мест по ул. Машиностроителей - 181 383,3 тыс. руб. Кассовые расходы на финансирование целевых программ составили 468 487,5 тыс. руб. (98,3% уточненного плана), что выше расходов 2009 года на 357 903,4 тыс. руб. (в 4 раза), в том числе: * ДМЦП "Развитие муниципального здравоохранения городского округа город Воронеж на 2010-2014 годы" - 440 261,7 тыс. руб. (98,7% плана), из них: средства областного бюджета - 88 045 тыс. руб. (88%), бюджета городского округа (включая средства, полученные от приносящей доход деятельности) - 352 216 тыс. руб. (80%). В представленных департаментом здравоохранения данных внебюджетные источники обозначены как средства от оказания платных услуг, тогда как паспортом программы внебюджетные источники определены как средства ТФ ОМС. Таким образом, в муниципальную программу необходимо внести соответствующие изменения, так как данный пункт противоречит тарифному соглашению. * ВЦП "О мерах по снижению смертности и инвалидности пострадавших при ДТП на 2010-2012 годы" - 6 331 тыс. руб. (100% плана), в том числе: капитальный ремонт и оснащение медицинским оборудованием ГКБСМП N10 на сумму 5 000 тыс. руб., обеспечение медикаментами, реактивными и расходным материалами - 1 150 тыс. руб., подготовка и повышение квалификации медицинских работников - 181 тыс. руб. * ДМЦП "Предупреждение заболеваний социального характера на 2010-2012 годы" за счет бюджета городского округа - 6 732,6 тыс. руб. (99,6% плана). Кроме того, на исполнение мероприятий программы привлекались средства федерального бюджета - 110 335,2 тыс. руб. (113%), областного бюджета - 46 128,3 тыс. руб. (157%), внебюджетных источников - 1 567 тыс. руб. * ВЦП "Снижение смертности и инвалидности от сосудистых заболеваний мозга и инфаркта миокарда в городском округе город Воронеж на 2008-2010 годы" - 7 865 тыс. руб. (100% плана). В 2010 году закончен срок действия ВЦП, отчет об итогах реализации не представлен. Кассовые расходы за период исполнения программы 2008-2010 годов составили 12 944,6 тыс. руб. (19% паспорта программы) за счет средств бюджета городского округа. * ВЦП "Формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области в 2010-2012 годы" - 7 297,1 тыс. руб. (99,3% плана), в том числе: ремонт кабинетов для организации центров здоровья - 2 500 тыс. руб. (100% плана), их оборудование - 3 200 тыс. руб. (100%), пропагандистско-оздоровительные мероприятия - 980 тыс. руб. (98%), повышение квалификации, проведение мероприятий - 665 тыс. руб. (100%). Принятые и действующие на территории городского округа программы в области здравоохранения в большинстве своем являются текущим финансированием учреждений здравоохранения. Как правило, обоснование потребности в финансовых средствах на проведение мероприятий не представлено. Как следствие необоснованной потребности - недофинансирование программных мероприятий и несоответствие плановых бюджетных ассигнований реальной потребности. При этом ни по одной программе корректировка не производилась. Проведение капитального ремонта в учреждениях здравоохранения проводилось в соответствии с пообъектным распределением ассигнований бюджета городского округа город Воронеж на 2010 год, утвержденным распоряжением администрации городского округа от 25.01.2010 N 23-р на сумму 148 338,1 тыс. руб. (99% плана). Кассовые расходы по приобретению оборудования за счет средств бюджета и платных услуг в отчетном году увеличились к уровню предыдущего года в 2,2 раза (73 272,3 тыс. руб.) и составили 132 218 тыс. руб., в том числе: стационарная помощь - 77 658 тыс. руб., амбулаторная помощь - 58 336,1 тыс. руб., дневные стационары - 14 тыс. руб., скорая медицинская помощь - 3 209,9 тыс. руб. Кредиторская задолженность сократилась к уровню на начало года на 19 478,7 тыс. руб. (в 57 раз) и по состоянию на 01.01.2011 составила 1 174,3 тыс. руб. Вся задолженность является текущей. Справочно: Консолидированные расходы (бюджет городского округа, средства ОМС, национальный проект "Здоровье", капитальное строительство, прочие) по учреждениям здравоохранения составили 4 339,9 млн. руб., что на 819 млн. руб. больше расходов 2009 года. На финансирование стационаров города за счет всех источников направлено 1 725,3 млн. руб. Стоимость 1 койко-дня по стационарам составила 1 185,46 руб. (выше показателя 2009 года на 185,56 руб.). Стоимость 1 пациенто-дня лечения в дневных стационарах сложилась выше показателя предыдущего года на 89,42 руб. и составила 310,82 руб. В поликлиниках города израсходовано за счет всех источников финансирования 2 074,6 млн. руб., выше показателя 2009 года на 192 млн. руб. В итоге на одно посещение затрачено 233,58 руб. В 2010 году учреждениями здравоохранения израсходовано средств консолидированного бюджета на одного жителя 4 674,1 руб., в 2009 году - 3 810,1 руб. Проверками КСП учреждений здравоохранения в 