02.07.11
Вернулся в Россию картинами
Книжная полка | Воронежский музей из своих фондов подготовил альбом-каталог произведений художника Петра Нилуса
- Работа над этой книгой убедила меня, сколь велика сила веры. У меня никогда не было сомнений, что мы этот каталог издадим, - признается директор Воронежского областного художественного музей имени И.Н.Крамского Владимир Добромиров.
На днях состоялась презентация выпущенного издательством «Кварта» альбома-каталога хранящихся в музейных фондах произведений живописца и литератора Петра Нилуса (1869-1943).
Перед тем, как попасть в Воронеж, эта коллекция находилась в Париже, в собственности падчерицы художника Валентины Лазаревны Голубовской. Главным условием, которое она ставила в 1995 году, передавая воронежскому музею 73 живописных произведения Петра Александровича (а также его личные вещи, фотографии, письма, выставочные каталоги, материалы прессы), было издание каталога.
И вот он вышел – не важно, что на дворе уже двадцать первый век. Над книгой работал, можно сказать, весь коллектив музея. Кто-то переводил тексты с французского, кто-то занимался архивными поисками, кто-то перепечатывал тексты.
- Почему выбор Голубовской пал на Воронеж? Возможно, Валентина Лазаревна учитывала то, что в Киев и Одессу материалы, связанные с Нилусом, уже передавались. Бывавший в Воронеже издатель и литературовед Мишель Парфенов, потомок известного рода Чертковых, взялся похлопотать, чтобы коллекция попала к нам, памятуя о дружбе художника с нашим земляком И.А.Буниным, рассказал на презентации Владимир Добромиров.
Многие ошибочно причисляли Нилуса к ученикам Ильи Репина. После окончания одесской рисовальной школы он переехал в Петербург, поступил в Академию художеств. Однако Репин, под руководством которого художник начал заниматься, счел Нилуса уже вполне сложившимся мастером.
Интересна творческая эволюция Петра Александровича. Начинал тот с "общественно значимых" картин, стремясь соответствовать традициям передвижников. А потом побывал во Франции и увлекся импрессионизмом. Это оказалась не последняя попытка найти новую манеру. Позднего Нилуса французская критика называла "самым французским художником".
Все периоды его творчества рассмотрены в новой книге. Многие художники предпочитают заимствовать манеру - иногда сразу у нескольких "глыб", и Нилус понимал риск подобных влияний, результатом которых была, по его выражению, "безобразная окрошка". Ему удавалось сохранить самобытность.
Есть в книге и интересные подробности о взаимоотношениях с Иваном Буниным.
Идеологии большевиков Нилус не разделял, но считал поначалу, что раз большевики поддерживают искусство, надо этим воспользоваться, "так как самое важное в жизни - искусство и наука". Он постоянно спорил с антибольшевистски настроенными друзьями - Буниным и художником Евгением Буковецким. В результате Бунин и Нилус оказались в эмиграции, а Буковецкий стал советским художником.
Альбом "П.А.Нилус: в поисках неуловимого" вышел в свет благодаря поддержке Фонда Михаила Прохорова (Благотворительного фонда культурных инициатив). Однажды в Воронеж приехала по приглашению супруги губернатора Татьяны Гордеевой соучредитель Фонда Ирина Прохорова. Побывала она и в музее имени И.Н.Крамского. Ирину Прохорову, известного литературоведа и издателя, удалось расположить к творчеству Нилуса. Но было одно пожелание - чтобы альбом не просто "книжкой с картинками" оказался.
К просьбе в музее отнеслись всерьез. Книга получилась интересная.
Включает она, помимо подробного и интересного рассказа о художнике и репродукций его картин, большое приложение. В нем - нилусовские рассказы, посвященное ему Буниным еще в начале двадцатого века стихотворение "Одиночество", - и написанный им же сорок с лишним лет спустя некролог памяти друга.
Автор: Виталий Черников
Источник: газета "Коммуна", N99 (25727), 02.07.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012