|
16.06.11
Воздухоплаватели
Поиски и находки | Фамилии авиаконструктора Константина Калинина и летчика-испытателя Василия Борисова знакомы лишь специалистам. А ведь они жили и работали на воронежской земле
Константин Калинин и Василий Борисов.
Планета Константин
Константин Калинин родился в феврале 1887 года в Варшаве, которая входила в ту пору в состав Российской империи. Его отец, Алексей Кириллович, был родом из Валуек тогдашней Воронежской губернии. В 1909 году Калинин-младший по настоянию старшего брата поступил в Одесское пехотное юнкерское училище. В этом городе Константин впервые увидел аэроплан, которым управлял один из пионеров российской авиации Михаил Ефимов. С той поры Калинин и «заболел» небом. В 1914-м грянула Первая мировая, и молодого пехотинца призвали на фронт. Мечта о небе не оставляла его и там. В начале 1916 года он добился направления в Гатчинскую военную авиашколу, окончил ее и в чине штабс-капитана вернулся на фронт. За храбрость и мужество был удостоен ордена Святого Станислава. После окончания войны он поступил в Киевский политехнический институт, где при механическом отделении была создана воздухоплавательная секция. Получив диплом, Калинин приходит на авиационный ремонтный завод, где получает возможность проявить свои способности. Первым детищем группы молодых энтузиастов во главе с Калининым стал самолет К-1 с оригинальным эллиптическим крылом. Опыт оказался столь успешным, что после государственных испытаний в апреле 1925 года эта крылатая машина была рекомендована к запуску в серийное производство. Десять "калининых" с цифрой "1" на бортах использовались на пассажирских линиях вплоть до начала 30-х годов. Осенью 1925-го Калинин назначается на должность главного конструктора и начальника производства авиаремонтных мастерских в Харькове. Харьковский период оказался для Калинина весьма продуктивным. В конце 1927 года в рекордно короткие сроки (всего за два с половиной месяца!) "калининцы" спроектировали и успешно провели испытания санитарного самолета К-3. В нем были предусмотрены места для врача и двух лежачих больных. Отводилось место и медицинскому оборудованию, включавшему в себя систему водоснабжения с подогревом. Следующей высотой для Константина Калинина и его единомышленников стал К-4, совершивший в 1929 году рекордный перелет по маршруту Харьков–Москва-Красноярск, а до этого - отмеченный на Международной авиационной выставке в Берлине золотой медалью. Удачной оказалась и другая машина - К-5. Всего со стапелей сошло около трехсот серийных "пятерок". А вот работа над семимоторным гигантом К-7, кроме удовлетворения, принесла и огорчения. Один из построенных самолетов этой модели потерпел катастрофу. Погибли несколько членов экипажа. Калининское КБ стали покидать сотрудники, но главный конструктор не отчаивался. На ватманских листах уже прорисовывались контуры новых перспективных моделей. Об одной из них, впоследствии названной К-12, в 1958 году английский журнал "Air Pictures" писал: "Эта машина явилась прототипом всех современных сверхзвуковых самолетов". Впрочем, не будем опережать события… Любые, даже самые тщательно выполненные авиаконструктором расчеты вряд ли способны учесть все нюансы слаженности работы узлов и агрегатов будущего самолета. Что-то приходится дорабатывать в стапелях, на стадии их стыковки. А что-то и вовсе можно выяснить, понять и оценить только во время полета. Громадную роль в этом играют опыт, интуиция и мастерство летчика-испытателя, способного перевести эмоции и ощущения на язык логики и цифр. Поэтому каждому авиаконструктору так важно иметь "своего" пилота, того человека, который впервые отрывает новую крылатую машину от земли и ведет ее за линию горизонта. Калинину повезло: таким "своим" испытателем для него стал Василий Иосифович Борисов. Их сотрудничество началось там же, в Харькове. Хотя нельзя исключать и более раннего знакомства. Вообще, в биографии Борисова, несомненно, незаурядного летчика, еще пока немало белых пятен. К моменту знакомства с Калининым Борисов не был новичком в летном деле. Василий Иосифович Борисов родился в 1889 году в городе Гаврилов Посад (ныне Ивановской области). В 1908 году окончил техническое училище, а через семь лет - Севастопольскую авиационную школу. В Красной Армии - с 1917 года. В 1918-1924 годах служил в строевых частях ВВС. В 1927 году окончил ВАШЛ, в 1928-м - КУКС при Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. Уволившись в 1932 году в запас, он стал летчиком-испытателем авиазавода N16. А в 1933 году Борисов уже - летчик-испытатель