 |
10.06.11
"Стратегия - 2020". Взгляд в будущее
В январе 2011 года по поручению Председателя Правительства России Владимира Путина в Высшей школе экономики и Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ начата работа по подготовке предложений по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года («Стратегии-2020»).
В соответствии с графиком, промежуточный доклад о результатах экспертной работы должен быть представлен в Правительство РФ 1 августа 2011 года, а итоговый – к 1 декабря. Напомним, что в прошлом году была принята Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу. Она разрабатывалась, когда в экономике остро ощущались последствия мирового финансового кризиса, что наложило на нее свой отпечаток. На оперативном совещании 10 мая губернатор Алексей Гордеев поставил задачу сформировать и внести на рассмотрение до конца лета новый вариант стратегии развития области до 2020 года с учетом изменений в стране и ускоренного развития некоторых направлений региональной экономики.
< Ярослав Кузьминов и Алексей Гордеев. Фото Никиты Паукова
Четвертого июня в Доме Правительства области состоялся "круглый стол" по проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года и актуализации стратегии социально-экономического развития Воронежской области до 2020 года.
Выбор правильного пути
Задал тон разговору губернатор Алексей Гордеев, подчеркнув, что "федеральная и региональная стратегии должны быть полностью синхронизированы и гармоничны". Открывая заседание "круглого стола", губернатор особо отметил важность предстоящего мероприятия: - Сегодня у нас есть уникальная возможность рассмотреть перспективы развития страны и региона с руководителями экспертных групп, которые по поручению Председателя Правительства России Владимира Путина возглавляют те или иные направления по формированию "Стратегии -2020". Этот документ сейчас активно обсуждается как на федеральном, так и на местном уровне. Нам интересно обсудить именно региональный аспект, рассмотрев стратегические ориентиры с точки зрения практики действий областных властей, включая и муниципальный уровень. Участие в обсуждении этих вопросов приняли ректор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ "ВШЭ") Ярослав Кузьминов, возглавляющий экспертное сообщество, привлеченное к разработке "Стратегии - 2020", а также руководители ряда федеральных и региональных экспертных групп, представляющие высшую школу и научно-исследовательские учреждения, Общественную и Торгово-промышленную палаты области, Воронежскую областную Думу и бизнес-сообщество. Следует отметить, что перед началом заседания состоялась встреча губернатора Алексея Гордеева и Ярослава Кузьминова, на которой они обсудили создание в регионе экспертной площадки для обсуждения проблем социально-экономического развития России и Воронежской области. - Перед нами поставлена задача - собрать максимально широкий состав экспертов, которые имеют позитивные взгляды на развитие России по разным секторам макроэкономики, в области здравоохранения, образования, общественных организаций и сформулировать различные варианты возможных траекторий развития России, - подчеркнул Ярослав Кузьминов. - Предстоит также просчитать эти траектории с точки зрения тех ресурсов, которые они потребуют, и возможные результаты этих стратегий. При этом очень важно, что к обсуждению привлекаются эксперты не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и работающие в регионах. Подобное дает возможность скорректировать позиции, наше видение проблем России. Как известно, по инициативе председателя Правительства России Владимира Путина была сформирована 21 экспертная группа по ключевым вопросам стратегии развития России, обновления "Стратегии - 2020". В каких-то из них уже выработаны конкретные предложения, в других - продолжается сбор информации, в том числе в регионах. "Мы не пишем "Стратегию-2020", - отметил Ярослав Иванович. - Такие решения - дело руководства страны. Наша задача - представить сценарии, заранее отсекая и слишком популистские решения, и ведущие к дальнейшему раздуванию бюджетного дефицита, и излишне жесткие, связанные с сокращением социальных обязательств государства".
