15.06.11
Судьба архива
Одним из событий Международного Платоновского фестиваля, связанных с творчеством нашего великого земляка напрямую, стали 7-е Платоновские чтения. Они прошли в главном корпусе Воронежского государственного университета. Наш вуз – один из центров мирового платоноведения, что и конференция еще раз подтвердила.
Среди многочисленных докладов, прозвучавших в стенах ВГУ, одним из интереснейших оказался рассказ о судьбе архива писателя, подготовленный московскими учеными Натальей Корниенко и Еленой Антоновой.
Олег Ласунский и Наталья Корниенко. Фото Евгения Кагана.
После приобретения архива отделом рукописей Института мировой литературы РАН на общем собрании академии наук прозвучал посвященный Платонову доклад. До этого подобной чести удостаивался лишь Пушкин. Подготовленную тогда презентацию увидели и участники конференции в Воронеже. Ее частью стали фотографии - в частности, автографов «Чевенгура», "Города Градова" и "Счастливой Москвы", записных книжек, писем Горькому и Сталину, первой издательской верстки так тогда и не опубликованного "Чевенгура".
- Один экземпляр есть в РГАЛИ, еще один - у нас. Рукой автора вписано: "Тираж - один экземпляр", - добавляет Наталья Корниенко - профессор, руководитель Платоновской группы Института мировой литературы имени М. Горького, член-корреспондент РАН.
Многие рукописи уже просто не читаются или поддаются расшифровке с трудом, нуждаясь в реставрации. Чтобы установить точную датировку некоторых документов, необходимо тщательное расследование. Например, автограф письма писателя Сталину датирован 1933 годом. Однако здесь, видимо, была допущена описка. И публикуется ныне это послание в блоке материалов о борьбе за публикацию пьесы "Высокое напряжение" в 1932 году. Теперь выяснить бы, а получил ли вообще Сталин это письмо.
7 ноября 2006 года, в десять часов вечера, был подписан договор с наследником о приобретении академией наук архива. На его разбор и описание ушло пять лет.
- Фактически у нас сейчас хранится самый большой свод платоновских рукописей, - рассказывает Наталья Корниенко. - Есть практически все повести, кроме "Котлована", большая часть автографа "Чевенгура"... Ситуация с романом "Чевенгур" - почти детективная, она очень помогает понять, чем мы занимались эти годы. Логики ее понять на сегодняшний день до конца нельзя. В 1980-е Мария Александровна, вдова писателя, продала часть автографа "Чевенгура" в Пушкинский дом. И долгое время считалось, что именно там находится весь автограф. Тогда успела родиться концепция о фрагментарности романа, монтажности рукописи, о том, что Платонов делал "Чевенгур" из ранних заготовок. Однако оказалось, что у них далеко не все.
Одни листы оказались там, другие - у нас. Видимо, какие-то из них были дороги Марии Александровне, ведь они были посвящены ей, и она их оставила в московском архиве. В результате стыковки листов из Пушкинского дома и нашего архива нам удалось практически реконструировать единую рукопись с единой авторской нумерацией.
Немало сохранилось платоновских набросков - папки с началами произведений, концами, серединами. "Всю жизнь ими можно заниматься", - признаются исследователи. Среди этих набросков в одной из папок лежали четыре страницы какого-то текста.
- Уже не в первый раз просматриваю их и вдруг вижу: что-то мне это напоминает. И я понимаю: это фрагмент "Чевенгура"! Это было счастливое время для Платоновской группы исследователей. Одним из результатов кропотливого труда стал первый том сборника "Архив Андрея Платонова". Работа ученых будет продолжена - наверняка читателей ждут новые сенсации.
Автор: Виталий Черников
Источник: "Воронежская неделя", N24 (2009), 15.06.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012