 |
16.07.11
Заключение КСП на отчет об исполнении бюджета Воронежа за 2010 год
Заключение Контрольно-счетной палаты на отчет об исполнении бюджета городского округа город Воронеж за 2010 год
Заключение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 264.4 БК РФ, Положением о бюджетном процессе в городском округе и Положением о Контрольно-счетной палате. Заключение основано на результатах внешних проверок годовой отчетности главных распорядителей бюджетных средств, проверки департамента финансово-бюджетной политики городского округа (далее по тексту – ДФБП), а также других участников бюджетного процесса. При подготовке заключения использованы материалы экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой в 2010 и текущем периоде 2011 года. В соответствии со ст. 264.4 БК РФ и ст. 62 Положения о бюджетном процессе отчет об исполнении бюджета городского округа город Воронеж за 2010 год представлен администрацией в Контрольно-счетную палату в установленный срок - 31 марта 2011 года. При исполнении бюджета 2010 года администрации удалось решить основные задачи: обеспечена мобилизация дополнительных налоговых и неналоговых доходов в бюджет городского округа и сокращена задолженность по ним (заседания комиссий по укреплению финансовой и налоговой дисциплин в районных управах города) в сумме 135 431,8 тыс. руб.; сокращена кредиторская задолженность бюджета на конец отчетного периода на 74,3% по сравнению с уровнем на начало года (вся задолженность текущая). Городским округом приобретены в муниципальную собственность детский сад N 119 в пос. Тенистый и клуб ОАО «Рудгормаш», введена в действие поликлиника по ул. Машиностроителей, приобретено 5 автобусов ПАЗ и 31 единица коммунальной техники.
Общие сведения
1.1. Планирование бюджета. Внесение изменений в решение Воронежской городской Думы "О бюджете городского округа город Воронеж на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годов" На момент утверждения решения о бюджете на 2010 (декабрь 2009) в городском округе не в полной мере была сформирована нормативная база в бюджетной сфере. Так, не были приняты порядки разработки, утверждения, применения и контроля за соблюдением стандартов качества муниципальных услуг (работ), а также проведения ежегодной оценки потребности в оказании муниципальных услуг (работ) и учета результатов оценки при формировании расходной части бюджета городского округа. Положения о муниципальной услуге и о порядке ведения и утверждения реестра муниципальных услуг утверждены постановлениями администрации после направления проекта бюджета на 2010 год в Воронежскую городскую Думу (уполномоченный орган, осуществляющий ведение реестра муниципальных услуг - экономическое управление). В нарушение п. 2 ст. 69.2 БК РФ при составлении проекта бюджета не использовались муниципальные задания, устанавливающие требования к составу, качеству или объему, условиям, порядку и результатам оказания муниципальной услуги. Кроме того, не были утверждены муниципальные задания ряду казенных предприятий и автономных учреждений (МКП "Воронежпассажиртранс", МАУ "ДЕЗ КС"). Следует отметить, как и в предыдущие отчетные годы, документ не основывался на данных прогноза социально-экономического развития городского округа. В представленном в Воронежскую городскую Думу прогнозе социально-экономического развития не были отражены четкие перспективные целевые ориентиры и приоритеты развития городского округа. Сравнительный анализ показал, что представленные данные проекта бюджета городского округа по налоговым и неналоговым доходам отличаются от показателей прогноза социально-экономического развития как в сторону увеличения, так и снижения. Необходимо обратить внимание, что с отчетом об исполнении бюджета целесообразно рассматривать и отчет социально-экономического развития городского округа. Однако данная практика не введена в городском округе. Отчет о социально-экономическом развитии подготавливает экономическое управление, но на рассмотрение Воронежской городской Думы он не представляется. Проект бюджета городского округа представлен на рассмотрение в ВГД в следующих параметрах: налоговые и неналоговые доходы составляли 9 071 287 тыс. руб., безвозмездные поступления - 1 821 316,7 тыс. руб., расходы - 11 152 909,7 тыс. руб., дефицит - 260 306 тыс. руб. В заключение на проект решения ВГД "О бюджете городского округа город Воронеж на 2010 и на плановый период 2011 и 2012 годов" Контрольно-счетная палата отмечала, что прогнозные показатели доходов имеют значительный резерв по налоговым и неналоговым доходам. При утверждении проекта решения ВГД доходная и расходная части бюджета увеличены на 170 767 тыс. руб., при этом параметры бюджета сложились следующим образом: прогнозируемый общий объем доходов в сумме 11 063 370,7 тыс. руб. (в том числе безвозмездные поступления в сумме 1 792 083,7 тыс. руб.), расходов - 11 323 676 тыс. руб., дефицит - в сумме 260 306 тыс. руб., или 2,8% к утвержденному общему годовому объему доходов бюджета городского округа без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений из областного бюджета (решение ВГД от 18.12.2009 N 373-II). В конце года после внесения изменений налоговые доходы увеличены еще на 382 257 тыс. руб., неналоговые - на 311 742 тыс. руб. В течение года в бюджет внесено девять изменений, и в конце года план скорректирован под фактическое исполнение. В ходе исполнения городского бюджета в 2010 году решениями ВГД вносились изменения, в результате которых доходная часть увеличена на 1 773 893 тыс. руб. (из них налоговые и неналоговые доходы на 693 999 тыс. руб.), расходная - на 1 948 617 тыс. руб., дефицит увеличен на 174 724 тыс. руб. Кроме того, в соответствии со ст. 217 БК РФ в течение финансового года в сводную бюджетную роспись вносились изменения, в результате которых безвозмездные поступления, утвержденные решением ВГД от 22.12.2010, увеличены на сумму 1 403 588 тыс. руб. Как следствие - также увеличены расходы бюджета. В итоге плановые назначения по доходам составили 14 240 852 тыс. руб. (в том числе безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов - 4 275 565,9 тыс. руб.), расходам - 14 676 373 тыс. руб., дефицит - 435 521 тыс. руб. (4,4% собственных доходов). При сравнении уточненных плановых назначений с первоначальными параметрами бюджета: налоговые и неналоговые доходы в течение года увеличены на 693 999 тыс. руб. (7,5%), безвозмездные поступления - на 2 483 482 тыс. руб. (в 2,4 раза), расходы - на 3 352 696 тыс. руб. (29,6%), дефицит - увеличен на 175 215 тыс. руб. (в 1,7 раза). В отчетном периоде при внесении изменений в городской бюджет были соблюдены ограничения размера (не более 10%) превышения дефицита бюджета над утвержденным общим годовым объемом доходов бюджета (без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений), определенные п. 3 ст. 92.1 БК РФ.
1.2. Документы, представленные на экспертизу
Отчетность представлена в соответствии с п. 11.1 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 13.11.2008 N 128н, а также на основании приказа руководителя ДФБП от 21.04.2010 N 15 "О порядке составления бюджетной отчетности". В нарушение инструкции N 128н не все главные распорядители бюджетных средств представляют отчетность в полном объеме и по установленным формам. Так, в соответствии с установленной формой (0503160) пояснительная записка должна содержать сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств; о численности работников, объемах закупок; о выполнении муниципального задания и т.д. Представленные главными распорядителями к отчетности пояснительные записки не содержат существенной информации о результатах деятельности субъекта бюджетной отчетности; не во всех представленных формах "Сведения об исполнении бюджета" (0503164), "Сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ" (0503166) заполнены графы "Причины отклонения показателя исполнения от планового показателя".