Расшить узкие места
Ярослав Кузьминов выразил надежду, что эксперты, работая совместно в Москве и регионах, смогут сделать несколько вариантов решений по каждому из секторов экономики. В то же время каждый такой вариант нуждается в соответствующей оценке ресурсов для его реализации, и не только бюджетных. Он акцентировал внимание на том, что надо рассматривать и реакции социальных групп на те или иные решения, их социальные последствия. - Мы переживаем ломку сложившегося стереотипа экономической политики, говорит Ярослав Иванович.- Политика первых десяти лет этого века была основана на "отодвигании" многих острых реформ, когда нарастающие диспропорции "заливались" бюджетными деньгами - благо, их становилось все больше. Теперь перед нами набор "несделанных дел": слабый и коррупционный во многих звеньях аппарат власти, огромная неэффективная бюджетная сфера, недостаточное развитие конкуренции, административная зарегулированность даже не рынков, а самого существования частных предприятий. Первая по актуальности задача - модернизация социального государства в России. История не знает примеров демонтажа социальных государств, и экспериментировать мы не будем. Необходимо "расшивать" узкие места - причем в совершенно новой ситуации бюджетного дефицита. Все остальные слагаемые модернизации прямо зависят от успеха или неуспеха этой задачи. Старый источник роста, к которому мы привыкли, с которым нам комфортно было 10 лет, закончился. Эксплуатация наших природных ресурсов, их продажа на мировых рынках может обеспечивать в среднем не больше 1,5 процента роста ВВП в год. Такого рода темпы роста, темпы развития устроить никого не могут. Чтобы вернуться в клуб ведущих стран, а у России есть все основания бороться за это, нам нужно обеспечить в течение 20 лет устойчивые темпы роста на уровне 5-6 процентов в год. Очевидно, что реформа власти, административного аппарата не может не затронуть сложившиеся интересы больших групп государственных служащих и представителей бизнеса, построивших свое благосостояние на устойчивых связях друг с другом. Необходимо также определить возможность реализации той или иной реформы и с точки зрения необходимой ломки нормативной базы - она также обладает способностью сопротивляться. Об этом на конкретных примерах рассказала руководитель экспертной группы по повышению эффективности государственных инвестиций и госзакупок, директор Института по ресурсному обеспечению управления закупками и продажами для государственных и муниципальных нужд, профессор Ирина Кузнецова. По ее мнению, действующее законодательство, целью которого является снять коррупционную составляющую, максимально обезличив процесс проведения конкурсов и отстранить чиновников от принятия решений по выбору поставщиков и подрядчиков, показало низкую эффективность. По данным исследований, в электронных аукционах по госзакупкам только по продуктам питания и строительству в среднем участвуют почти два претендента, а на закупке автотранспорта, к примеру, 0,22 процента претендентов. Соответственно, 72 процента конкурсов - несостоявшиеся, а поскольку закупать и заказывать услуги необходимо, контракты заключаются вне конкурса (68 процентов из несостоявшихся). И что же мы имеем по экономии бюджетных средств: с 5 процентов в 2006 году - старт электронных торгов - до 7 процентов через пять лет. - Вопрос эффективности более сложен, чем просто экономия денег, - подчеркнул, продолжая тему, ректор Воронежского государственного архитектурно-строительного университета Игорь Суровцев. И поведал пример из собственной практики. После проведения тендера по реконструкции набережной имени К.И.Массалитинова в Воронеже стоимостью около 600 миллионов рублей городские власти объявили новый конкурс - по техническому контролю за качеством работ. ВГАСУ решил принять участие в тендере. Оценив объем работ, ректор рекомендовал своим представителям начальную цену контракта в 5,6 миллиона рублей снизить до 4,1 миллиона. Но на конкурсе выяснилось, что некая фирма готова делать технический контроль за смехотворно малую сумму. Самое интересное, что законодательно процедура соблюдена, и чиновники все сделали правильно! - Мы считаем, что заказчик должен обосновать приемлемый диапазон цен - верхнюю и нижнюю планку, и вот это будет его зона ответственности, - подчеркнула Ирина Кузнецова. - И если поставщик на аукционе подает предложение, которое меньше запрашиваемой цены, то должен доказать, что в состоянии выполнить контракт. При снижении цены ниже 30 процентов считаем, что заявки необходимо отклонять - уже есть случаи невыполнения таких контрактов или расторжения по соглашению сторон, что составляет до 7 процентов от всего количества контрактов в целом по стране. Мы понимаем, что надо бороться с коррупцией, но основное поле такой борьбы - это разработка простых и понятных норм, которые нельзя трактовать двояко и трояко. - У меня один вопрос: "Когда?" - обратился Алексей Гордеев. Ирина Кузнецова заверила губернатора, что законопроект ляжет на стол Президента уже в сентябре. Возможен ли прямой ответ? Эксперты признают, что на большинство поставленных проблем у них нет готовых решений. К примеру, руководитель группы по укреплению рыночных институтов и стимулированию предпринимательства, проректор Высшей школы экономики Андрей Яковлев подчеркнул, что не видит очевидных конкурентных преимуществ России в глобальной экономике, кроме сырьевых ресурсов. Впрочем, точки роста далеко не всегда очевидны. 