22.06.11
Такие разные спектакли
В театральной программе Платоновского фестиваля встретились спектакли, созданные по произведениям нашего великого земляка, и постановки, основой для которых оказались совсем другие источники. Например, одна из пьес Уильяма Шекспира. Или судьба тирана Калигулы, какой ее увидел в двадцатом веке философ-экзистенциалист Альбер Камю. Или сны режиссера.
Некоторые постановки появились в программе благодаря сотрудничеству нашего фестиваля с Международным театральным фестивалем имени А.П.Чехова.
Гости фестиваля – актеры Игорь Ясулович и Александр Леньков. Фото Виталия Черникова
Шекспировскую «Бурю» в постановке Деклана Доннеллана впервые представили на зрительский суд не так давно; в Воронеже, на сцене академического театра драмы имени А.В.Кольцова прошел один из премьерных показов.
У "Неподвижных пассажиров" более долгая история. Это проект Компании Филиппа Жанти - французского театрального режиссера, хореографа и кукольника. В спектакле отсутствует четкая история, а речь звучит главным образом на родных языках артистов - за исключением нескольких русских слов и фраз.
Каждый ли зритель понял, куда движутся эти странные пассажиры сквозь пространство и время, что ждет их в конце пути? Почему "Неподвижных пассажиров", эту крайне местами зашифрованную исповедь художника, не боящегося иногда показаться вычурным, а то и банальным, - приняли столь тепло? Видимо, что-то заворожило наших зрителей как бы поверх предполагаемого смысла.
В Воронежском ТЮЗе был показан спектакль театра-студии под руководством Олега Табакова "Рассказ о счастливой Москве" по незавершенному роману Андрея Платонова.
Декорация "Рассказа" - гардероб. На вешалках - одинаковые серые пальто. Герои спектакля, сдав верхнюю одежду и получив номерок, встречаются в районном клубе комсомола - они молоды, жизнерадостны, полны надежд. В финале один из них отправится в кино поглядеть советскую комедию, уже ни о чем не мечтая.
Актриса Ирина Пегова, сыгравшая Москву Честнову. Фото Виталия Черникова
Серое и красное - два цвета и, если угодно, два мироощущения, в котором существуют персонажи постановки режиссера Миндаугаса Карбаускиса. Юной Москве Честновой (Ирина Пегова) очень идет красное платье, и в нее влюблены все мужчины спектакля, идеальные советские люди - механик Сарториус (Заслуженный артист РФ Иван Шибанов), хирург Самбикин (Дмитрий Куличков), служащий-эсперантист Божко (Алексей Усольцев). Но даже они мелковаты для Москвы: та все человечество обнять и пожалеть готова, на меньшее не способна.
Мужчины погрустят, да и выберут вместо огромной, но недостижимой и мучительной любви уютный заменитель, а Москва превратится в Мусю с деревянной ногой. Но у Платонова и создателей спектакля - более сложное отношение к тому, как сложилась судьба героев "Счастливой Москвы". Как Москва стала Мусей, так и Сарториус, в буквальном смысле отказавшись от своего имени и дара, из советского человека превратился в человека как такового. Сделать все человечество счастливым оказалось невозможно, но можно попытаться быть счастливым, когда ведешь в кино ребенка.
Не важно, что чужого.
У зрителей была возможность в эти дни сравнить две сценические версии платоновского "Возвращения".
"Как это все далеко - любовь, весна и юность…" в постановке Анатолия Иванова - одна из визитных карточек нашего Кольцовского театра. "Возвращение" новосибирского "Глобуса" в постановке Олега Юмова было номинировано на "Золотую маску" в нескольких категориях.
Актеры из Новосибирска, кстати, признались на пресс-конференции, что, прогуливаясь по Воронежу, оказались в конце концов в театре, где как раз шел спектакль Иванова. К сожалению, посмотреть довелось только финал. Но такое совпадение гости нашли не только приятным, но и символичным.
А первый лауреат Платоновской премии в области литературы и искусства, писатель Борис Екимов, приехав в Воронеж на церемонию награждения, успел посмотреть как раз постановку "Глобуса". Очень понравилась прозаику воронежская публика - как слушали, как принимали этот спектакль.
Одним из самых "платоновских" спектаклей фестиваля воронежский театровед Людмила Романова несколько неожиданно назвала "Дождь/Болеро" "Киев модерн-балета".
Автор либретто и постановщик - Раду Поклитару, один из наиболее одаренных хореографов Европы. Каждая из его работ - смелый эксперимент. "Болеро" поставлен на музыку Равеля, в "Дожде" соединены музыка Баха и народные мелодии. Классическая основа и у "Шедевров современной хореографии", которые привез в Воронеж Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. В этих балетах использованы произведения Вивальди и Моцарта, а также старинные испанские песнопения.
...На каждом масштабном мероприятии случаются непредвиденные происшествия. Не избежал их и наш фестиваль.
Сначала стало известно, что получил травму один из актеров, занятых в спектакле театра Наций "Калигула"; это стало причиной отмены второго показа этой постановки Эймунтаса Някрошюса.
Перед отъездом в Воронеж, уже когда в наш город были отправлены декорации, подвернула ногу балерина, занятая в одной из частей "Шедевров современной хореографии". Решение было найдено оперативно: вместо этой части привезли другую - причем новейший спектакль.
Автор: Виталий Черников
Источник: "Воронежская неделя", N25 (2010), 22.06.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012