15.06.11
Логика естествоиспытателя
Имя в науке | Его не устраивает обилие красных дней в календаре, потому что по своей человеческой сущности он трудоголик
Вот уже четверть века наблюдаю летом одну и ту же картину.
Тяжело груженная тачка – удобрения, вода, инструмент. Выгоревший на солнце спортивный трикотажный костюм. Загорелое лицо, усыпанное капельками пота.
Это Валерий Артюхов с утра пораньше отправляется в поле.
Профессор Артюхов, доктор биологических наук, торопится не на научную делянку - на собственные шесть соток в садоводческом товариществе «Университетский».
- Я всего лишь рабочая сила при супруге Людмиле, - говорит он мне. - А что делать? Сказал же Господь: "В поте лица будете добывать хлеб свой насущный".
- Библию чтите? - интересуюсь у него.
- Чту, - признается Артюхов. - Но более всего - жену.
Думаю, недоговаривает Валерий Григорьевич: библейские заповеди важны, жена - любима, но среди самых почитаемых вещей в жизни профессора Артюхова - работа. О таких, как он, говорят почтительно: человек дела. Или - с фамильярной завистью: трудоголик.
Однажды он признался:
- Меня не устраивает обилие "красных дней" в календаре: праздники - напрасная трата времени.
И добавил:
- Дуракам я их глупость прощаю, но лень лодырям - никогда.
Не для крепкого словца это сказано. Встает в шесть утра, ложится в час ночи. Каждодневно.
О результатах судите сами.
В университетском справочнике "Кто есть кто", датированном 1999 годом, за Артюховым числилось 365 работ. В аналогичном издании, вышедшем в 2008 году, стоит уже другая цифра - более 650 работ.
Назвать точно количество своих трудов сегодня Валерий Григорьевич отказался:
- Кажется, около девятисот.
Монографии, учебные пособия, статьи, тезисы докладов. А еще - организация конференций, председательствование в диссертационном совете, заведывание кафедрой биофизики и биотехнологии, деканство на биолого-почвенном факультете.
Много чего значится в рабочем расписании Валерия Григорьевича.
Сказал ему однажды:
- Но ведь это работа на износ.
Возразил:
- Иначе я не умею жить.
Понятно, многие работы выполнены в сотрудничестве с коллегами по факультету, по кафедре (время ученых-одиночек прошло), но свою жизнь без дела Валерий Григорьевич не представляет.
Признался:
- О работе я думаю всегда. Отрешусь от каких-то внешних раздражителей, от сиюминутных забот - и сосредоточиваюсь на том, что меня в данный момент интересует.
Больше всего в последние годы профессора Артюхова интересуют олигомерные белки, фотофизика и фотохимия, закономерности функционирования белковых систем. То есть, сущность самой жизни интересует. А жизнь в его представлении - это вечный круговорот забот - в лаборатории, на кафедре, в деканате, дома.
Удивительная вещь - работает сосредоточенно, но без напряжения. Деканствует профессор Артюхов с 1986 года. Получается - пять сроков.
Сначала - в "лихие" девяностые. Потом - в "нулевые". Теперь вот - в не ясно, какие.
Но все эти годы - невероятно сложные: неустойчивое финансирование, низкая заработная плата сотрудников, переход на двухуровневое образование (в университете одним из первых стал готовить магистров), остается верным однажды принятому для себя решению - не выживать, а развиваться.
Так и поступает: открыл новую кафедру и новую специализацию. В 2007-м на биофаке появилось отделение "Экология". И это все - взгляд на годы вперед.
Один из старейших университетских факультетов за годы его деканства стал одним из самых востребованных.
Сегодня в науке, культуре, производстве преобладает модное поветрие - управлять коллективом в условиях рынка должен менеджер. Признаюсь, не слишком я доверяю этому тезису. Руководитель должен быть прежде всего яркой личностью. В вузе - крупным ученым, педагогом, организатором. Человеком, умеющим воспринимать окружающий мир не только сквозь листопад бухгалтерских отчетов о заработанных (или потраченных) рублях, но и человеком, постоянно болеющим за судьбы тех, за кого несет ответственность.
Декан Артюхов - человек требовательный, но не жесткий. И уж тем более - не жестокий. Знает цену горю. Радости. Любви.
Признается:
- Деканское кресло жестковатое, сидя в нем, комфорта особо не испытываю. Главная трудность - постоянный поиск денег. Некоторые думают, что благодаря студенту-контрактнику можно решить многие финансовые проблемы. Но, во-первых, государство жестко регламентирует цены обучения по контракту, а во-вторых, никакие контрактные поступления не дают факультету возможности существовать безбедно - очень велики расходы на современное оборудование, на необходимые препараты. А бескорыстные спонсоры есть только в научно-фантастических романах.
За все приходится платить. Точнее - расплачиваться. Так что жизнь декана даже успешного факультета - не мед.
Правда, надо признать, к медовым пряникам Валерий Григорьевич не приучен с детства.
Родился за неделю до начала войны - недалеко от Армавира. Отец, Григорий Тарасович (Грачик - в армянской транскрипции), начал войну стрелком-радистом. Мама, Евгения Акоповна, оставшаяся с двумя детьми, в годы оккупации хлебнула горя. Однажды ее едва не расстреляли гитлеровцы, приняв за еврейку.
Потом была армавирская школа (одноклассники звали Валеру "профессором" за умение изъясняться обстоятельно и красноречиво), поездка в Ростов-на-Дону, где Артюхов решил учиться. Но Ростов-папа встретил абитуриента неласково - в утреннем трамвае парня обокрали, что армавирского десятиклассника сильно огорчило (в течение дня то подавал документы в приемную комиссию, то забирал их).
В конце концов, Артюхов оказался в 1960 году студентом биолого-почвенного факультета Воронежского государственного университета. Ростов-на-Дону, таким образом, лишился будущего Заслуженного деятеля науки Российской Федерации; действительного члена Российской Академии наук; будущего кавалера ордена Почета и других наград; будущего члена редколлегии общероссийского научного журнала "Биофизика". А Воронеж зато приобрел настоящего декана, заведующего кафедрой, председателя диссертационного Совета и прочая, и прочая, и прочая.
Я уже не говорю о студентах, которые слушают лекции профессора Артюхова, и о тех 29 аспирантах и пяти докторантах, которые под руководством Валерия Григорьевича защищали кандидатские и докторские диссертации. И, пожалуй, самое важное - научный авторитет и колоссальная энергия профессора Артюхова сделали университетский биолого-почвенный факультет одним из научных центров по изучению проблем фотохимии и фотофизики, биомакромолекул.
В Воронеже прошли съезды фотобиологов и биофизиков России, Конгресс студентов и аспирантов, изучающих эти проблемы. Конгресс состоялся совсем недавно - в конце мая 2011 года. Обращаю внимание на эту дату - свое семидесятилетие неутомимый Артюхов встречает традиционно: работой.
Семьдесят лет - прекрасный возраст для реализации идей и замыслов, скопившихся за прежние годы. Сиди - и работай.
Чем, собственно, профессор Артюхов и занимается с завидным постоянством. Без отрыва от тачки, в которую он впрягается летом, чтобы доставить удовольствие жене, Людмиле Ильиничне.
На даче у профессора Артюхова все цветет и благоухает.
А как же иначе? Биолог все-таки…
Лев Кройчик
Источник: Газета "Коммуна", N 88 (25716), 15.06.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012