20 лет назад никто не мог предположить, что Индия станет крупным экспортером программного обеспечения. - Мы принципиально не отвечаем и не пытаемся ответить на вопрос: а что именно и какие отрасли надо развивать, - говорит Андрей Александрович. - У нас нет и не может быть прямого ответа, если мы не возвращаемся целиком к централизованной системе планирования и управления. Оставляя определенную свободу решений для бизнеса и каждого человека, нельзя гарантированно диктовать те или иные структурные изменения в экономике. Мы можем создать только определенные стимулы, чтобы предпринимателю было выгоднее вложить деньги в расширение своего производства. Я считаю, что основная надежда на изменение модели экономического развития России состоит в том, чтобы дать возможность людям, которые получили образование, искать эффективные сферы приложения сил. В этих условиях традиционная промышленная политика (определение приоритетов, создание льготных условий для определенных отраслей и так далее), скорее всего, не будет работать. Есть методы новой промышленной политики (в Воронежской области, к примеру, работа Агентства инвестиционного развития) - попытка, не выбирая отраслевые приоритеты, облегчить жизнь проектам, независимо от того, где они реализуются. Однако все это будет эффективно работать при децентрализации экономики, независимости самого бизнес-сообщества и увеличении самостоятельности регионов и муниципалитетов. В полемику с московскими экспертами вступил заведующий кафедрой экономики труда и основ управления Воронежского госуниверситета, профессор Владимир Эйтингон, высказав свое видение этих и других проблем разработки "Стратегии - 2020". - Ваша позиция - стратегию пусть пишет Правительство, а задача экспертных групп - высветить фон и проблематику, чтобы заставить стратегию работать на дело, - подчеркнул Владимир Наумович. - Надо объединить наши цели, определиться во внимании к региональной проблематике. Я имею опыт работы в экспертной группе по сокращению неравенства и преодолению бедности. Но эти проблемы в каждом регионе - разные. Далее, о прогнозах развития отраслей. Нам надо этим заниматься! Экономика Воронежской области складывается из отраслей с разной судьбой. Благополучие региона во многом зависит от агропромышленного комплекса, и нам следует сложить вектор его развития. Или оборонно-промышленный комплекс - тяжелая, поглощающая ресурсы сфера. Ее значение огромно для области. Как не думать о том, что же делать с этой отраслью? Надо найти процедуру согласования наших действий. Мы могли бы быть полезны конкретикой в характеристиках региональных различий, а вы бы могли помочь видеть эти позиции в масштабе страны и вырабатывать консолидированные решения. Примечательно, что ректор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" дал высокую оценку тому факту, что в Воронежской области экспертное сообщество широко представлено учеными университета. "Такая степень взаимодействия, доверия и включенности ученых в выработку областной политики, как у вас, в регионах встречается достаточно редко", - заметил Ярослав Кузьминов.
Ориентир - на понятные цели
В "Стратегию-2020" закладывается и новая концепция социальной политики. - Россия - социальное государство, - подчеркивает Ярослав Кузьминов. - Мы не можем и не будем конкурировать по темпам экономического роста с Китаем и Индией, в которых практически нет тех механизмов социальной защиты населения, того уровня социальных расходов, который имеется в России. И мы от них отказаться не можем, значит, обязаны превратить эти социальные расходы в механизмы поддержки достойного уровня жизни. Иначе говоря, превратить их из центров затрат в центры прибыли для страны. В свою очередь, подводя итоги работы "круглого стола", губернатор Алексей Гордеев отметил, что приезд московских коллег и возможность обсудить социально-экономическую стратегию страны на долгосрочный период очень важны для развития региона. - Сейчас Правительство области ставит цель, которая, может быть, слишком интегральная, но понятная для людей, - пояснил Алексей Васильевич. - Мы должны создать у себя в регионе максимально благоприятный климат, наилучшие условия для проживания людей и для развития бизнеса. А вот как это сделать и как превратить планы в реальные механизмы и действия - это и должно лечь в основу выработанных решений. - Нельзя сорвать яблоки, не посадив плодовое дерево, - поддержал губернатора Ярослав Кузьминов. -Главным базовым элементом экономической политики является обеспечение государством условий принятия самостоятельных решений субъектами рынка. И региональный аспект разработки предложений по государственной политике очевиден. Мы, к примеру, говорим о промышленной политике: для федерального уровня это цифра и место на мировом рынке, а на региональном уровне видно конкретное предприятие. Именно на региональном уровне мы корректируем экономическую политику с точки зрения социальных ограничений. Не видно из Москвы машиностроительного завода, расположенного в городе, где людям больше некуда идти… Алексей Гордеев акцентировал внимание на том, что существующая стратегия развития области на долгосрочную перспективу, несмотря на требуемые корректировки, работает на последовательное выполнение задач, которые способствуют развитию региона и ставят целью для Воронежской области войти в число тридцати наиболее развитых регионов Российской Федерации.
Дмитрий Денисенко
Источник: Газета "Коммуна", N 86 (25714), 10.06.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|