авиазавода N135 в Харькове. Особой вехой в жизни Калинина и Борисова стала работа над К-12. Константин Алексеевич так характеризовал возможности машины этого типа: "Самолет без хвоста или иначе "бесхвостка" имеет много преимуществ перед обычным самолетом. При военном применении он особенно ценен своей маневренностью и возможностью огневой защиты". Для проверки теоретических расчетов Калинина была изготовлена цельнодеревянная летающая модель К-12, выполненная в масштабе 1:2 по отношению к самолету. Летчик-испытатель Борисов совершил на этом планере более сотни успешных полетов в реальных условиях различных режимов. Испытания подтвердили правильность выбранной Калининым схемы. В одном из первых полетов на высоте около трех тысяч метров из-за недостаточной прочности вышла из строя качалка руля высоты. Планер резко "клюнул" носом, началось крутое пикирование, привязные ремни не выдержали перегрузок, и летчика выбросило из кабины. Борисов благополучно приземлился на парашюте. Но главное в другом: планер самостоятельно выровнялся, начал плавно снижаться по спирали и приземлился, не получив повреждений. В 1933 году в Харькове конструкторское бюро Калинина начало проектирование бомбардировщика К-13. Однако осуществить строительство К-12 и К-13, а также закончить сборку новых К-7 "калининцам" не довелось. Летом 1934 года Калинин был назначен главным конструктором завода N18, строительство которого началось в 1932 году в Воронеже. К моменту его приезда в наш город здешний авиазавод, в сущности, представлял собой пока что огромную стройку. Пришлось работать в сложных условиях. А тут еще борьба амбиций по поводу того, машины чьей конструкции следует выпускать... Вслед за Калининым в Воронеж перебирается и Борисов, назначенный на должность летчика-испытателя. Из-за организационных трудностей закладка К-12 в стапели откладывалась. К сборке самолета приступили лишь в начале 1936 года. Это время Калинин использовал для доработки своего детища, изучения его летных качеств на моделях и планере-аналоге. Огромную помощь в доведении К-12 до кондиции оказывал Борисов. Летом 1936 года Василий Иосифович практически доказал возможность продольной аэродинамической балансировки машин выбранной схемы. Тогда же Борисов демонстрировал летные качества К-12 членам комиссии из Главного управления авиационной промышленности во главе с С.А. Лавочкиным, впоследствии - известным авиаконструктором. В начале октября того же 36-го года "бесхвостку" перегнали в Подмосковье на аэродром НИИ ВВС для проведения государственных испытаний. В ожидании ответа из высоких инстанций Борисов по распоряжению Калинина совершил несколько демонстрационных полетов на новой машине. К сожалению, необычному творению авиаконструктора не повезло. Несмотря на успешную демонстрацию К-12 на авиационном параде в Тушино 18 августа 1937 года, строительство десяти серийных самолетов было прекращено. Печальная судьба ждала и другое его детище. Первый испытательный полет самолета К-13 оказался последним. В 38-м году Константин Алексеевич был арестован НКВД и расстрелян. Ему предъявили обвинение в том, что он являлся активным участником "шпионско-диверсионно-вредительской организации на заводе N18 и проводил подрывную работу по линии запутывания чертежного хозяйства". В 1955 году Калинина посмертно реабилитировали. А еще через двадцать лет сотрудники Крымской обсерватории открыли новую малую планету и присвоили ей имя Константин - в честь выдающего авиаконструктора. В 1990 году это событие было официально утверждено Международным планетным центром. В роковом тридцать восьмом жизненные пути Калинина и Борисова, скрестившись, разошлись. К счастью, маховик репрессий не коснулся Василия Иосифовича. Известно, что он испытывал серийные ТБ-3, РД, ДБ-3, ДБ-3Ф, Ер-2 и их модификации, каждый из которых был эпохой довоенного отечественного авиастроения. Звание майора Борисову было присвоено в 1938 году. Жил он в Воронеже. Летчиком-испытателем второго класса стал в 1940 году. Награжден орденом Красной Звезды. И ныне, когда со стапелей сходят десятки крылатых машин, и на заре серийного выпуска отечественных самолетов профессия летчика-испытателя остается редкой. В нее приходят и в ней остаются люди с особым сплавом личностных качеств. Даже скупые биографические данные Борисова свидетельствуют о нем как о незаурядном летчике-испытателе. Но жизнь его оборвалась на взлете...
Александр Коробанов, Галина Минина
Окончание следует)
Источник: Газета "Коммуна", N 89 (25717), 16.06.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|