1.3. Исполнение текстовой части решения о бюджете
Пункт 11 "Предоставление льгот по налогам и сборам, иным неналоговым платежам" Решением ВГД от 18.12.2009 N 373-II установлен лимит предоставления льгот по налогам и сборам, а также иным неналоговым платежам для отдельных категорий физических лиц, предприятий и организаций. Решением ВГД МУП "Центральный рынок" предусмотрена льгота с 01.03.2010 по 31.12.2010 по уплате части прибыли за пользование муниципальным имуществом в сумме 12 150 тыс. руб. Льгота предоставлена при условии направления высвободившихся средств на реконструкцию рынка в соответствии с программой развития Центрального рынка городского округа на 2010-2015 годы. По информации, представленной предприятием, начисления части прибыли за пользование муниципальным имуществом за 2010 год фактически составили 10 682 тыс. руб., договоров на реконструкцию заключено на сумму 9 471,9 тыс. руб., в т.ч. разработка проектно-сметной документации - 8 500 тыс. руб. Таким образом, условие о целевом использовании средств (реконструкция рынка) выполнено МУП не в полном объеме, а именно не заключены контракты на сумму 1 210,1 тыс. руб. (по информации предприятия оставшаяся сумма будет направлена на проведение государственной экспертизы проекта). Следует отметить, что в соответствии с решениями ВГД "О предоставлении льгот …." на общую сумму 14 149,7 тыс. руб. в качестве источника возмещения выпадающих доходов указано "...за счет перевыполнения плана поступлений по источнику "земельный налог (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года), мобилизуемый на территориях городских округов" по итогам исполнения бюджета городского округа за I полугодие 2010 года". Однако перевыполнения данного вида налога не произошло: при плане - 789 тыс. руб., поступило - 662 тыс. руб. (- 127 тыс. руб.). Только по состоянию на 01.08.2010 поступления превысили плановые назначения на 101 538 тыс. руб., или в 4,8 раза. За 2010 год общая сумма предоставленных льгот составила 24 028,6 тыс. руб. Наибольший удельный вес в структуре предоставленных льгот приходится по доходам "Отчисления части прибыли за пользование муниципальным имуществом" - 50,5% и "Арендная плата за земли" - 29,2%. Как неоднократно отмечала КСП, в нарушение пункта 11 решения ВГД от 18.12.2009 N 373-II льготы на сумму 19 361 тыс. руб. были предоставлены не категориям физических и юридических лиц, а отдельным предприятиям и общественным организациям (ОАО "Домостроительный комбинат", МУП "Центральный рынок", негосударственное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 101 "РЖД" и т.д.). Оценка бюджетной и социальной эффективности предоставляемых льгот к отчету об исполнении бюджета не производится, поскольку постановлением главы от 18.12.2008 N1617 для экономического управления установлен срок составления соответствующей аналитической информации до 15 мая. Ввиду того, что данный срок не соотнесен с требованиями бюджетного процесса, практическая ценность информации экономического управления отсутствует. Пункт 16 "Исполнение публичных нормативных обязательств, связанных с ежемесячной выплатой компенсаций Почетным гражданам городского округа" На 01.01.2010 в городском округе присвоено звание 17 гражданам, на 01.01.2011 - 18. Ежеквартально распоряжениями администрации утверждается расчет расходов, связанных с выплатой денежной компенсации Почетным гражданам (на I квартал - 522,6 тыс. руб., на II квартал - 522,6 тыс. руб., на III квартал - 596,5 тыс. руб., на IV квартал - 588,2 тыс. руб.). Фактическое исполнение в 2010 году по данному виду расходов составило 2 246 тыс. руб. (99,7% уточненного плана). Пункт 26 "Предоставление администрации права для покрытия дефицита бюджета, а также для финансирования расходов бюджета на погашение муниципальных долговых обязательств заключать от имени городского округа город Воронеж кредитные договоры с банками" В соответствии с Уставом городского округа решение о привлечении кредитных ресурсов утверждается представительным органом. Фактически решениями Думы утверждаются определенные условия кредитования коммерческими банками, ранее победившими на аукционах. Даже в случае непринятия решения об утверждении условий кредитования по требованиям ФЗ N 94 муниципальный контракт должен быть заключен и исполнен на условиях, предусмотренных документацией об аукционе. Таким образом, существующий порядок предполагает одобрение Думой ранее юридически оформленных кредитных отношений. Для изменения процедуры заключения кредитных договоров необходимо внесение изменений в статью 29 Устава городского округа. Пункт 27 "Разрешение муниципальным унитарным предприятиям заключать кредитные договоры, договоры залога и договоры-поручительства с банками по согласованию с Воронежской городской Думой" Решениями ВГД в 2010 году дано согласие на открытие муниципальным предприятиям кредитных линий и заключение кредитных договоров на сумму 680 000 тыс. руб., в том числе: - МКП "Воронежтеплосеть" - 550 000 тыс. руб. (от 19.05.2010 N 68-III- 200 000 тыс. руб.; от 02.11.2010 N 264-III- 150 000 тыс. руб. (под залог муниципального имущества), от 22.12.2010 N 315- 200 000 тыс. руб. (под залог муниципального имущества, заложенного ранее по договору ипотеки); - МУП "МИВЦ" - 30 000 тыс. руб. (от 08.09.2010 N 207-III); - МУП "Водоканал Воронежа" - 100 000 тыс. руб. (от 15.12.2010 N 298-III (без залога). Кроме того, МКП "Воронежтеплосеть" решением ВГД от 16.06.2010 N 138-III согласовано заключение кредитного договора с Центрально-Черноземным банком Сбербанка России в сумме 1 100 000 тыс. руб. (под гарантии Воронежской области и обеспечение гарантии Воронежской области городским округом город Воронеж).
1.4. Долги муниципальных предприятий. Субсидиарная ответственность городского округа
По состоянию на 01.01.2011 кредиторская задолженность муниципальных унитарных предприятий составила 1 813 978 тыс. руб. (что в 1,9 раза ниже итогов прошлого года). Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "О государственных и муниципальных предприятиях" установлено, что муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность такого предприятия вызвана собственником его имущества. В данном случае на собственника предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность. Пунктом 3 статьи 7 вышеуказанного закона определено, что муниципальное образование несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества. Кредиторская задолженность муниципальных казенных предприятий на 01.01.2011 составила 590 633 тыс. руб., в 2,5 раза ниже итогов прошлого года. При этом наибольший удельный вес в структуре кредиторской задолженности казенных предприятий занимает задолженность перед поставщиками и подрядчиками - 423 596 тыс. руб. (72%). Общая кредиторская задолженность МУП и МКП на 01.01.2011 составила - 2 404 611 тыс. руб. (по сравнению с 2009 годом уменьшена на 2 053 216 тыс. руб.). Несмотря на уменьшение кредиторской задолженности муниципальных предприятий, ее уровень остается достаточно высоким, или 16,9% кассовых расходов бюджета в 2010 году. КСП ежегодно обращает внимание на отсутствие утвержденного порядка распределения доходов муниципальных казенных предприятий, предусмотренного ст.17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (в бюджете соответствующие поступления не предусматриваются). Как и в предыдущем периоде, в 2010 году указанный порядок утвержден не был. По состоянию на 01.01.2011 в городском округе принято 11 решений о переводе унитарных предприятий в казенные.