2010-2011 годах установлено следующее: 1. Программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2009-2010 годы на территории Воронежской области изменены источники финансирования отдельных видов медицинской помощи, ранее оплачиваемые из бюджета городского округа. Так, профилактические осмотры по выявлению ранних и скрытых форм заболеваний, в том числе студентов после 18 лет, и амбулаторно-поликлинической помощи в части профилактических мероприятий, не входящих в ТП ОМС, должны финансироваться за счет средств областного бюджета. Однако при проверках МУЗ ГКБ N7 и МУЗ ГП N 15 установлено, что расходы на указанные виды помощи оплачивались за счет средств бюджета городского округа. С 2009 года до настоящего времени содержание койки для новорожденных в палатах реанимации и интенсивной терапии при родильных домах не финансируется (МУЗ "Родильный дом N 2" и МУЗ "Родильный дом N 3"), тогда как в соответствии с законодательством расходы производятся за счет средств ОМС. При этом тарифы ОМС не повышались с сентября 2008 года. В результате, средств, выделяемых из тарифа койки для беременных и рожениц, недостаточно для адекватного обеспечения медицинской помощи новорожденным. Таким образом, департаменту здравоохранения администрации городского округа необходимо урегулировать сложившуюся ситуацию в части финансирования указанных видов медицинской помощи в соответствии с утверждаемой программой государственных гарантий. Кроме того, до настоящего времени остается нерешенным вопрос о выделении ассигнований из городского бюджета на приобретение льготных медикаментов (в 2010 году расходы покрывали 42% потребности). За счет предусмотренных средств из 94 359 льготников, состоящих на диспансерном учете, возможно обеспечить медикаментами только 35%, при этом наибольший удельный вес среди них занимают граждане с заболеванием сахарным диабетом. Установленные нормы льготного обеспечения граждан изделиями медицинского назначения не соблюдаются, в противоречие рекомендациям рецепты выписываются на дешевые препараты-аналоги. В нарушение приказа Министерства здравоохранения РФ от 05.08.2003 N 330 в учреждениях здравоохранения наблюдается несбалансированность питания по набору продуктов, что, несомненно, ведет к нарушению лечебного процесса. 2. Отдельными учреждениями здравоохранения нарушен п. 3.11 распоряжения главы городского округа от 06.02.2006 N 34-р, определяющий функции муниципального заказчика по вопросу изучения рынка товаров (работ, услуг) в целях экономического обоснования начальных цен контрактов. Завышение цен на приобретение лекарственных средств и медикаментов, приобретение медицинского и спортивного оборудования противоречит ст. 34 БК РФ. 3. В нарушение п.6.5 94-ФЗ при заключении муниципальных контрактов по результатам проведения совместных торгов на приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения в результате снижения начальной цены лота по одним позициям наблюдается увеличение цены, по другим - снижение. Проверкой исполнения контрактов (на примере "ГП N19") установлены случаи нарушения поставщиками сроков поставки медикаментов по графикам. Просрочка составляла от 1 до 27 дней. 4. В отдельных учреждениях здравоохранения проведение капитального ремонта носит затяжной характер, так как средств, направляемых из бюджета городского округа, недостаточно для его завершения. Так в МУЗ ГКБ N3 на капитальный ремонт в период с 2006 по 2011 годы выделено всего лишь 11 677,9 тыс. руб., при этом на капитальный ремонт одного кв. м за эти годы направлено 1 030 руб. По подразделу "Физическая культура и спорт" кассовые расходы 2010 года превысили расходы 2009 на 4 875 тыс. руб. и составили 90 106 тыс. руб. (99,3% уточненного плана), в том числе: * на содержание МУ "Городской физкультурно-спортивный центр" - 12 807 тыс. руб., или 98,1%. По сравнению с 2009 годом расходы увеличились на 1 779 тыс. руб., или на 13,9%; * на содержание МУ "Хоккейный клуб "Воронеж" - 36 373 тыс. руб., или 100%. По сравнению с 2009 годом расходы сократились на 11 520 тыс. руб., или на 24%; * предоставление субсидии НП "Хоккейный клуб "Буран" - 16 000 тыс. руб. или 100 %; * предоставление субсидии НП "Мужской волейбольный клуб "Воронеж" - 6 068 тыс. руб. или 100%. По сравнению с 2009 годом расходы увеличились на 4 782 тыс. руб., или на 78,8%; * физкультурно-оздоровительная работа и спортивные мероприятия - 12 859 тыс. руб. или 97,3 %. По сравнению с 2009 годом расходы увеличились на 156 тыс. руб., или на 1,2%; * капитальное строительство (разработка проектносметной документации спортивного комплекса в районе парка Победы в Северном жилом районе) - 5 999 тыс. руб. или 100%. 