 |
11.06.11
В прекрасном и яростном мире
Дневник фестиваля
Вынесенное в заголовок поразительное определение окружающей нас действительности было принято писателем Андреем Платоновым отнюдь не в силу звучности словосочетания. Андрей Платонов, ставя именно это определение в заголовок своего, может быть, основополагающего по «идее жизни» рассказа, тем самым говорил об обязательном долге каждого человека не оставлять другого "без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира".
Большому и серьезному разговору о различных аспектах платоновской жизненной идеи, ее воплощении, пониманию и оценки творчества писателя в двадцать первом веке и были посвящены VII Научные Платоновские чтения, проходившие в эти дни в рамках Международного Платоновского фестиваля и составившие наряду с театральной программой его основную часть. В этих организованных филологическим факультетом Воронежского госуниверситета чтениях приняли участие ведущие ученые-платоноведы Москвы, Санкт-Петербурга, других университетских городов России, из Белоруссии, а также наши зарубежные гости из Великобритании, Германии, Польши.  |
Наталья Корниенко Фото Евгения Кагана | Среди российских специалистов особое место занимают воронежские исследователи, ученые из Института мировой литературы (ИМЛИ) Российской академии наук и ее член-корреспондент, доктор филологических наук, заведующая Отделом новейшей русской литературы, главный редактор научного Собрания сочинений А.П.Платонова, руководитель Платоновской группы профессор Наталья Корниенко. Несмотря на свою занятость на этих чтениях, Наталья Васильевна, узнав, что я из той самой газеты "Коммуна", в которой работал в начале 20-х годов молодой Андрей Платонов, охотно согласилась выкроить время на нашу беседу. Наталья Корниенко в разговоре была проста и искренна. Прежде всего я поинтересовалась, когда и как она почувствовала духовное родство с писателем и что потребовалось ей для настоящего прочувствования Платонова-поэта, Платонова-философа, Платонова-"сокровенного человека". - Это случилось еще в мои студенческие годы со "Свежей водой из колодца". Был такой рассказ, написанный Платоновым еще в 46-47-м годах и напечатанный в сборнике в 1958 году. С тех пор и начались поиски его текстов и их осмысление. Моя кандидатская и докторская диссертации, конечно же, посвящены Андрею Платоновичу Платонову. - Вы сегодня возглавляете в ИМЛИ отдел, занимающийся подготовкой академического издания Собрания сочинений Андрея Платонова. Как известно, уже вышли две книги первого тома этого собрания. На сколько лет рассчитана вся работа? - Ну знаете, работа над академическими изданиями собраний сочинений такого объема иной раз занимает не один год, а десятилетия. Это ведь зависит не только от объема текстов, а главное – от их выверенности по оригиналам, что требует кропотливейшей работы. Ведь сейчас ни для кого не секрет, что прижизненные и посмертные издания Платонова жестко и жестоко редактировались. Мы должны восстановить истину. - А как давно началась эта работа? - Она началась еще в восьмидесятые годы, с приходом в ИМЛИ дочери писателя Марии Андреевны. Ее приход позволил подготовить и издать в 2000 году том записных книжек Платонова и развернуть работу по подготовке научного издания. Сегодня наша деятельность осуществляется и на основе перешедшего на хранение в ИМЛИ в 2006 году всего семейного архива Платоновых. Сейчас это трудоемкое занятие осуществляет пока еще совсем небольшой коллектив - всего пять человек молодых ученых. Среди них - хранительница фонда А.П.Платонова кандидат наук Елена Антонова, которая довольно часто бывает в воронежских архивах. Вышедшие две книги первого тома Собрания сочинений представляют воронежский период жизни и начала творчества Платонова. У нас вышла и первая книга "Архива А.П.