1.5. Исполнение распоряжения главы от 24.04.2008 N 216-р "Об исполнении исполнительных документов за счет сумм налога на добавленную стоимость, возмещенных из федерального бюджета"
В соответствии с п. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ на основании заявлений МУ "РайДЕЗ ЖКХ" районов города и решений налогового органа о возврате налога на добавленную стоимость в 2010 году возмещено из средств федерального бюджета 24 988,3 тыс. руб. (в том числе МУ "Рай ДЕЗ ЖКХ Ленинского района - 3 588,5 тыс. руб., МУ "Рай ДЕЗ Левобережного района" - 14 363,6 тыс. руб., МУ "Рай ДЕЗ ЖКХ Железнодорожного района" - 7 036,2 тыс. руб.). Распоряжением главы от 24.04.2008 N 216-р установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, возмещенные из федерального бюджета, руководителями МУ "РайДЕЗ ЖКХ" должны направляться на оплату исполнительных документов, предусматривающих взыскание долга с учреждений, или с муниципального образования в порядке субсидиарной ответственности по долгам учреждений и предъявленных взыскателями в финансово-казначейское управление. По информации департамента финансово-бюджетной политики в 2010 году оплачено исполнительных листов по долгам МУ "РайДЕЗ ЖКХ" районов на общую сумму 17 524,2 тыс. руб., из них: * департамент финансово-бюджетной политики на сумму 16 535,3 тыс. руб., в том числе: по МУ "РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района" - 8 149,1 тыс. руб.; по МУ "РайДЕЗ ЖКХ Советского района" - 6 021,8 тыс. руб.; по МУ "РайДЕЗ ЖКХ Коминтерновского района" - 2 364,4 тыс. руб. * МУ "РайДЕЗ ЖКХ районов" (Левобережный, Советский, Железнодорожный, Центральный, Ленинский) самостоятельно оплачены исполнительные листы на сумму 988,9 тыс. руб. (356,1 тыс. руб. + 632,8 тыс. руб.). В нарушение распоряжения главы кредиторская задолженность МУ "РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района" поставщикам коммунальных услуг по межтарифной разнице погашена не за счет средств, поступивших из федерального бюджета в счет возмещения НДС, а из бюджета городского округа в порядке субсидиарной ответственности по долгам муниципальных учреждений. Кроме того, в нарушение ст. 161 БК РФ корректировка сметы доходов-расходов учреждений в связи с поступлением из федерального бюджета средств в возмещение НДС не произведена. Доходы бюджета За 2010 год предприятиями, расположенными на территории городского округа, перечислено во все уровни бюджетной системы налогов, администрируемых налоговыми органами, на сумму 31 147 600 тыс. руб., в том числе: федеральный бюджет - 6 615 000 тыс. руб. (21,2% общей суммы); областной бюджет - 17 441 400 тыс. руб. (56%); бюджет городского округа - 7 091 200 тыс. руб. (22,8%). По сравнению с 2009 годом поступления во все уровни бюджетной системы увеличились на 6 272 900 тыс. руб., из них в бюджет городского округа - на 909 600 тыс. руб. За анализируемый период в бюджет городского округа поступило 14 182 057,4 тыс. руб. (99,6% уточненных плановых назначений), в том числе: налоговые и неналоговые доходы - 10 019 425,1 тыс. руб. (100,5%), безвозмездные поступления - 4 162 632,4 тыс. руб. (97,4%). В общей сумме поступивших доходов доля налоговых и неналоговых составляет 70,6%, безвозмездных поступлений - 29,4%, в предыдущем году данное соотношение составляло 71,5% и 28,5% соответственно. По отношению к первоначально принятому бюджету исполнение составило 128,2%, в том числе: налоговые и неналоговые доходы - 108,1%, безвозмездные поступления - 229,7%. По сравнению с 2009 годом в 2010 доходы возросли на 2 072 760,9 тыс. руб., что обусловлено ростом как налоговых и неналоговых доходов на 1 356 214,2 тыс. руб., так и безвозмездных поступлений на 716 546,7 тыс. руб. В отчетном году, как и в предыдущем, доля налоговых доходов в общей сумме поступлений составила 51,6%, которые зачислены в бюджет городского округа в сумме 7 322 908,9 тыс. руб. (100,2% плана), что выше поступлений 2009 на 1 090 747,6 тыс. руб. (17,5%). Одним из факторов, повлиявших на увеличение доходов, является вступление в силу с 1 января 2010 года дополнений и изменений в законодательство РФ и нормативных актов Воронежской области, которые привели к увеличению налоговых доходов на 408 172,7 тыс. руб. Необходимо отметить, что при составлении проекта бюджета на 2010 год планировалось увеличение в связи с изменением законодательства на 340 622 тыс. руб. Фактически сумма поступлений отчетного года превысила прогнозную на 67 550,7 тыс. руб. Кроме того, увеличены поступления: - налога на прибыль организаций - на 83 294,4 тыс. руб. (на 35,1%) - рост операционных доходов по филиалам банков (ОАО АК Сбербанк РФ и АКБ "Национальный Резервный Банк" на 49 486 тыс. руб.), а также улучшение финансово-хозяйственной деятельности на ряде предприятий (ОАО "Воронежоблгаз", ЗАО "Воронеж-Терминал", ООО "Сингента" и др.). Кроме того, произведена мобилизация налога по актам проверок на сумму 2 045 тыс. руб.; - налога на доходы физических лиц - на 425 682,4 тыс. руб. (на 10,9%) - оживление финансово-хозяйственной деятельности предприятий (ОАО АК Сбербанк РФ, ОАО "ВАПСК", ООО "Технопарк"); - единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - на 65 238,8 тыс. руб. (на 11,7%) - увеличение торговых площадей предприятий; - налога на имущество физических лиц - на 18 537,1 тыс. руб. (на 23,7%) - увеличение количества объектов налогообложения; - земельного налога - на 89 393,5 тыс. руб. (на 18,1%) - применение мер принудительного взыскания (ЗАО "Подгорное" - 6 377,7 тыс. руб., ОАО "Рудгормаш" 5 540 тыс. руб.), досрочная уплата налога в счет будущих платежей (ФГОУ ВПО Воронежский ГАУ 14 369 тыс. руб.), а также уплата налога по актам камеральных и выездных налоговых проверок; - задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам - на 102 669,4 тыс. руб. (в 3,9 раза) в связи с погашением задолженности прошлых лет земельного налога (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года) МУП "Водоканал Воронежа" и МУП ПУ "Воронежводоканал". В то же время в отчетном периоде произошло снижение поступлений по отношению к 2009 году по следующим налогам: - налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых - на 937,6 тыс. руб. (на 29%), что связано с сокращением объемов добычи полезных ископаемых; - единый сельскохозяйственный налог - на 713,7 тыс. руб. (на 14,9%), что обусловлено сокращением объемов производства на СПК "Воронежский тепличный комбинат", который является основным плательщиком налога; - налог на игорный бизнес - на 76 608,3 тыс. руб. (в связи с прекращением деятельности игорных заведений с 01.07.2009 в соответствии с ФЗ от 29.12.2006 N 244-ФЗ); - транспортный налог с организаций - на 23 980,8 тыс. руб., или на 12,1% (основному плательщику налога ОАО "Ильюшин Финанс Ко" с 2010 года областным законодательством предоставлена льгота). Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов по-прежнему занимает налог на доходы физических лиц - 59,2% (4 331 613,3 тыс. руб.). В общей сумме налоговых доходов доля налогов на имущество составляет 18,9% (1 385 983,6 тыс. руб.), налогов на совокупный доход - 11,4% (833 078,2 тыс. руб.), налог на прибыль организаций - 4,4% (320 821,6 тыс. руб.), государственная пошлина - 4,3 % (311 594,1 тыс. руб.). В целях обеспечения дополнительных поступлений в бюджет городского округа и сокращения задолженности по налоговым доходам в 2010 году проводились заседания комиссий по укреплению финансовой и налоговой дисциплины в районных управах города, по результатам работы которых мобилизовано в бюджет городского округа 103 307 тыс. руб. Задолженность по налоговым доходам с начала года снизилась на 165 584 тыс. руб., и по состоянию на 01.01.2011 составила 1 479 004 тыс. руб. (из них недоимка - 721 607 тыс. руб.). Неналоговые доходы исполнены на 101,5% уточненного плана, и поступили в объеме 2 696 516,2 тыс. руб., что составляет 19% суммы доходов бюджета городского округа. По сравнению с 2009 годом поступления увеличились на 265 466,5 тыс. руб., или на 10,9%. Первоначально утвержденный объем неналоговых доходов составлял 2 344 775 тыс. руб., который в течение проверяемого года уточнялся в сторону увеличения на 311 742 тыс. руб. Таким образом, исполнение первоначально утвержденного плана составляет 115%. По разъяснениям ДФБП, данное обстоятельство обусловлено тем, что при составлении проекта бюджета: - главный администратор платы за негативное воздействие на окружающую среду (Федеральная служба по надзору в сфере природопользовании) не мог предусмотреть при планировании погашения задолженности прошлых лет МУП "Водоканал Воронежа" и МУП ПУ "Воронежводоканал" в сумме 16 702 тыс. руб.; - главный администратор доходов от реализации муниципального имущества (департамент муниципальной собственности) при предоставлении сведений к проекту бюджета не предполагал, что часть арендаторов не воспользуется предоставляемой Федеральным законом (от 22.07.2008 N159-ФЗ) семилетней рассрочкой и оплатит полностью сумму за выкупаемое помещение, которая повлекла увеличение поступлений на 262 178 тыс. руб.; - отчисления на развитие инженерной инфраструктуры - главным администратором (департамент градостроительства и архитектуры) на основании распоряжений главы городского округа произвел зачет средств в счет исполнения договорных обязательств по передаче жилья в муниципальную собственность в сумме 87 201 тыс. руб. Наибольшую долю (41,3%) в общей сумме неналоговых доходов занимают доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которые поступили в сумме 1 114 251,3 тыс. руб., или 100,3% уточненного плана, т.