15.06.11
Влюбленные под дождем
Дневник фестиваля | Спектакль киевского «Модерн-балета» оказался одним из самых платоновских
В одном из интервью, посвященных Платоновскому фестивалю, его организатор и арт-директор Михаил Бычков сказал, что труппа "Киев модерн-балет" приглашена на фестиваль по рекомендации выдающегося танцовщика Владимира Васильева. Коллектив привез спектакль, состоящий из двух частей: "Болеро" на музыку Мориса Равеля и "Дождь", где соединены музыка И.С.Баха и народные мелодии.
Премьера состоялась в 2007 году. Но, на мой взгляд, это один из самых "платоновских" спектаклей фестиваля, хотя, казалось бы, где балет и где Платонов? Но вот такое чудо.
Раду Поклитару.
Художественный руководитель коллектива Раду Поклитару, выпускник Пермского государственного хореографического училища, работал в столичных театрах Беларуси и Молдовы, а закончив балетмейстерское отделение Белорусской государственной академии музыки, организовал в 2006 году театр "Киев модерн-балет".
Он – автор более двадцати спектаклей, где каждая из работ - смелый эксперимент.
Имя его стало известным в конце 1990 годов, когда его хореографические миниатюры стали завоевывать высшие награды на международных конкурсах.
Наша страна, как известно, была "в области балета впереди планеты всей"! И это не преувеличение: мир действительно восхищался тем, как бережно хранились и передавались из поколения в поколение наши классические балеты, какая строгая академическая выучка была у советских танцоров и какие интересные поиски велись в области драмбалета. И в этом упоении собственными успехами мы высокомерно не замечали западных достижений. Или, вернее, замечать-то замечали, но не торопились внедрять у нас. Не секрет, что в хореографических училищах нет преподавателей модерн-балета, в лучшем случае - есть факультатив.
Конечно, гастроли Вуппертальского театра танца под руководством Пины Бауш сдвинули дело с мертвой точки, и какие-то подобные коллективы начали появляться - почему-то на Урале, а не, скажем, в Москве или в Воронеже. Но все-таки брешь высокомерия удалось пробить, и увиденный спектакль прибавит много поклонников танцу модерн.
Музыка "Болеро" ритмична и чувственна, поэтому самые близлежащие ассоциации связаны с эротизмом, тем более что по ходу действия танцовщики освобождаются от громоздких черных одежд, и их затянутые в трико тела обретают свободу летящих прыжков.
Но это торжество эротизма порой приобретает агрессивные формы, и тогда две группы танцовщиков угрожающе надвигаются друг на друга. Но тот же рисунок вполне можно прочесть и как освобождение человека от подневольного труда, например, и обретение свободы через радость созидательной работы. А это уже тема Андрея Платонова.
И хотя рисунок первой части спектакля показался несколько однообразным, в оригинальности ему не откажешь.
Вторая же часть - "Дождь" - еще более укрепила меня в мысли, что платоновская тема здесь присутствует.
Во-первых, время от времени возникающие паровозные гудки - общеизвестно, как Платонов относился к паровозу - почти как к одушевленному существу.
Во-вторых, костюмы и стилистика танца - явно из 20-х годов.
В-третьих, использование народных песен, что также было очень близко писателю.
Мне всегда казалось, что основное препятствие для продвижения модерн-балета на русскую сцену - это его бессюжетность, абстрактность, сосредоточенность на внешней технике. Ну, любим мы попереживать, хлебом нас не корми. И то, что Поклитару сделал "Дождь" сюжетным, очень помогает в восприятии. Правда, сюжет здесь не сквозной, а данный, скорее, в оттенках отношений мужчины и женщины - в разные времена, у разных народов. Но первый же дуэт напомнил мне тему рассказа Платонова "Фро".
Мужчина с чемоданом, гудки паровоза, пытающаяся в нарастающем отчаянии остановить мужчину партнерша, неподдельность ее горя при расставании - все, все пробудило во мне ассоциации именно с этой жемчужиной платоновской прозы. Я, разумеется, не могу настаивать, может, это чисто мое восприятие, связанное с фестивалем.
Конечно, содержание балета широко и всеобъемлюще. Отношения мужчины и женщины, старые, как мир, даются порой в трагическом, порой в комическом контексте. Может, и странно соединять музыку Баха с народными мелодиями, но в жизни ведь разные сочетания встречаются. И в любви тоже соединяются высокое и низкое. И когда в финале навстречу дождю раскрываются зонтики, дождевые нити кажутся космическими лучами, уносящими всех к небу.
Язык хореографа прихотлив и сложен, темпоритм стремителен. Выполнить подобный рисунок под силу очень технически подготовленным артистам, к тому же обладающим незаурядными драматическими способностями. И такие в коллективе есть, они заметны, но в программке по алфавиту перечислена вся труппа, потому мы лишены возможности назвать тех, кто был наиболее достоверен. Впрочем, похвалу заслужили все.
На пресс-конференции Поклитару был задан вопрос, как он отбирает участников своего коллектива?
"Академическая школа должна быть, - ответил постановщик, - но не меньшее значение я придаю этюдам на эмоциональность, так как техника без чувства все-таки бездушна".
Можно только присоединиться к этим словам.
Людмила РОМАНОВА, театровед.
Источник: Газета "Коммуна", N 88 (25716), 15.06.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012