09.06.11
Для Вавилонской башни кирпичи
Дневник фестиваля
«Путешествие в человечество. Эпоха Платонова в произведениях живописи из собрания Государственной Третьяковской галереи» - таково полное название первой из открывшихся в рамках Платоновского фестиваля выставок.
Фото Константина Толоконникова.
Всего в зале Воронежского музея имени И.Н.Крамского тринадцать картин, созданных в 1920-1950-е. В каждой отразилось время. У каждой – интереснейшая судьба.
Например, попавшие в Воронеж картины Георгия Рублева никогда не выставлялись при жизни автора. Он был известен как художник-монументалист, зарабатывал этим на жизнь. После кончины стали разбирать его художественное наследие - и увидели совсем иного Рублева.
А Павел Филонов, напротив, представлен на воронежской выставке не только известнейшей, характерной для него "Композицией с шестью лицами", но и вполне, казалось бы, "реалистическим" - и оттого, кажется, еще более таинственным "Портретом Е.А. и П.Э.Серебряковых".
Конечно, эти картины не являются прямыми иллюстрациями к платоновскому тексту. Просто их авторы дышали тем же воздухом, что и автор "Сокровенного человека", "Котлована", "Счастливой Москвы".
- Мне кажется, каждая эпоха находит в этих произведениях искусства свое отражение, - считает научный сотрудник Третьяковской галереи, куратор выставки Ирина Пронина. - Очень многозначно, например, полотно Петра Шухмина "Милиционер на посту". В тридцатые, когда была создана эта картина, публика видела хорошо одетого милиционера, который честно выполняет свое дело. А для нас, быть может, важнее персонажи, которые появляются у него из-за спины, зимний пейзаж, проскальзывающий мимо "черный воронок". Каждая эпоха открывает что-то новое.
Совершенно удивителен индустриальный пейзаж Юона. В нем нет агрессии, это панорама города, построенная на холодных тонах. Очень тонкое произведение, дающее возможность увидеть пространство той жизни.
Удивительно полотно Павла Кузнецова - художника, начинавшего еще в начале XX века в объединении "Голубая роза", а затем тесно сотрудничавшего с символистами. Он оказался верен себе и в годы, когда ему пришлось выехать "на стройки коммунизма" и вдохновляться возведением новых кварталов в Ереване. Стройка в древнем городе соотносится у него с библейским Араратом - Кузнецов как бы предлагает зрителю другой образ платоновского котлована.
- Самое удивительное, что когда мы отбирали вещи для Воронежа, то посмотрели на это полотно совершенно другими глазами, - добавляет Ирина Пронина. - Здесь видится метафорическая формула строительства чего-то грандиозного, что соразмерно по уровню Арарату. Это же Вавилонская башня! И не известно, будет она достроена или нет.
Автор: Василий Черноусов
Источник: Газета "Коммуна", N85 (25713), 09.06.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012