е. выше на 3 735,3 тыс. руб. В то же время в течение года плановые назначения к первоначально утвержденному бюджету сокращены на 75 582 тыс. руб., или на 6%. Неналоговые доходы формируются за счет следующих источников: * доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), поступили выше плановых назначений на 3 561,2 тыс. руб., ниже поступлений 2009 года на 108 191,8 тыс. руб. и составили 1 074 625,2 тыс. руб. (100,3% уточненного плана и 95% первоначально утвержденного), в том числе: - доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - 621 548,5 тыс. руб. (100,1% и 90,3%). При этом плановые назначения в течение года снижены на 67 202 тыс. руб. (администратор - департамент земельных и имущественных отношений Воронежской области). По отношению к 2009 году поступления снизились на 34 237,5 тыс. руб., что обусловлено неплатежеспособностью арендаторов. Так, задолженность ООО "Стройинвест Лайн" составила 28 165 тыс. руб., и ООО "Талай" - 9 709 тыс. руб. - доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности городских округов (за исключением земельных участков муниципальных автономных учреждений) - 66 065,1 тыс. руб. (100,6% и 101,6%), При этом плановые назначения увеличены к первоначально утвержденному бюджету на 670 тыс. руб. на основании писем администратора доходов (департамент муниципальной собственности). Однако к предыдущему году поступления снизились на 10 329,9 тыс. руб. (на 13,5%), что связано с ростом задолженности муниципальных предприятий (МУП "Водоканал Воронежа" - 25 160,3 тыс. руб., МУП "Донской водозабор" - 5 630 тыс. руб. и др.). Функции и порядок администрирования указанных доходов закреплены за подведомственным управлением земельных отношений департамента муниципальной собственности (далее - УЗО). Проверкой КСП установлено, что по состоянию на 01.01.2011 действовало 122 договора аренды на земельные участки общей площадью 1 558 252 кв. м, в том числе с муниципальными предприятиями заключено 24 договора (463 493 кв. м), из них с казенными: МКП "ВЖКК" - на 6 участков (строительство жилых домов рядом с общежитиями), МКП МТК "Воронежпассажиртранс" (ул. Серафимовича,32 - 65 680 кв. м) и МКП "Воронежгорсвет" (ул. Хользунова,42а - 6 679 кв. м). Не предоставлен в бессрочное пользование МКП МТК "Воронежпассажиртранс" земельный участок по ул. Пирогова, 87 площадью 39 460 кв. м, образованный в результате раздела земельного участка площадью 43 580 кв. м (постановление главы городского округа от 26.12.2008 N 1663). Следует отметить, что отсутствие обмена информацией с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области (ДИЗО) приводит к потерям бюджета городского округа. Так, не переданы из ДИЗО договоры аренды земельных участков с МУП "Воронежская горэлектросеть", на которые зарегистрировано право собственности городского округа. Доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, поступают в бюджет городского округа по нормативу 80% в соответствии со ст.62 БК РФ. Упущенная выгода бюджета городского округа составила 760,6 тыс. руб. (20% от размера аренды участков МУП "Воронежская горэлектросеть", которые составляют доход бюджета области). Земельный участок площадью 51 481 кв. м (договор от 25.05.2007 N 243-07/гз) предоставлен ГУГИ Воронежской области (ДИЗО) в аренду ООО управляющая компания "Литис" сроком на 49 лет. Право собственности городского округа на участок зарегистрировано 01.12.2008, кадастровая стоимость земельного участка (02 06 001:0002) - 120 317,3 тыс. руб. Оригинал договора аренды земельного участка передан из ДИЗО спустя почти полтора года - 28.04.2010, акт сверки платежей не представлен. Соглашение к договору аренды земельного участка подписано УЗО от 29.11.2010, вид использования - троллейбусный парк. Как указывалось в актах КСП, в отсутствие контракта на осуществление перевозок троллейбусами и финансирования из бюджета городского округа ЗАО Компания "ВТ" (субарендатор ООО УК "Литис") ликвидирована, троллейбусы в количестве 48 ед., находящиеся в конкурсной массе МУП ПО "ВГЭТ", с 01.11.2009 переданы МКП МТК "Воронежпассажиртранс". Таким образом, на момент подписания УЗО дополнительного соглашения, троллейбусного парка на участке не было. В нарушение условий договора на земельном участке арендатором ООО УК "Литис" организована стоянка легковых и грузовых автомобилей. Однако городским округом своевременно не изменен вид разрешенного использования участка, в результате занижена ставка арендной платы. В 2010 году упущенная выгода бюджета городского округа составила 3 331,7 тыс. руб. На земельный участок площадью 10 000 кв. м (по ул. Ростовская,2) право собственности городского округа зарегистрировано 04.04.2007. Участок предоставлен МУП "Рынок "Южный" на праве бессрочного пользования, договор аренды не заключен. Резерв доходов бюджета городского округа от арендной платы составит 2 075,1 тыс. руб. ежегодно. Согласно ст.20 Земельного кодекса РФ право бессрочного пользования земельным участком необходимо переоформить на право аренды до 01.01.2012. В противоречие ст. 619 Гражданского кодекса РФ УЗО своевременно не направлены в управление правовой работы материалы по следующим должникам, имеющим большие суммы задолженности по аренде земли более 2 раз подряд свыше установленного договором срока платежа: МУП "Водоканал Воронежа", МУП "Рынок Южный", ООО "Ната-97". В нарушение ст.160.1 БК РФ, постановления главы городского округа от 26.12.2007 N 1843 (ред. от 17.11.2010) и договорных условий, в городском округе (УЗО, как главным администратором доходов бюджета, а также управлением правовой работы) в недостаточной мере ведется работа по взысканию задолженности и пени за несвоевременную уплату арендной платы за муниципальные земельные участки и (или) не в полном объеме, что повлекло недопоступление средств в бюджет городского округа. Управлению земельных отношений необходимо активизировать работу по расторжению договоров аренды с постоянными должниками. В 2010 году впервые за период с 01.07.2006 проведены торги по продаже права на заключение договоров аренды для жилищного строительства 6 земельных участков под аварийными многоквартирными домами. Оценка рыночной стоимости начального размера годовой арендной платы проведена ООО "Юридическая фирма "ЛЭКС". Участники торгов и покупатели - ОАО "ДСК" и ООО "ДСК-1". Сумма годовой арендной платы по результатам торгов составила 26 502,6 тыс. руб. Вместе с тем необходимо констатировать занижение стоимости продажи земельных участков по пр-ту Труда,18 и ул. 9 Января,113а, характеризующихся высоким уровнем развития инфраструктуры, а также в пос. Шилово. При продаже права аренды по средней стоимости в черте городского округа 2 тыс. руб./кв. м, за указанные участки в бюджет городского округа дополнительно могло поступить более 100 000 тыс. руб. Проверками КСП установлено. 1. На балансе МУП "Донской водозабор" отражены два земельных участка (являющихся муниципальной собственностью), расположенных по адресам: ул. Солнечная, 7б и 7е, предназначенных для размещения выставочного зала и торговых помещений, а также для проведения комплексного благоустройства с организацией автопарковки. Земельные участки предприятием не используются на протяжении длительного времени (от 2 до 5 лет) и целесообразность их приобретения не объясняется. 