26.10.2010 при отсутствии распоряжения главы о заключении долгосрочного муниципального контракта на выполнение работ зарегистрировано извещение о проведении открытого конкурса, начальная цена контракта определена - не более 7 800 тыс. руб. (распоряжение главы утверждено 27.10.2010, которым установлен объем средств на выполнение долгосрочного контракта в сумме 7 800 тыс. руб., из них на 2010 год - 6 000 тыс. руб., на 2011 год - 1 800 тыс. руб.). Справочно: работы подрядчиком (ООО "Стиль") в 2010 году исполнены и оплачены в полном объеме, однако финансирование данного объекта на 2011 год утверждено решением ВГД лишь 20.04.2011. ДМЦП "Развитие физической культуры и спорта в городском округе город Воронеж на 2010 - 2015 годы" - 0 тыс. руб. В нарушение ст. 179 БК РФ программа, предусматривающая финансирование на 2010 год, утверждена после внесения проекта бюджета. Необходимо отметить, что, при наличии в городском округе утвержденной программы, мероприятия по установке спортивных площадок осуществлялись в рамках текущего финансирования по подразделу "Благоустройство" раздела "ЖКХ" в сумме 17 374,6 тыс. руб. Заказчиками работ являлись районные управы. Следует отметить, что в рамках ДМЦП также предусмотрена поддержка спортивных клубов в виде субсидий из бюджета в сумме 17 500 тыс. руб. Однако субсидии некоммерческим партнерствам "Мужской волейбольный клуб "Воронеж" и "Хоккейный клуб "Буран" предусмотрены решением о бюджете по подразделу "Спорт" в непрограммной части на сумму 22 068 тыс. руб. Вышеуказанная ситуация противоречит принципам программно-целевого финансирования и ставит под сомнение необходимость утверждения и реализации программы. Кредиторская задолженность по данному подразделу по состоянию на 01.01.2011 составила 4 402 тыс. руб., из них капитальное строительство 1 343 тыс. руб. Расходы по разделу "Социальная политика" составили 432 480 тыс. руб., или 92,4% уточненного плана, которые были распределены следующим образом: - социальные пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления (доплаты к пенсиям муниципальных служащих и единовременное вознаграждение при выходе на пенсию) - 18 805 тыс. руб.; - социальное обеспечение населения - 381 546 тыс. руб., или 92% плана (из них выплата денежной компенсации почетным гражданам города Воронежа - 2 246 тыс. руб., выплата материальной помощи гражданам, пострадавшим от лесных и ландшафтных пожаров, - 147 899 тыс. руб., обеспечение граждан жилыми помещениями и строительство жилых домов гражданам, лишившихся жилого помещения в результате лесных и ландшафтных пожаров - 156 801 тыс. руб., обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств федерального и областного бюджетов - 20 384 тыс. руб.). Также средства направлены на исполнение подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище-20022010 годы" (второй этап) - 54 216 тыс. руб. (73,6%), из них: средства федерального бюджета - 25 218 тыс. руб., областного бюджета - 23 975 тыс. руб., муниципального бюджета - 5 023 тыс. руб. В 2010 году закончился период реализации программы. За весь период реализации фактическое исполнение за счет всех источников финансирования (федеральный, областной, городской бюджеты и внебюджетные источники) составило 507 684,8 тыс. руб. (48% от предусмотренного паспортом), в том числе: бюджетные ассигнования городского округа - 16 462 тыс. руб. (37% предусмотренного программой). Выданы свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья 472 молодым семьям или 56% предусмотренного программой. - охрана семьи и детства - 32 129 тыс. руб., или 93,5% (выплата компенсации части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, за счет субвенции из областного бюджета - 29 641 тыс. руб., выплата единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения в семью за счет средств областного бюджета - 2 488 тыс. руб.).
Межбюджетные трансферты
Решением ВГД от 21.01.2009 N 2-II "О ежемесячной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" установлена ежемесячная компенсация части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам в рамках муниципального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (возмещение разницы, связанной со снижением максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе до 15%, а для одиноко проживающих пенсионеров, многодетных семей, одиноких матерей и других незащищенных категорий граждан - до 10%). Соглашениями, заключенными с Воронежской областью, определен порядок финансирования и выплаты ежемесячной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Решением Думы от 18.12.2009 N 373-II плановые назначения по межбюджетным трансфертам утверждены в сумме 381 760 тыс. руб. (или на 15 510 тыс. руб. выше, чем фактическое исполнение по разделу в 2009 году). В итоге в соответствии с решением Думы от 22.12.2010 уточненный план по разделу составил 610 292 тыс. руб. (в течение года увеличен в 1,6 раза, или на 228 532 тыс. руб.). Фактически в течение года городским округом исполнены обязательства на сумму 610 266 тыс. руб.