Платонова", которую я привезла для кафедры русской литературы ХХ и XXI веков ВГУ, возглавляемой доктором филологических наук Тамарой Никоновой. - Воронеж давно зарекомендовал себя как известный научный Платоновский центр. Именно здесь на филологическом факультете ВГУ еще в 1970 году вышел под редакцией профессора Владислава Скобелева сборник научных трудов "Творчество Андрея Платонова". А с 1999 года, когда отмечалось столетие со дня рождения писателя, здесь же начал выходить "Платоновский вестник", в котором, в частности, были опубликованы работы таких ведущих платоноведов, как Владислав Свительский, Олег Ласунский, Олег Алейников. Вы, разумеется, с этими статьями знакомы, да и у нас, в Воронеже, вы, видимо, не в первый раз? - Конечно же! Особенно мне памятны воронежские научные Платоновские чтения в 1999 году - в год столетия писателя. В нынешний, год шестидесятилетия со дня смерти Андрея Платоновича Платонова, мне удалось поучаствовать в чтениях, посвященных писателю, в Колумбийском университете США, в Генте, в Бельгии, и вот теперь я здесь, снова в Воронеже. - Наталья Васильевна, а за рубежом исследователи так же, как у нас в девяностых, придают особое значение именно социально-политической составляющей творчества Андрея Платонова? - Не думаю. Западные слависты, как и российские, сегодня более свободно читают Платонова. А в его мире есть не только и не столько временное, но и вечное. - Удается ли, по вашему мнению, сохранить эти составляющие в сегодняшнем воспроизведении творчества писателя в театре и кино? - Ну, как известно, это зависит прежде всего от режиссерского прочтения текста, от совпадения его духовного и душевного посыла с автором. Нынче идут постановки "Чевенгура" и "Шарманки" (кстати, наш Михаил Бычков показал в тогдашнем ТЮЗе этот спектакль еще в восьмидесятых! - Д.Г. ), "Реки Потудань", "Житейского дела", "Возвращения" и других. К удачам я отношу постановки в Студии театрального искусства Сергея Женовача, спектакль "Рассказ о счастливой Москве", осуществленный по роману Платонова Театром-студией под руководством Олега Табакова и показанный в рамках нынешнего фестиваля воронежцам. Не могу не сказать о прекрасном спектакле вашего Театра кукол имени Валерия Вольховского "Волшебное кольцо" по сказке Андрея Платонова, в котором все - и сценография, и актерские работы, и музыкальное оформление, и вдумчивое и изобретательное решение режиссером Валентином Козловским народного стиля происходящего действа, - все лежит в русле платоновской эстетики. Такой спектакль вполне заслуживает "Золотую маску". - Ну, это успешный детский спектакль, прекрасно принимаемый и понимаемый соответствующей аудиторией. А вот как быть с основной платоновской прозой, достаточно непростой для широкого читателя? - Нет особого узкого круга читающих Платонова - его творчество, как и любого нашего крупного русского писателя, достаточно всеохватно, надо только до вхождения в "Чевенгур" или "Котлован" познакомиться вначале с рассказами этого автора, приучить себя к его самобытному языку, приучиться вдумываться в его мысль, а это - постижение и достижение определенного уровня культуры, ее, пользуясь словом самого писателя, сокровенности, ее принадлежности не только "высоколобым" ученым, а любому человеку и России, и всего мира. Среди мер, безусловно, способствующих этому, считают участники нынешних чтений, на первом месте, конечно же, стоит широкое издание все тех же рассказов, а также создание так и не рожденного общероссийского Платоновского общества и осуществление застрявшего еще с ельцинских времен правительственного указа об увековечении памяти Андрея Платонова, создание в столице его музея, установка памятника писателю. Воронежцы первыми показали всем пример достойного уважения жителей родного Платонову города к его памяти. Это не только первый установленный в нашем Отечестве памятник писателю, первая мемориальная доска, улица, библиотека и гимназия его имени, но и школьный музей - клуб "Голубая глубина". Участники Международного Платоновского фестиваля побывали там во время экскурсии по платоновским местам Воронежа.
Беседу вела Дора Гордина Источник: Газета "Коммуна", N87 (25715), 11.06.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|