2. Несоблюдение интересов городского округа имело место при делегировании учреждениям здравоохранения права осуществлять строительство на предоставленных земельных участках. Непрофильная деятельность учреждений не отвечала критериям эффективности и приводила к потерям бюджета. При проверке ГКБ N 2 имени К.В. Федяевского установлено, что при строительстве жилых домов не заключены договоры аренды земельных участков с застройщиками, что привело к потере бюджета городского округа в сумме 8 363,9 тыс. руб. При проверке ГКБ N 7 установлен факт строительства гаражей без заключения договора аренды земельного участка, потери бюджета на 01.07.2010 составили 217 тыс. руб. В нарушение ст. ст. 20, 25 Земельного кодекса РФ данным учреждением право пользования земельными участками не зарегистрировано. - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений) - 387 011,6 тыс. руб. (100,7% и 102,9%), выше плана на 2 697,6 тыс. руб., с учетом повышения плановых назначений в течение года на 8 341 тыс. руб. В то же время поступившие доходы в 2010 году ниже поступлений 2009 на 63 624,4 тыс. руб. (на 14%). Одним из факторов снижения является отчуждение муниципальных объектов недвижимости в результате реализации Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ (из арендного фонда выбыло 175 объектов). Второй фактор - расторгнуто 82 договора аренды из-за высокой арендной платы. Третий - по решениям Воронежской городской Думы увеличена сумма предоставленных льгот на 2 167,6 тыс. руб. Данные поступления формируются за счет трех источников: * доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов (администратор - департамент муниципальной собственности) - 334 993 тыс. руб. (100,9% уточненного плана), или выше плановых назначений на 2 988 тыс. руб. и ниже поступлений 2009 года на 58 113 тыс. руб. (на 14,8%). Департаментом муниципальной собственности не в полной мере проводилась работа по проведению торгов на право заключения договоров аренды муниципальных нежилых помещений: проведено 4 аукциона из 6 заявленных, выставлялось на торги 22 объекта из 336 (общей площадью 39 117,2 кв. м), числящихся в списках свободных. Рост средней ставки арендной платы на 01.03.2011 по отношению к 01.02.2009 составил 9,6% (331 руб./кв. м в месяц). Средняя ставка арендной платы муниципальных нежилых помещений в 2010 году сложилась меньше рыночной стоимости офисных и торговых помещений в 1,4 и 3 раза, при этом минимальная ставка меньше в 6 и 10 раз, максимальная - на 17 и 38% соответственно. Сравнение произведено с данными сайта INFOLINE (www.vrx.ru) по анализу ООО "Агентство независимой экспертизы собственности". Увеличение размера арендной платы на уровень индекса потребительских цен, предусмотренное п. 5.2 решения городской Думы от 10.06.2009 N 156-II, на момент проверки не производилось. Последнее изменение ставок арендной платы - приведение ее к рыночному размеру в соответствии с п. 4 решения ВГД от 10.06.2009 N 156-II в срок до 01.01.2010 производилось в 2009 году. В результате неприведения ставки арендной платы к рыночному размеру по 42 договорам упущенная выгода бюджета городского округа в 2010 году составила 68 420,5 тыс. руб. В городском округе существует резерв доходов бюджета в размере 12 013,3 тыс. руб. ежемесячно, в том числе: от сдачи в аренду свободных помещений - 10 014 тыс. руб. (при минимальной рыночной ставке 256 руб.*39 117,2 кв. м); от индексации ставок арендной платы - 1 999,3 тыс. руб. (по данным Воронежстата, индекс роста потребительских цен по Воронежской области в январе 2011 составил 109,3%). * доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетных учреждений - 49 570 тыс. руб. (99,4%), ниже поступлений 2009 года на 7 960 тыс. руб. Плановые назначения изменены в течение года с 71 518 тыс. руб. до 49 863 тыс. руб. Проверками КСП установлено: - в ГКБ N 2 имени К.В. Федяевского договор аренды, заключенный с ООО "Кладовая здоровья" на часть нежилого помещения площадью 13,2 кв. м для организации торговли ортопедическими изделиями, сроком с 01.04.2009 по 01.03.2010 на дату проверки (18.06.2010) не продлен (не оформлен новый договор). Однако организация использует занимаемую площадь и не производит платежи за арендную плату; - МУП "Донской водозабор" в нарушение ст. 651 Гражданского кодекса РФ в 2010 году сдавались в аренду нежилые помещения по адресу: ул. Куколкина, 3 - 377,9 кв. м, без заключения договоров. Кроме того, предприятием в отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения на нежилые помещения, расположенные по адресу: ул. Южно-Моравская, 22 (площадь 107,3 кв. м), заключен договор аренды; - МУЗ ГКБ N 3 и МУЗ ГКБ N 20 заключены договоры с ГОУ ВПО "Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н.Бурденко" по совместной организации, совершенствованию и обеспечению медицинской помощи населению (учреждениями предоставлены помещения площадью 255,1 кв. м и 163,5 кв. м соответственно, а в счет оплаты коммунальных услуг академия ежегодно обучает медицинских сотрудников на факультете повышения квалификации и профессиональной подготовки). Однако при условии сдачи в аренду площадей ее стоимость составила бы за 2009-2010 годы 5 573,5 тыс. руб. и 2 089,2 тыс. руб. * доходы от сдачи в аренду имущества управ города - 2 448 тыс. руб. (100%). Плановые назначения по данному виду доходов отражены в кассовом плане с 01.07.2010 в сумме 3 526 тыс. руб., а по состоянию на 01.01.2011 составили 2 446 тыс. руб. Проверками КСП установлено: - в результате затягивания процессов оформления договорных отношений между управлением муниципальной собственностью, МУ "РайДЕЗ Советского района" и ОАО "Управляющая компания Советского района", последнее в течение трех лет занимает помещения площадью 239,8 кв. м, переданные в оперативное управление МУ. Упущенная выгода бюджета из-за отсутствия договора аренды в 2010 году составила порядка 1 138 тыс. руб. - платежи от государственных и муниципальных унитарных предприятий - 18 834 тыс. руб., или 100,6% уточненного плана. На 01.01.2010 на территории городского округа зарегистрировано 44 муниципальных унитарных предприятий, осуществляющих перечисление части прибыли за пользование муниципальным имуществом, из них в течение года шесть предприятий изменили вид МУП на МКП, четыре предприятия реорганизованы в форме присоединения, четыре предприятия ликвидированы, МУП Управление городского зеленого и паркового хозяйства реорганизовано в МУ "Зеленый фонд Воронежа", МУП "Кинодирекция МИР" - в процедуре банкротства, МУП "Стройзаказ" - не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Справочно: поступления в 2007 году составили 50 259,3 тыс. руб., 2008 - 32 748,3 тыс. руб., 2009 26 491,7 тыс. руб. По данным, представленным ДФБП, за год начислено платежей по отчислениям части прибыли за пользование муниципальным имуществом, подлежащих уплате в бюджет в сумме 73 157,3 тыс. руб. Наибольшая доля начислений приходится по МУП "Водоканал Воронежа" - 72,8%, или 53 271,2 тыс. руб. При этом предприятием средства не перечислены, с учетом задолженности на начало 2010 года долг на 01.01.2011 составил 92 958,5 тыс. руб., или 61% общей суммы задолженности. Муниципальным рынкам начислено 18 761,5 тыс. руб. (25,6%), с учетом погашения задолженности прошлых лет в бюджет от рынков поступило 17 329,9 тыс. руб., или 92% всех поступлений. Начисления по остальным муниципальным предприятиям составили 1,6% общей суммы, или 1124,6 тыс. руб., с учетом погашения задолженности в бюджет от них поступило 1 504,3 тыс. руб., или 8% поступлений. - прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) - 20 791,8 тыс. руб. (100,3%). По отношению к поступлениям 2009 года в 2010 снизились на 4 997 тыс. руб. (на 19,4%) в результате увеличения задолженности за наем жилого помещения, которая составила 6 000 тыс. руб. (неплатежеспособность нанимателей); * платежи за пользование природными ресурсами (плата за негативное воздействие на окружающую среду) исполнены на 100,2% и составили 42 765,1 тыс. руб. Необходимо отметить, что в течение года плановые назначения корректировались в сторону увеличения на 16 978 тыс. руб. К соответствующему периоду прошлого года поступления возросли на 12 164,1 тыс. руб. (на 39,8%) за счет погашения задолженности прошлых лет "Водоканал Воронежа" и МУП ПУ "Воронежводоканал". * доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства увеличились по отношению к 2009 на 25165 тыс. руб., однако исполнены ниже плановых