08.06.11
Воспарить над котлованом
4 июня в Воронеже состоялось торжественное открытие Международного Платоновского фестиваля
Коллаж Константина Толоконникова
Сейчас, когда фестиваль в разгаре, уже можно смело утверждать: он стал настоящим событием в культурной жизни Воронежа. Концерты, спектакли, выставки, Платоновские чтения, - многое из задуманного уже состоялось, не менее интересное – впереди.
Еще несколько месяцев назад иные из замыслов организаторов - например, привезти шедевры Павла Филонова и Кузьмы ПетроваВодкина, Константина Юона и Георгия Рублева из собрания Третьяковки - могли показаться авантюрой. «Путешествие в человечество. Эпоха Платонова в произведениях живописи из собрания Государственной Третьяковской галереи» - таково полное название первой из открывшихся в художественном музее имени И.Н.Крамского выставок. Здесь 13 картин, но в каждой отразилось время. Художники дышали тем же воздухом, что и автор "Сокровенного человека", "Котлована", "Счастливой Москвы", и при этом вовсе не обязательно читали его произведения.
Этажом выше Московский Дом фотографии представил работы Бориса Игнатовича из своего собрания. В объектив этого фотографа попали будни и праздники 1920-1930-х, заводские станки и лица живших тогда людей (некоторые из них смотрят прямо в кадр, на нас - с не меньшим интересом, чем мы на них).
На табличках под большинством экспонатов - надпись: "Серебряно-желатиновый отпечаток с авторского негатива". Есть и оригинальные авторские отпечатки. Игнатович запечатлел те годы как эпоху надежд. В одном из залов музея с его фотографиями соседствуют инсталляции российско-израильского художника Хаима Сокола, вдохновленные платоновским "Котлованом".
Их тема - будущее, о котором мечтали герои Платонова и в котором оказались мы. Работы выполнены из старых алюминиевых ведер, цинковых корыт, кусков хозяйственного мыла, веников. Над многоэтажками из мыла - корыто, заменяющее небо.
Сокол особо подчеркивал, объясняя смысл своего "Котлована": очень важно, что эти корыта и ведра - не с помойки или блошиного рынка. Это реальные орудия труда. Художник покупал новые и выменивал их на старые у дворников.
Церемония открытия фестиваля состоялась в Воронежском академическом театре драмы имени А.В.Кольцова перед показом шекспировской "Бури" в постановке Деклана Доннеллана. Сначала для зрителей играл виолончелист Давид Герингас, затем директор фестиваля Михаил Бычков благодарил всех, кто помог нынешнему событию состояться.
Наконец к микрофону вышел губернатор Воронежской области Алексей Гордеев - который совсем не "официально" признался, что волнуется вместе со всеми организаторами.
- Это новая история в жизни области, важная культурная страница в нашей жизни, - сказал Алексей Васильевич. - Все больше и больше воронежцы, вся страна и весь мир узнают произведения этого выдающегося писателя. Все актуальнее звучат его мысли. Мы живем в сложное время, когда страна и народ адаптируются к тяжелой прагматичной модели рыночных отношений; жизнь заставляет нас каждый день думать о больших, средних и маленьких экономических проблемах... Но Андрей Платонов напоминает нам, что нужно думать и о душе, о настоящих ценностях.
Показанная затем "Буря" по пьесе Уильяма Шекспира - совместный проект Международного театрального фестиваля имени А.П.Чехова, "Ле Жемо"/Национальной сцены (Париж) в сотрудничестве с лондонским театром "Чик бай Джаул". События спектакля происходят как бы вне времени, одеты персонажи - герцоги, их советники, их дети и даже духи - вполне современно.
Можно ли победить людскую корысть и жестокость волшебством? Постановка Деклана Доннеллана однозначного ответа не дает.
"Буря" - масштабный международный проект с участием известных российских актеров. Но попали на фестиваль и камерные работы.
"Соня", кажется, самая известная из постановок Нового Рижского театра, уже побывавшая во многих странах. А в России ее пока могли видеть, помимо столичных, только пермские зрители.
Роль полноватой одинокой героини спектакля досталась актеру Гундарсу Аболиньшу. На пресс-конференции перед показом в Камерном театре он признался, что перевоплотиться в женщину не было для него самоцелью:
- Хотелось разгадать образ человека, который жил до нас, которого почти все забыли. Душа не может быть мужского или женского рода… Разгадали ли мы? Разгадываем каждый раз, когда играем. И делаем это вместе со зрителем.
Виталий Черников
Источник: "Воронежская неделя", N 23 (2008), 08.06.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012