Расходование средств резервного фонда
За счет средств резервного фонда расходы составили 47 718,5 тыс. руб., или 97,7% уточненных плановых назначений. Средства направлены на проведение следующих мероприятий через главных распорядителей бюджетных средств: 1. МУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" - 13 162,7 тыс. руб., из них: оказание материальной помощи в размере 10 тыс. руб. каждому гражданину, пострадавшему в результате лесных пожаров и обратившемуся в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций - 2 220 тыс. руб.; оплата питания пострадавших, лишившихся крова и эвакуированных в ОГУ "Гостиница администрации Воронежской области "Брно" и формирований, задействованных в ликвидации лесных пожаров - 2 317,7 тыс. руб.; оплата проживания пострадавших, лишившихся крова и эвакуированных в ОГУ "Гостиница администрации Воронежской области "Брно" - 5 223,3 тыс. руб.; оплата труда сотрудников МУ "Управление по делам ГО и ЧС администрации городского округа город Воронеж", привлекаемых в выходные дни для ликвидации последствий лесных пожаров - 1 567 тыс. руб.; оказание дополнительной материальной помощи гражданам в связи с утратой в результате пожаров жилого дома - 1 500 тыс. руб. 2. Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа город Воронеж 17 918 тыс. руб., из них: ремонтно-восстановительные работы МУП КОК "Колос" - 17 524,3 тыс. руб.; ремонтно-восстановительные работы по электро- и водоснабжению в селе Масловка - 393,7 тыс. руб. 3. Департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Воронеж - 4 954 тыс. руб., из них: расчистка территории МУП КОК "Колос" - 490 тыс. руб.; расчистка участков под строительство жилых домов в с. Масловка - 4 205 тыс. руб.; ремонтно-восстановительные работы на сетях наружного освещения в с.Масловка - 259 тыс. руб. 4. Департамент градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж - 4234,6 тыс. руб., из них: проведение комплексных восстановительных работ в с. Масловка - 4 234,6 тыс. руб., или 79,3% (подготовка документов и изготовление межевых планов на земельные участки - 239,7 тыс. руб., подготовка материалов для составления проектов разрешения на строительство новых индивидуальных домов - 132,8 тыс. руб., изготовление кадастровых и технических паспортов - 259,4 тыс. руб., геодезический контроль посадки жилых домов - 392 тыс. руб., осуществление строительного контроля за строительством объектов - 2701,5 тыс. руб.) 5. Департамент здравоохранения администрации городского округа город Воронеж - 5686,2 тыс. руб., в том числе: МУЗ "ГКБ СМП N 8" - 5 258,7 тыс. руб., МУЗ "ГКБ N 11" - 340,6 тыс. руб., МУЗ "ГБ N 4" - 86,9 тыс. руб. 6. Департамент муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж - 1763 тыс. руб. (общая площадь выкупленных участков - 3 526 кв.м). Остаток неисполненных лимитов бюджетных обязательств резервного фонда администрации городского округа по состоянию на 01.01.2011 составил 17 378,7 тыс. руб.
Муниципальные целевые программы
В бюджете городского округа на 2010 год в первоначальной редакции были предусмотрены ассигнования в сумме 1 173 942 тыс. руб. на реализацию 20 муниципальных целевых программ. При этом в нарушение ст. 179 БК РФ: 1. В бюджете не предусматривалась реализация трех долгосрочных программ с потребностью в средствах городского бюджета на 2010 год в сумме 147 607 тыс. руб., в том числе "Сохранение и развитие социальной инфраструктуры, предназначенной для организации отдыха и оздоровления детей и молодежи на период 2010-2015 годы" (49 650 тыс. руб.); "Развитие физической культуры и спорта в городском округе город Воронеж на 2010-2015 годы" (53 957 тыс. руб.); "Развитие городского пассажирского транспорта городского округа город Воронеж на период 2010-2014 годов" (44 000 тыс. руб.). 2. По 14 программам запланированный объем бюджетного финансирования не соответствовал их паспортам: в бюджете предусмотрено от 6 до 102% ресурсной потребности. В среднем учтено 52% от потребности, т.е. на реализацию программ предусмотрено на 1 073 496 тыс. руб. меньше. При этом соответствующие изменения в программы не вносились. В течение 2010 года запланированные бюджетные ассигнования на реализацию целевых программ подвергались корректировкам. В итоге за счет бюджета городского округа в 2010 году осуществлялась реализация 23 целевых программ (в т.ч. 11 долгосрочных и 6 ведомственных). Плановый объем бюджетных ассигнований с учетом изменений на конец отчетного периода составил 1 424 063 тыс. руб., (10% от общей суммы расходов бюджета -14 273 450 тыс. руб.). Фактическое исполнение за 2010 год составило 1 404 666 тыс. руб. (98,6% от уточненного плана). В 2010 году объем финансирования в рамках программ по сравнению с 2009 годом вырос более чем в 2 раза. Большинство действующих МЦП характеризуется необоснованностью ресурсной потребности, выбора объектов и мероприятий, неконкретностью показателей, пересечениями с другими программами и с текущей деятельностью, что не позволяет в полной мере использовать возможности программно-целевого метода формирования и исполнения бюджета. Многими программами не предусмотрено софинансирование за счет средств вышестоящих бюджетов, при этом фактически оно