назначений на 2 579 тыс. руб. и составили 381 325 тыс. руб. (99,3%), в том числе: услуги, оказываемые учреждениями образования (обучение по дополнительным образовательным программам, обучение плаванию, экскурсии, музыка, спортивные секции, курсы) - 34 250,5 тыс. руб., увеличились к 2009 на 7 929,8 тыс. руб.; медицинские услуги, оказываемые учреждениями здравоохранения - 329 642,6 тыс. руб., рост к 2009 на 16 914,2 тыс. руб.; услуги в музейной, библиотечной, культурно-досуговой сфере, оказываемые учреждениями культуры - 7 303,5 тыс. руб., снижение к 2009 на 7 975,7 тыс. руб.; услуги в сфере спортивно-оздоровительных мероприятий - 8 954,3 тыс. руб., поступления увеличились к 2009 году на 8 239 тыс. руб.; прочие услуги (Управление ГО и ЧС, муниципальный полк милиции, автобаза администрации городского округа) - 1 174,1 тыс. руб. * доходы от продажи материальных и нематериальных активов поступили выше уточненного плана на 57 112,4 тыс. руб. (с учетом увеличения плана в течение года на 275 224 тыс. руб.) в размере 602 756,4 тыс. руб., и выше поступлений 2009 на 338 398,4 тыс. руб., или в 2,3 раза. Структура доходов от продажи материальных и нематериальных активов: - доходы от продажи квартир, находящихся в собственности городских округов - 3 509 тыс. руб., или 100% уточненного плана с учетом увеличения первоначально утвержденного на 3 490 тыс. руб. По отношению к 2009 году поступления снизились на 3 449 тыс. руб. Увеличение плановых назначений и снижение к предыдущему году произошло в связи с поступлением средств по исполнительным листам Минфина РФ за предоставление судьям квартир в 2010 году - 3 495 тыс. руб., в 2009 - 6 134 тыс. руб.; - доходы от реализации имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) - 466 338,4 тыс. руб. (100,9%), выше уточненного плана на 4 160,4 тыс. руб. По сравнению с 2009 годом доходы возросли на 333 738,4 тыс. руб. в связи с увеличением на 87 ед. договоров купли-продажи муниципального имущества в рамках реализации в 2010 году Федерального закона от 22.07.2009 N 159-ФЗ, а также объемов продажи муниципального имущества на аукционах. При планировании доходов от реализации имущества управлением муниципальной собственности были учтены только доходы от продажи нежилых помещений арендаторам в рамках реализации Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ (200 тыс. руб., или 51% фактических показателей 2009 года). Доходы от выполнения программы приватизации муниципального имущества, а также имущества муниципальных предприятий при составлении прогноза поступлений в бюджет городского округа учтены не были. Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что нормативный документ, регламентирующий сроки составления и утверждения прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества в городском округе, отсутствует, на что неоднократно указывалось КСП при ранее проводимых проверках. Решением ВГД от 27.01.2010 N 4-II "О внесении изменения в решение Воронежской городской Думы от 15.02.2006 N 19-II "Об утверждении положения о порядке приватизации муниципального имущества городского округа город Воронеж", п. 3 ст. 4 Положения, предусматривающий разработку прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год, исключен. Кроме того, в несоблюдение п. 3.5 плана организационных мероприятий по разработке проекта бюджета на 2010 год, утвержденного постановлением главы от 16.07.2009 N 800, проект прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества своевременно (к 01.10.2009) разработан не был и с проектом бюджета в составе прилагаемых к нему документов и материалов также не направлялся. Необходимо отметить, что программа приватизации муниципального имущества на 2010 год не содержит сведений о приватизации муниципальных предприятий, деятельность которых не соответствует полномочиям органов местного самоуправления и в соответствии с п. 5 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подлежащих перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества), либо отчуждению (в том числе путем преобразования в акционерные общества и продажи принадлежащих городскому округу акций) до 01.01.2012. Доходы бюджета от приватизации муниципального имущества (путем продажи на аукционе) составили 152 306,5 тыс. руб., а от реализации арендуемого имущества субъектам малого и среднего предпринимательства 311 174 тыс. руб., что на 55,5% выше первоначальных плановых назначений. Следует отметить, что по состоянию на 22.03.2011 по 11 договорам купли продажи муниципального имущества числилась задолженность на сумму 3 961,8 тыс. руб., при этом меры по расторжению договоров купли-продажи, предусмотренные п. 3.2. (в одностороннем порядке), управлением не принимались. В связи с исключением из программы приватизации муниципального имущества (9 объектов), право выкупа которого принадлежало субъектам малого и среднего предпринимательства; переданных в 2010 году в оперативное управление и бессрочное пользование; а также не выставлявшихся на аукционы в связи с отсутствием права собственности муниципального образования предполагаемые доходы бюджета городского округа снизились на 25 400 тыс. руб. - доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена - 127 056,5 тыс. руб. (171,4%), выше уточненных плановых назначений на 52 910,5 тыс. руб. (с учетом увеличения первоначального плана на 3 746 тыс. руб.); - доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственности городских округов (за исключением земельных участков автономных учреждений) - 5 852,5 тыс. руб., или 100,7% уточненного плана. Данные поступления выше показателя предыдущего года на 5 540,5 тыс. руб. В отчетном периоде продано три земельных участка, в том числе: ООО "Макдональдс" - 2 306,5 тыс. руб., ООО "Бонус-П" - 279,4 тыс. руб., ООО "Инициатива" - 3 266,5 тыс. руб. Проверками КСП установлено - в результате изъятия администрацией у МУЗ ГКБ N 3 и безвозмездной передачи земельного участка площадью 777 кв. м в 2003-2005 годах сторонним организациям потери бюджета на дату изготовления кадастрового плана (2007 год) составили 6 255,8 тыс. руб. * Штрафы, санкции, возмещение ущерба поступили в размере 109 992,1 тыс. руб. (100,5%). По сравнению с 2009 годом поступления увеличились на 10950 тыс. руб. Увеличение поступлений объясняется штрафами за административные правонарушения дорожного движения в связи с вводом на территории городского округа системы фоторадарных комплексов, осуществляющих выявление нарушений в автоматическом режиме. * Поступление прочих неналоговых доходов возросли по сравнению с 2009 годом на 10,2%, или на 45 402,3 тыс. руб., исполнение уточненного плана произведено выше назначений на 27 908,9 тыс. руб. (с учетом увеличения плана к первоначально утвержденному на 83 200 тыс. руб.) и составило 492 289,9 тыс. руб. В том числе: - невыясненные поступления - со знаком "минус" - 56,6 тыс. руб.; - платежи за право размещения объектов уличной торговли - 3 637,2 тыс. руб. (100,6% уточненного плана), выше поступлений 2009 года на 1 895,4 тыс. руб. (в 2,1 раза), что обусловлено увеличением числа торговых точек. Первоначально утвержденный план скорректирован в сторону увеличения на 2 165 тыс. руб.: - платежи за установку временных сооружений - 57 387,6 тыс. руб. (100,8%), что выше поступлений 2009 года на 1 898,7 тыс. руб. (в связи с ростом количества заключенных договоров). Первоначально утвержденный план скорректирован в сторону увеличения на 6 930 тыс. руб. В ходе обследования законности нахождения всех временных сооружений, расположенных у домов по ул. Кольцовская, 2, и ул. Ворошилова, 2, установлено, что из 12 объектов только 3 имеют основания для работы. Продолжают свою деятельность на незаконных основаниях 9 объектов, денежные средства в бюджет в 2010 году не поступали. На начало года числилась задолженность по 135 договорам (7,4% от общего количества заключенных) и по 164 на конец отчетного периода (8,4%). Задолженность по платежам за право установки и эксплуатации киосков и павильонов возросла за год на 66% (с 14 718,6 тыс. руб. до 24 436,4 тыс. руб.). Рост задолженности во многом обусловлен отсутствием нормативной базы. - плата за предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности - 4 267,6 тыс. руб. (100,2%). План 2010 года скорректирован в сторону снижения на 572 тыс. руб. По данным отдела геолого-геодезической службы управления главного архитектора, в отчетном периоде зафиксировано 3 650 обращений юридических и физических лиц за представлением сведений, содержащихся в ИСОГД, или 80% к уровню 2009 года (4 582 обращения). Ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД) регламентировано ст. 56, 57 Градостроительного кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 N 363 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности". Обязанность по ведению указанных систем федеральным законодательством возлагается на органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (ст.57 Градостроительного кодекса РФ). В соответствии с постановлением администрации городского округа от 18.08.2010 N 739 "Об отраслевом картографическом фонде городского округа город Воронеж" (а также ранее действующим распоряжением главы городского округа от 21.05.2007 N 360-р, отменено) картографо-геодезический фонд городского округа (далее - фонд) является муниципальной собственностью. При этом оценка картографо-геодезического фонда городского округа не произведена, он не значится в казне городского округа. - плата в счет компенсации ущерба, причиняемого дорожному покрытию в результате проведения земляных работ - 242,9 тыс. руб. (100%). Данный вид доходов в кассовый план внесен в июле 2010 года на основании постановления администрации городского округа от 09.04.2010 N 240 "Об утверждении положения о порядке производства земляных работ на территории городского округа город Воронеж" с плановыми назначениями в сумме 19 411 тыс. руб., которые скорректированы в ноябре в сторону снижения. Вместе с тем решением Арбитражного суда Воронежской области 04.10.2010 Положение о порядке производства земляных работ на территории городского округа город Воронеж в части обязанностей по компенсированию ущерба, причиняемого дорожному покрытию, признано недействительным. Данное решение обжалуется в суде вышестоящей инстанции. - отчисления на развитие инженерной инфраструктуры - 87 290,3 тыс. руб. (100,1% плана). К уровню 2009 года сумма поступлений сократилась на 43 304,2 тыс. руб. (на 33,2%), в связи с тем, что ЗАО "Даринда" в 2009 году погашена задолженность прошлых лет в сумме 30 040 тыс. руб. Наибольший удельный вес (67%) приходится на погашение задолженности прошлых лет ОАО "ДСК" - 83 429 тыс. руб. В 2010 году администрацией городского округа возобновлена практика направления отчислений по договорам об условиях строительства на решение задач городского округа без зачисления их в бюджет. Проверками КСП установлено. Для выполнения работ по реконструкции парка им. Дурова, строительства "Стелы "Город воинской славы" без зачисления в бюджет городского округа средства по договорам об условиях строительства перечислялись непосредственно на расчетный счет МАУ "Дирекция единого заказчика капитального строительства". По представленным данным в 2010 году департаментом градостроительства и архитектуры заключены договоры об условиях строительства на общую сумму 2 640 тыс. руб., согласно которым денежные средства перечисляются на расчетный счет МАУ "ДЕЗ КС", по другим договорам средства перечислялись инвесторами МАУ на основании писем департамента. Поступавшие по договорам об условиях строительства средства расходуются учреждением самостоятельно. При этом договоры на выполнение работ заключаются с подрядчиками, являющимися аффилированными по отношению к руководству МАУ. Существующие в городском округе отношения по взиманию отчислений на развитие инженерной инфраструктуры основаны на утратившем силу градостроительном законодательстве и характеризуются коррупционными факторами, связанными с деятельностью органа местного самоуправления (предоставление возможности должностным лицам произвольного выбора предмета и размера обязательств, подлежащих исполнению по договорам об условиях строительства). - плата за размещение наружной рекламы и рекламы на транспорте - 66 749,2 тыс. руб. (100,7%). Утвержденный план (63 000 тыс. руб.) в течение года увеличен на 3 285 тыс. руб. Сокращение поступлений по данному доходному источнику по отношению к прошедшему периоду на 1 970,9 тыс. руб. произошло в связи с изменением формы собственности имущества (муниципальное имущество переходит к собственнику), что привело к расторжению договоров на установку рекламных конструкций; - плата за составление проектно-сметной документации и осуществление технического надзора за проведением капитального ремонта - 7 551,2 тыс. руб. (100,1% уточненного плана), выше поступлений прошлого года на 3 742,9 тыс. руб. (в 2 раза). Необходимо отметить, что первоначально плановые назначения составляли 27 110 тыс. руб., в конце года - 7 544 тыс. руб. (письмо департамента ЖКХ от 21.01.2011 N 163 без указания причины снижения плана). 10.06.2010 утверждено постановление администрации N 467, которым рекомендовано товариществам собственников жилья, управляющим организациям заключать договоры на разработку проектно-сметной документации и осуществление технического надзора с МУ "ГорДЕЗ ЖКХ", а также утверждены нормативы отчислений за разработку документации и технадзор по 1 проценту от объема СМР, предусмотренных программой капитального ремонта. При этом в бюджетную смету МУ "ГорДЕЗ ЖКХ" включены затраты, связанные в том числе с проектированием и осуществлением технического надзора по 185-ФЗ. Как отмечала КСП, для оптимизации работы МУ "ГорДЕЗ ЖКХ" необходимо утвердить порядок работы учреждения, сформировать муниципальные задания на составление проектно-сметной документации и осуществление технического надзора за капитальным ремонтом объектов городского хозяйства, а также социальной сферы. - прочие поступления - 265 220,5 тыс. руб. (111,3%), что выше плановых назначений на 26 917,5 тыс. руб. и выше поступлений 2009 года на 83 808,6 тыс. руб. Из них: родительская плата за содержание детей в детских учреждениях и спонсорская помощь, оказываемая бюджетным учреждениям города - 227 314,9 тыс. руб. (рост родительской платы и увеличение количества детей в дошкольных учреждениях); возмещение материального ущерба по исполнительному листу от ООО "Дубровка" - 35 423,5 тыс. руб. По сравнению с началом года задолженность по неналоговым доходам возросла на 43 024 тыс. руб., и на 01.01.2011 составила 548 401 тыс. руб., из них: - доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - 275 792 тыс. руб. (увеличение к началу года на 10 495 тыс. руб.); - доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности городских округов (за исключением земельных участков муниципальных автономных учреждений) - 54 890 тыс. руб. (рост на 8 870 тыс. руб.); - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений) - 37 824 тыс. руб. (снижение на 6 365 тыс. руб.). Следует отметить, что при проверке управления имущественных отношений департамента муниципальной собственности установлено, что наибольшая доля задолженности по арендной плате числится за теплоснабжающими организациями, и на 01.01.2011 увеличилась в 2,4 раза и составила 24 646,4 тыс. руб.; - платежи от государственных и муниципальных унитарных предприятий - 149 550 тыс. руб. (рост на 43 806 тыс. руб.), - платежи за право на установку временных сооружений - 24 436 тыс. руб. (увеличилась на 9 717 тыс. руб.). С апреля 2010 года работает комиссия по сокращению задолженности в бюджет городского округа по неналоговым платежам (далее комиссия), администрируемым структурными подразделениями администрации городского округа (постановление администрации городского округа от 23.03.2010 N 150). В результате совместной работы администраторов доходов и комиссии в бюджет городского округа мобилизовано 32 124,8 тыс. руб. (больше, чем в 2009 году на 24 848,8 тыс. руб.). Также по решениям комиссии в департаменте правовой работы на рассмотрении находятся документы должников на сумму 33 604,3 тыс. руб., взыскано по решениям суда, но не поступило в бюджет - 13 113,4 тыс. руб. Безвозмездные перечисления от других бюджетов бюджетной системы в 2010 году поступили в размере 4 161 172,4 тыс. руб. (выше, чем в 2009 году на 718 147,8 тыс. руб.), в том числе: дотации - 90 218,8 тыс. руб., субсидии - 1 950 106,8 тыс. руб., субвенции - 1 676 375,7 тыс. руб., иные межбюджетные трансферты - 444 471,1 тыс. руб. По состоянию на 01.01.2011 года сложился остаток неиспользованных безвозмездных поступлений в сумме 85 751,7 тыс. руб. Кроме того, в бюджет города поступили безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц в сумме 1 460 тыс. руб. (управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области).
