02.06.11
Дела сердечные
Медицина | Первую строчку среди причин смертности во всем мире занимают сердечнососудистые заболевания. Россия – не исключение: болезни сердца лежат в основе 52 процентов смертей в нашей стране
До сих пор большинство нашего населения почему-то считают, что сохранение здоровья граждан страны - проблема сугубо медицинская. Однако, в соответствии с многолетними наблюдениями, вклад медицины в консервативное или оперативное лечение составляет не более 15 процентов. Остальное гарантирует правильный образ жизни самих людей: отказ от курения и непомерного употребления алкоголя, хорошая экология, нормальное питание и спокойное социальное самочувствие человека.
А теперь ответьте: у многих ли из нас правильный образ жизни?
К сожалению, в массовости заболеваний виновато не только наплевательское отношение к собственному здоровью, но в немалой степени слабо решаемые государством проблемы социальной жизни. Поэтому вынужденный вклад медицины в здоровье нации составляет в России более 50 процентов, но больных в стране множество, а врачи, увы, - не всесильны.
Такой вот разговор состоялся у нас пару лет назад в Москве с президентом общественной организации «Лига здоровья нации» Лео Бокерия. Он - страстный поборник здорового образа жизни и твердо уверен, что решить проблему можно только совместными усилиями государства, личности и общества. А потому множество сил отдает и проведению одноразовых мероприятий и долговременных акций.
Несколько лет уже проходит, например, акция "Волна здоровья". На теплоходе по Волге плывут врачи, известные люди, встречаются в городах с общественностью. Детские окулисты, отоларингологи, кардиологи, педиатры, хирурги проводят осмотры и консультации больных детей. Многие из них тут же получают направления на лечение в федеральных центрах на спонсорские деньги.
Много ли подобных акций по стране? Увы, нет. А в Воронежской области? То же самое.
Может, потому, что у нас нет своего Бокерии, либо отзывчивых богатых людей в России слишком мало. Что касается Лео Антоновича, то прежде всего директор Научного центра сердечнососудистой хирургии имени Бакулева, академик Российской академии меднаук Бокерия прославился своими уникальными операциями.
Известный ученый и практический хирург - человек крайне занятый и в то же время удивительно доступный для журналистов. В нем нет снобизма и желания "выпятить" свое имя. Несмотря на крайнюю занятость, в минувшую пятницу он прилетел в Воронеж в составе рабочей группы Минздрава, которая определяет, как в регионах страны организована и как совершенствуется высокотехнологическая медицинская помощь больным с заболеваниями сердца и сосудов.
В разговоре с журналистами Бокерия отметил, что у Воронежа немалые перспективы в развитии кардиохирургии. Здесь неплохая материальная база, установлено современное оборудование, работают специалисты высокого класса. Учитывая это, на базе областной больницы N1 предполагается создание гибридной операционной - первой в Центральном федеральном округе.
Это принципиально новое направление в кардиохирургической практике, позволяющее оказывать больному комплексную помощь от выполнения сложных хирургических операций на сердце и сосудах до ведения малотравматичных мини-инвазионных вмешательств.
А если учесть, что у нас ведется строительство отдельного корпуса кардиохирургии, то появляется реальная возможность открыть его как филиал Центра Бакулева. И такой статус позволит увеличить число операций.
- Лео Антонович, Россия сильно отстает от Америки и Европы в проведении операций на открытом сердце?
- Пока сильно, но меня радует, что в последние годы мы стремительно сокращаем этот разрыв. Сегодня в стране работают 11 хирургических центров, где за год делается более тысячи операций в условиях искусственного кровообращения.
По данным Всемирной организации здравоохранения, на миллион жителей следует проводить около тысячи операций на открытом сердце. То есть, в нашей стране их должно быть около 140 тысяч в год. У нас же в 1999 году провели всего шесть тысяч, в 2007-м - 31 тысячу, в 2010-м - уже 45 тысяч. Прогресс налицо, но должно то быть втрое больше! В Америке их проводится примерно 1300 на миллион жителей. В Европе американского уровня достигли скандинавы и немцы, в Англии делают около 700 операций. Верю, что и Россия в скором времени войдет в число лучших…
- А Воронеж войдет в число лучших в России?
- Почему бы и нет? У вас очень хорошие доктора, и они многого способны добиться. Я недавно побывал в Краснодаре, где сделали уже 41 трансплантацию сердца с очень достойными показателями. Думаю, что в недалеком будущем это и Воронежу под силу.
- И в то же время совсем недавно вся страна следила за историей спасения новосибирской девочки, которую с большим трудом удалось доставить в клинику итальянского города для проведения операции. Почему так?
- Что касается детей, то главное препятствие - проблема донорства. В стране нет закона, который бы разрешал брать сердца у детей, у которых зафиксирована смерть мозга. Препятствий на этом пути немало, в том числе и религиозные убеждения. В Италии и Испании, например, эту проблемы решили, и там, в случае беды, ребенок и его родители могут рассчитывать на помощь детских кардиохирургов. У нас проект закона готов, и все зависит от результативной работы Госдумы, но пока ее нет.
- По статистике, от внезапных сердечнососудистых патологий в стране ежегодно умирает около 250 тысяч человек. Если вы говорите, что помощь стремительно улучшается, то почему не уменьшается эта печальная цифра?
- Потому что человек не идет лечиться вовремя. Он уже чувствует себя плохо, но тянет до последнего. В менталитете российского человека никак не закрепится простая истина: за своим здоровьем каждый должен следить сам. У нас все перекладывают на врачей. Человек в свободное время пойдет пиво пить, а если заболеет, уверен, что врач обязан его вылечить. Это, к сожалению, распространенный стереотип, и разрушить его можно только совместными усилиями государства, личности и общества. Одному здравоохранению с ним не справиться.
Автор: Борис Ваулин
Источник: Газета "Коммуна", N81 (25709), 02.06.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012