осуществлялось. Принятые программы обеспечиваются финансовыми средствами в объемах, не соответствующих ресурсной потребности, финансирование отдельных действующих программ не предусматривается вообще. Это изначально приводит к недостижимости намеченных целей либо последующим корректировкам бюджета. Даже при наличии индикаторов эффективности реализации программ оценить влияние программных мероприятий на достижение запланированных показателей зачастую невозможно. Учитывая объемы финансирования, а также характер большинства мероприятий вызывает сомнение достижение целей, ради которых разрабатывались программы. Согласно принятым Порядкам отчеты о реализации долгосрочных и ведомственных программ формируются 1 раз в год, представляются только главе городского округа и не соотносятся ни со сроками подготовки отчета об исполнении бюджета, ни со сроками экспертизы проекта бюджета. В то же время порядками о реализации областных ведомственных и долгосрочных программ предусмотрена ежеквартальная отчетность, содержащая анализ причин отклонения фактических показателей, а также детальную оценку возможностей достижения запланированных результатов (целевых индикаторов). В ходе подготовки настоящего Заключения экономическим управлением представлен отчет о реализации муниципальных целевых программ за 2010 год в виде сведений о финансировании программ в разрезе мероприятий и источников. В представленном отчете не содержится анализ эффективности реализации программ, а также соответствующие предложения по целесообразности их дальнейшей реализации, необходимости корректировки и т. д. Надлежащим образом не проводится такой анализ и заказчиками-координаторами. Проверки показывают, что соответствующие функции выполняются ими не в полном объеме. Существенно изменить подходы и повысить качество программно-целевых методов бюджетного планирования возможно с внедрением практики ежегодных докладов субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях своей деятельности. Программы в действующих на сегодняшний день редакциях нарушают одно из основных требований БК РФ - достижимость целей, а следовательно, результативность и эффективность использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ). Поэтому необходимо скорректировать программы, устранив существующие противоречия и несоответствия. В целях реального воплощения программно-целевого метода в бюджетный процесс города, максимизации эффективности каждого затраченного бюджетного рубля, предлагаем: - при разработке проектов и утверждении МЦП устанавливать четкие цели, а также конкретные мероприятия и измеримые непосредственные результаты их выполнения; - начиная с 2011 года применять практику ежегодных докладов главных распорядителей бюджетных средств (заказчиков-координаторов программ) о результатах и основных направлениях своей деятельности; - пересмотреть состав действующих и планируемых к разработке и принятию программ с учетом приоритетности решения неотложных задач. Рассмотреть вопрос о возможности достижения целей программ в условиях сокращенного финансирования (на 50% и более), а также о целесообразности дальнейшей реализации таких программ; - для оперативного достижения поставленных целей, повышения их реалистичности, максимизировать привлечение на 1 рубль бюджета городского округа средств иных источников (в том числе средств областного бюджета).
Выводы
При исполнении бюджета 2010 года администрации удалось решить следующие основные задачи: - обеспечена мобилизация дополнительных налоговых и неналоговых доходов в бюджет городского округа и сокращена задолженность по ним (заседания комиссий по укреплению финансовой и налоговой дисциплин в районных управах города) в сумме 135,4 млн. руб.; - приобретены в муниципальную собственность детский сад N 119 в пос. Тенистый и клуб ОАО "Рудгормаш"; - введена в действие поликлиника по ул. Машиностроителей; - сокращена кредиторская задолженность бюджета на конец отчетного периода на 74,3% по сравнению с уровнем на начало года (вся задолженность текущая). - приобретены 5 автобусов ПАЗ и 31 единица коммунальной техники. В то же время недостаточными темпами осуществляется реформирование бюджетного процесса и внедрение подходов бюджетирования, ориентированного на результат. Существенного изменения не претерпели подходы к формированию и исполнению муниципальных целевых и ведомственных программ. Отсутствует системный анализ установления и достижения критериев эффективности МЦП, отчетность исполнителей программ является формальной, качество исполнения программ не служит целям оценки результатов работы подразделений администрации. В течение года в бюджет внесено девять изменений, в результате план скорректирован под фактическое исполнение. Как неоднократно отмечалось в материалах Контрольно-счетной палаты, отсутствие надлежащего контроля и эффективной координации деятельности подведомственных учреждений главными распорядителями бюджетных средств приводит к нарушениям и недостаткам при исполнении муниципальных контрактов. Как и в предыдущих периодах, муниципальные заказчики продолжают нарушать п. 3.11 распоряжения главы городского округа от 06.02.2006 N 34-р, определяющего функции муниципального заказчика по