07.06.11
Цинковые будни
Иллюстрациями к «Котловану» послужил строительный мусор
В рамках Платоновского фестиваля в Воронежском областном художественном музее имени И.Н.Крамского проходит выставка инсталляций к роману Андрея Платонова "Котлован". Ее создатель – российско-израильский художник Хаим Сокол.
Экспозицию составляют работы, выполненные из старых алюминиевых ведер, цинковых корыт, кусков хозяйственного мыла и веников. По словам самого художника, все экспонаты - реальные орудия труда современных российских гастарбайтеров и дворников. Новые корыта и ведра он выменивал у рабочих на старые, пропитанные духом "гастарбайтерской" жизни.
Фото Константина Толоконникова.
Этот эстетически оформленный "хлам" привлек внимание к Хаиму Соколу еще в 2008 году, на Московской международной биеннале молодого искусства. С тех пор он - один из самых заметных молодых художников на отечественной арт-сцене.
Вот как Сокол сформулировал концепцию своей экспозиции:
- Это не прямая привязка к роману Андрея Платонова. Моя выставка - про наше время, но оно во многом схоже с платоновским. Герои произведения, жившие в послереволюционные годы, мечтали победить "жалость старой жизни", вырваться из грязи, серости и убогости. Но у них не получилось. То же самое происходит и сейчас. Мы строим-строим, и при этом все глубже зарываемся в котлован. Вообще, "Котлован" - почти библейская история.
Выставку нужно смотреть при приглушенном свете - тогда все экспонаты выглядят зловеще-мрачными и серыми. От них так и веет тоской и безысходностью. Вот одна из работ: одинаковые многоэтажки из кусков хозяйственного мыла. Все это помещено в грязное металлическое корыто, символизирующее наш пустой серый мир. А сверху еще одно грязное корыто, заменяющее небо.
- Это значит, что никакой надежды на божественное избавление нет, - говорит Сокол. - Небеса - безжалостны.
Кстати, корыто как символ земной жизни у Сокола несет глубокий метафорический смысл. В корыте на Руси купали новорожденных младенцев. Оцинкованное железо, из которого оно изготовлено, отсылает нас и к цинковым гробам и образу смерти.
Подходим к следующему экспонату. В металлическом ведре на фоне все тех же многоэтажек с петлей на шее висит темная и маленькая человеческая фигурка. Вообще, фигурки людей рядом с грубыми кусками мыла и металла смотрятся как-то особенно беззащитно и жалко.
А вот будто бы городской закоулок с переполненными мусором огромными контейнерами. Такие закоулки есть в каждом населенном пункте нашей огромной страны.
Экспозиция отразила и жестокость человеческой истории, и бесконечное повторение ее сюжетов, и бессмысленность отдельной человеческой судьбы в мире насилия и безразличия. Работы Хаима Сокола призывают нас к неравнодушию и памяти, причем не столько к вещам, сколько к людям, которых эти вещи окружают или окружали.
- Наверное, не вся российская жизнь такая мрачная, - размышляет художник. - Просто я 17 лет не жил в России и, когда несколько лет назад вернулся, то мне в глаза бросилась разруха, всеобщая "кривизна" бытия. Однажды я побывал в одном из подвалов, где живут нелегальные иммигранты. Это жуткая картина. Меня все пугало: бездомные собаки, бездомные люди. Но как художника это и завораживало.
Автор: Наталья Некрылова
Источник: Газета "Коммуна", N84 (25712), 07.06.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012