Муниципальный долг, обслуживание муниципального долга
Программой муниципальных внутренних заимствований на 2010, утвержденной в составе решения ВГД от 18.12.2009 "О бюджете городского округа...", установлен общий объем заимствований, направленный на покрытие дефицита бюджета (получение кредитов) в сумме 1 157 799 тыс. руб. (в том числе получение бюджетных кредитов - 133 312,8 тыс. руб., получение кредитов - 1 024 486,12 тыс. руб.) и погашение долговых обязательств городского округа в сумме 720 725 тыс. руб. (в том числе погашение бюджетных кредитов - 725 тыс. руб., погашение основной суммы задолженности по кредитам - 720 000 тыс. руб.). В течение года привлечено кредитов на сумму 650 000 тыс. руб., что составляет 66% фактического исполнения прошлого года (985 000 тыс. руб.). Кредиты привлекались в соответствии с расчетным объемом временного кассового разрыва за июль-декабрь 2010 года. В результате состоявшихся аукционов (07.05.2010 и 11.11.2010) на право заключения муниципального контракта, на оказание финансовых услуг по открытию кредитных линий на покрытие дефицита бюджета городского округа победило ОАО "Сбербанк России", экономия бюджетных средств составила 14 173 тыс. руб., или 16% начальной цены. Следует отметить, что: - по трем контрактам, заключенным с ОАО "Сбербанк России", размер платы за пользование кредитом значительно ниже, чем утвержденная процентная ставка рефинансирования (7,75% годовых, а с 28.02.2011 года ставка рефинансирования составила 8%), что является положительным фактом при реализации кредитной политики администрацией; - в соответствии с заключенным договором между ДФБП и ОАО "Сбербанк России" проценты за пользование кредитной линией с лимитом в сумме 200 000 тыс. руб. снижены с 6,98% до 6,2% (п. 2.5 Договора от 21.12.2010). Кроме того, в 2010 году на основании соглашения с Воронежской областью от 26.08.2010 получен бюджетный кредит в сумме 133 312,8 тыс. руб. на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования (набережная Массалитинова). За отчетный период погашено кредитов на общую сумму 720 724,3 тыс. руб., в том числе: погашение бюджетом городского округа кредитов от кредитных организаций - 720 000 тыс. руб., погашение кредитов от других бюджетов бюджетной системы - 724,3 тыс. руб. Объем получения кредитов от кредитных организаций в 2010 году составил 40,6% первоначального плана, в 2009 году - 54,7%. Объем погашения кредитов от кредитных организаций в 2010 году составил 55% первоначального плана, в 2009 году - 67%. На обслуживание муниципального долга направлено 62 955 тыс. руб., или 0,5% объема расходов бюджета (за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ), что не противоречит ст. 111 БК РФ, которой данный предел установлен в размере 15%. Бюджетные ассигнования направлялись на уплату процентных платежей, в том числе: по обслуживанию кредитных линий - 16 017 тыс. руб. (25,4%); по обслуживанию обязательств МКП "Воронежтеплосеть" перед ОАО Сбербанк - 46 938 тыс. руб. (74,6%). Решением ВГД N 65-II от 19.05.2010 "О предоставлении муниципальной гарантии МКП "Воронежтеплосеть" определено, что оплата процентов по обслуживанию обязательств перед ОАО Сбербанк осуществляется за счет средств бюджета городского округа (конкретизация суммы процентов не установлена). Распоряжением администрации от 30.06.2010 N 472-р "Об оплате процентов по обслуживанию кредитного договора, заключенного между Сбербанком России (ОАО) и МКП "Воронежтеплосеть" утвержден график процентных платежей, подлежащих уплате за счет средств бюджета городского округа, в сумме 140 023,9 тыс. руб. В выписке из муниципальной долговой книги по состоянию на 01.01.2011 запланирована уплата процентов в сумме 100 000 тыс. руб. (из них 46 938 тыс. руб. выплачены в 2010 году). Справочно: для исполнения условий кредитного договора в 2011 году дополнительно потребуются бюджетные ассигнования порядка 40 000 тыс. руб. Дефицит бюджета и источники его финансирования Решением ВГД от 18.12.2009 N 373-II на 2010 год дефицит бюджета запланирован в сумме 260 360 тыс. руб. (2,8% собственных доходов). В течение года плановые назначения корректировались пять раз и в результате составили 435 521 тыс. руб. (4,4% собственных доходов), или в 1,7 раза выше первоначального плана. В течение 4,5 месяца планируемый дефицит бюджета составлял 965 068 тыс. руб., или 9,99% утвержденного общего годового объема доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений (практически предельное значение, определенное ст. 92.1. БК РФ). КСП неоднократно отмечала в заключениях на внесения изменений в бюджет, что увеличение расходной части бюджета за счет дефицита не отвечает требованиям абзаца 2 ст. 33 БК РФ, в соответствии с которым при составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации его размера. Фактически на протяжении 11 месяцев отчетного периода складывался профицит бюджета (на основании месячных отчетов департамента бюджетной политики). На 01.01.2011 сложился дефицит бюджета в сумме 91 393 тыс. руб., или 21% уточненного плана, 35% первоначального плана. Фактически сложившийся профицит (дефицит) бюджета в отчетные периоды года (1 квартал, 6 месяцев, 9 месяцев, за 2010 год) представлен на диаграмме 1 (9-я стр.). На 01.01.2011 сложился дефицит бюджета в размере 0,9% утвержденного общего годового объема доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. В соответствии со ст. 96 БК РФ для покрытия дефицита решением ВГД утверждены следующие источники внутреннего финансирования: 1. Кредиты кредитных организаций в валюте РФ - уточненный план 304 486 тыс. руб., фактическое исполнение составило 70 000 тыс. руб. (со знаком "минус"), в том числе: получение кредитов от кредитных организаций - 650 000 тыс. руб., или 63,4% уточненного плана; погашение кредитов, предоставленных кредитными организациями - 720 000 тыс. руб., или 100% уточненного плана. 2. Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ - 132 588 тыс. руб., фактическое исполнение составило 132 588 тыс. руб. 3. Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов - фактическое исполнение составило 28 804 тыс. руб. 4. Исполнение муниципальных гарантий в валюте РФ - уточненный план 201 104 тыс. руб. (со знаком минус). Согласно решению ВГД от 26.09.2008 N 295-II администрацией городского округа предоставлена муниципальная гарантия за МУП "Воронежская горэлектросеть" на сумму 394 451 тыс. руб. в пользу ОАО Банк ВТБ по кредитному соглашению от 30.09.2008 по возврату кредита (основного долга) на сумму 350 000 тыс. руб. и уплате процентов в сумме 44 451 тыс. руб. За период 2009-2010 МУП "Воронежская горэлектросеть" кредит выплачен в полном объеме.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|