вопросу изучения рынка товаров (работ, услуг) в целях экономического обоснования начальных цен контрактов. При осуществлении муниципальных закупок необходимо обеспечить: снижение расходов за счет исключения практики необоснованного завышения цен; привести нормативные акты, регламентирующие порядок размещения заказа, в соответствие с действующим законодательством; усилить контроль за приемкой работ муниципальными заказчиками по контрактам. В ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных КСП, установлено: 1. В нарушение п. 2 ст. 69.2 БК РФ при составлении проекта бюджета не использовались муниципальные задания, устанавливающие требования к составу, качеству или объему, условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг. Кроме того, не были утверждены муниципальные задания ряду казенных предприятий и автономных учреждений (МКП "Воронежпассажиртранс", МАУ "ДЕЗ КС"). 2. Проект бюджета на 2010 год не основывался на данных проекта социально-экономического развития городского округа. 3. В нарушение инструкции N 128н главные распорядители бюджетных средств представляют отчетность по установленным формам не в полном объеме. 4. Как и в предыдущие годы, имела место практика увеличения расходов бюджета за счет дефицита, что противоречит требованиям абзаца 2 ст. 33 БК РФ, в соответствии с которым при составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. Кроме того, в течение 4,5 месяцев прогнозируемый дефицит составлял 965 млн. руб., или 9,99% утвержденного общего годового объема доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений (практически предельное значение, определенное ст. 92.1. БК РФ). 5. В 2010 году бюджетом городского округа обязательства по муниципальным гарантиям не исполнялись. Однако гарантированные перед банками обязательства велики и могут привести к негативным последствиям при исполнении бюджета 2012 года. Обеспечение государственной гарантии Воронежской области, представленной МКП "Воронежтеплосеть", составляет 1 200 млн. руб. При этом в состав общей задолженности, оплаченной за счет кредитных ресурсов, входят средства в сумме 155,3 млн. руб., не предъявленные к оплате ООО "Новогор". Указанная задолженность погашена за счет кредита, проценты по которому выплачиваются за счет средств бюджета городского округа (20,4 млн. руб.). Решением ВГД N 65-II от 19.05.2010 "О предоставлении муниципальной гарантии МКП "Воронежтеплосеть" не была утверждена сумма для оплаты процентных платежей из бюджета городского округа, в результате дополнительно потребуется порядка 40 млн. руб. 6. В заключении на проект решения ВГД "О бюджете городского округа город Воронеж на 2010 и на плановый период 2011 и 2012 годов" КСП отмечала, что прогнозные показатели доходов имеют значительный резерв. В течение года плановые назначения увеличены от прогнозных показателей по налоговым доходам на 557,2 млн. руб. по неналоговым - на 336,7 млн. руб. 7. В нарушение постановления главы городского округа от 26.12.2007 N 1843 не в полной мере исполняют возложенные полномочия по взысканию задолженности следующие главные администраторы (администраторы) доходов: * департамент муниципальной собственности городского округа: - доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности городских округов (за исключением земельных участков муниципальных автономных учреждений) - 54,8 млн. руб.; - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений) - 37,8 млн. руб.; - платежи за право на установку временных сооружений - 24,4 млн. руб.; - прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности городских округов - 5,9 млн. руб.; * департамент финансово-бюджетной политики: - доходы от перечисления части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий - 149,5 млн. руб. Следует отметить, наибольший удельный вес занимает задолженность МУП "Водоканал Воронежа" - 61%, или 93 млн. руб. и МУП "Воронежская горэлектросеть" - 12%, или 18 млн. руб. 8. В результате несвоевременной передачи департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области договоров аренды земельных участков упущенная выгода бюджета городского округа составила 4,1 млн. руб. 9. В 2010 году МУП "Рынок "Южный" право бессрочного пользования земельным участком не переоформлено на право аренды. Однако ст. 20 Земельного кодекса РФ (в редакции от 27.12.2009) установлено, что юридические лица обязаны переоформить право бессрочного пользования земельным участком на право аренды до 01.01.2012 года. За 2010 год доходы бюджета могли быть пополнены от поступлений арендной платы в сумме 2,1 млн. руб. 10. В результате продажи права аренды на ликвидные земельные участки (по адресам: пр. Труда,18, ул. 9 Января,113а, пос. Шилово) по цене значительно ниже сложившейся средней стоимости в черте городского округа, в бюджет недопоступило более 100 млн. руб. 11. В нарушение п. 5.2 решения ВГД от 10.06.2009 N 156-II увеличение размера арендной платы за имущество на индекс потребительских цен не производилось, что привело к потерям бюджета в сумме 1,9 млн. руб. ежемесячно. В результате неприведения ставки арендной платы к рыночному размеру по 42 договорам упущенная выгода бюджета в 2010 году составила 68,4 млн. руб. 12. Несоблюдение положений Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", отсутствие контроля со стороны администрации и утвержденных показателей экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности муниципальным предприятиям приводит к непоступлению в бюджет доходов от использования муниципального имущества. 13. Отсутствие утвержденной программы приватизации при планировании доходов бюджета противоречит принципу полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита, утвержденному ст. 28 БК РФ. В программу приватизации включены объекты, которые не выставлялись на торги (9 объектов), что привело к снижению предполагаемых доходов бюджета городского округа на 25,4 млн. руб. 14. Несоблюдение интересов городского округа имело место при делегировании учреждениям здравоохранения права осуществлять строительство на предоставленных земельных участках. Непрофильная деятельность учреждений не отвечала критериям эффективности, что привело к потерям бюджета на сумму 8,5 млн. руб. 15. В результате затягивания процессов оформления договорных отношений между управлением муниципальной собственностью, МУ "РайДЕЗ Советского района" и ОАО "Управляющая компания Советского района", последнее в течение трех лет занимает помещения, переданные в оперативное управление МУ. Упущенная выгода бюджета из-за отсутствия договора аренды в 2010 году составила порядка 1,1 млн. руб. 16. В нарушение п. 2 ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" департаментом организации дорожной деятельности и пассажирских перевозок смета МКП МТК "Воронежпассажиртранс" утверждена только на доходы и расходы, связанные с оказанием транспортных услуг по перевозке пассажиров электротранспортом. 17. В нарушение ст. 51 и 54 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство автомобильных дорог по улицам с. Масловка (после ликвидации пожаров) отсутствовало, государственный строительный надзор не осуществлялся, строительство начато в отсутствии проектной документации. Проверкой сметной документации установлен неоднозначный подход проектировщика при составлении смет - в одних расценках производилась замена стоимости материала на цены по прайс-листу, тогда как в других не осуществлялась (при условии применения текущих цен с учетом объема материала экономия бюджетных средств могла составить порядка 6,6 млн. руб.). 18. Муниципальное задание МАУ "Центр энергосбережения и эффективности" на 2010 утверждено в конце года (21.12.2010), при этом задание распространяется на прошедший период, а именно с 22.09.2010. 19. В нарушение п. 2.3 порядка при определении размера субсидии не учитывались доходы МКП "ВЖКК" от сдачи в аренду и техобслуживания нежилых помещений. Кроме того, в нарушение порядка предоставления субсидии МКП "ВЖКК" расчет потребности субсидий на 2010 рассчитан предприятию как и ранее, то есть исходя из фактически обслуживаемых площадей и разницы между полной стоимостью услуги и ценой для граждан. 20. Длительный процесс утверждения ВЦП "Капитальный ремонт муниципальных общежитий, расположенных на территории городского округа, находящихся в оперативном управлении МКП "ВЖКК", на 2010-2012 годы" и распоряжения администрации "О пообъектном распределении ассигнований на проведение капитального ремонта" приводят к размещению муниципального заказа не ранее 2-го квартала, и как следствие, отнесение сроков исполнения контрактов в 3-4-м кварталах года. 21. В нарушение п. 1.6 Положения о департаменте дорожного хозяйства и благоустройства главными распорядителями средств на содержание и благоустройство дорог определены ФКО районов, получателями - МУ "РайДЕЗ" районов и управы. В 2010 году отсутствовал ведомственный подход к планированию, финансированию и контролю использования средств. В нарушение ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" формирование расходов бюджета по статье "Содержание автомобильных дорог" осуществлено в отсутствие утвержденных органами местного самоуправления нормативов финансовых затрат и правил их расчета. 22. В нарушение п. 1.3 Положения об определении условий и порядка формирования задания учредителя ежедневные планы-задания МАУ "Комбинат благоустройства (Центрального и Советского районов)" доводились МУ "РайДЕЗ ЖКХ". Надлежащий контроль за выполнением задания и приемкой работ управами районов не обеспечен, размеры финансирования на выполнение заданий МАУ установлены непропорционально уборочным площадям. 23. В нарушение ст. 34 БК РФ в течение шести месяцев плановые назначения, доведенные до департамента градостроительства и архитектуры в сумме 10,8 млн. руб., предусмотренные на рекламные услуги, не были освоены, цели не достигнуты (решением ВГД перераспределены). 24. В рамках ДМЦП "Развитие физической культуры и спорта в городском округе город Воронеж на 2010 - 2015 годы" предусмотрена поддержка спортивных клубов в виде субсидий из бюджета - 17,5 млн. руб. Однако субсидии некоммерческим партнерствам "Мужской волейбольный клуб "Воронеж" и "Хоккейный клуб "Буран" предусмотрены решением о бюджете по подразделу "Спорт" в непрограммной части на сумму 22 млн. руб. 25. Администрации городского округа (департаменту здравоохранения) необходимо урегулировать сложившуюся ситуацию при исполнении Программы государственной гарантии РФ бесплатной медицинской помощи по финансированию отдельных видов медицинской помощи (профилактические осмотры по выявлению ранних и скрытых форм заболеваний, в том числе студентов после 18 лет и амбулаторно-поликлиническая помощь в части профилактических мероприятий, не входящих в ТП ОМС; медицинская помощь при отдельных состояниях у детей в перинатальном периоде). Проверками КСП двух учреждений установлено, что расходы городского бюджета на проведение осмотров составили в 2010 более 37 млн. руб. (МУЗ ГКБ N7 и МУЗ ГП N 15). Кроме того, установленные нормы льготного обеспечения граждан изделиями медицинского назначения не соблюдаются. В противоречие рекомендациям рецепты выписываются на дешевые препараты-аналоги. 26. В нарушение ст. 34 БК РФ в части необходимости достижения заданных результатов участниками бюджетного процесса с использованием наименьшего объема средств департаментом здравоохранения и отдельными учреждениями здравоохранения допущено завышение цен на приобретение лекарственных средств и медикаментов, а также на приобретение медицинского и спортивного оборудования. При заключении муниципальных контрактов по результатам проведения совместных торгов на приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения установлены факты превышения цен, указанных в заявках участников. В нарушение п.6.5 94-ФЗ при снижении начальной цены лота по одним позициям наблюдается увеличение цены, по другим - снижение. 27. При проведении капитального ремонта МДОУ "Детский сад N 119" установлены нарушения ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 21.07.2007 N 94-ФЗ (снижение стоимости работ и цены контракта произведено подрядчиком, в первую очередь, за счет уменьшения объемов работ, по итогам проведения аукциона начальная цена снижена на 23%, однако при заключении муниципального контракта его предмет - виды работ были изменены). 28. При проведении капитального ремонта МДОУ и СОШ подготовка проектно-сметной документации производится без денежного сопровождения. При отсутствии финансирования изготовления проектно-сметной документации сметы, составленные на безвозмездной основе (в ряде случаев потенциальными подрядными организациями), не гарантируют качество их разработки и зачастую приводят к завышению начальных цен контрактов. 29. При строительстве пристройки к физкультурно-оздоровительному комплексу на пл. Детей, 1 установлены нарушения федеральных законов (необоснованно доведены лимиты на сумму 1,9 млн. руб.; приобретено спортивное оборудование на сумму 1,4 млн. руб. не для пристройки, а для оздоровительного корпуса, которое в настоящий момент не используется; после заключения муниципального контракта с подрядчиком в проектную документацию, а в дальнейшем и в сметы, ДГиА вносились изменения; неправомерно произведена оплата на сумму 1,0 млн. руб.; работы по укладке паркета в установленный срок не исполнены, при этом произведена оплата (подписаны акты при неисполненных работах)). 30. При проектировании и строительстве стелы "Город воинской славы" в нарушение Федерального закона N 94-ФЗ стоимость и объемы не соответствовали муниципальному контракту (завышение стоимости принятых работ на сумму 0,6 млн. руб.; одни и те же работы приняты по актам в рамках договоров дважды и трижды и оплачены за счет бюджета городского округа и средств МАУ "ДЕЗ КС" на сумму 0,7 млн. руб.). 31. Объем бюджетных ассигнований на муниципальные целевые программы не соответствовал необходимому объему финансирования, предусмотренному программами. Ряд программ в нарушение ст. 179 БК РФ утвержден после внесения проекта решения ВГД "О бюджете городского округа...". Практически все программы не скорректированы и требуют детальной проработки, устранения существующих противоречий и несоответствий. В результате низкого уровня финансирования мероприятий целевых программ не достигнуты не только их основные цели и задачи, но и предполагаемые результаты. На сегодняшний день городской округ не готов к реализации программно-целевого принципа планирования и исполнения бюджета, определенного Президентом РФ в качестве приоритетного. В целях обеспечения долгосрочной и устойчивой сбалансированности бюджетная политика в городском округе должна основываться на следующих принципах: - реалистичность и надежность экономических прогнозов, применяемых при планировании бюджета, - снижение дефицита бюджета и муниципального долга, -систематический анализ исполнения бюджета и отчетов администраторов доходов и главных распорядителей расходов, - обеспечение необходимого уровня доходов бюджета (повышение уровня ответственности главных администраторов за результаты работы; обеспечение дополнительных поступлений от использования муниципального имущества за счет повышения качества и эффективности его управления и пр.). Контрольно-счетная палата считает возможным рекомендовать отчет администрации городского округа об исполнении бюджета 2010 года к утверждению с учетом выводов и замечаний, изложенных в настоящем заключении.
Председатель Контрольно-счетной палаты Л.М. Дорохина
Источник: газета "Коммуна", N107 (25735), 16.07.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|