01.06.11
Курица - не птица, сцена - не заграница
Театр
С творческим отчетом побывал в Воронеже Борисоглебский драматический театр имени Н.Г.Чернышевского. Основные показы проходили на сцене Воронежского театра юного зрителя, однако булгаковский «Морфий» гости нашли время показать в стенах вузов нашего города.
Диапазон постановок – от "Примадонн" Кена Людвига до гофмановского "Щелкунчика". Среди них - первые работы на борисоглебской сцене нового главного режиссера труппы Федора Чернышева, из которых прежде воронежцы могли видеть только "Валентинов день" по пьесе Ивана Вырыпаева, продолжение известной пьесы Михаила Рощина "Валентин и Валентина".
"Любовь и сардины, или Шум за сценой" . Фото Виталия Черникова.
Интересно, что два из попавших в Воронеж спектаклей - о театре. Оба нисколько не походят на "программное заявление", но чувствуется: Федору Чернышеву было очень важно в свой первый борисоглебский сезон показать зрителю, из какого сора рождается искусство. И - дать актерам сыграть то, что те, казалось бы, знают лучше всего. "Это принципиальный выбор репертуара, - признается режиссер. - Мне надо было разобраться, как члены труппы ощущают себя в профессии".
"Любовь и сардины, или Шум за сценой" Майкла Фрейна и "Курица" Николая Коляды - спектакли очень разные. Однако они могли бы образовать одну историю - и не так уж важно, что действие первого происходит где-то в Англии, а персонажи второго обитают в российской глубинке. Русский ты служитель Мельпомены или британский - всем хочется успеха, всенародной любви, каждый мечтает о роли шекспировского масштаба - ну, или чеховского; а в итоге даже собственный быт наладить не всегда удается.
В первом из трех действий фарсового "Шума за сценой" мы видим генеральную репетицию завтрашней премьеры. Процесс создания бесхитростной комедии не ладится с начала: двери не открываются в нужный момент, исполнители ролей путают слова, выходят на сцену невовремя, а один из актеров вот-вот уйдет в запой. Тут еще выясняется, что режиссер закрутил роман сразу с двумя участницами проекта.
Сцен ревности уже не избежать.
Премьеру мы увидим во втором действии (в программке, кстати, она обозначена как отдельный спектакль "Любовь и сардины"). Но покажут нам не внешнюю ее сторону, а изнанку, закулисье. За сценой участники труппы будут гоняться друг за другом с топором, драться, швыряться реквизитом, в частности, сардинами, - но постоянно помня при этом, на какой минуте нужно перевоплотиться и выбежать на сцену произносить свою реплику.
Остается только мертвецки напиться - но после этого спектакль про любовь и сардины окончательно выйдет из-под контроля.
У наших соотечественников из "Курицы" проблем не меньше. А проявились они из-за того, что юная артистка провинциального театра Нонна со скуки ответила на ухаживания сразу двух мужчин. Одного из них, главного режиссера Федора Ильича Галактионова, и обнаружила в ее постели ворвавшаяся в общагу ведущая актриса труппы Алла, хотя искала там своего мужа Васю.
Ко второму действию в комнате соберутся все участники любовного многоугольника, в том числе бывшая жена Федора Ильича Диана - как нетрудно догадаться, тоже актриса. Все они нарочито актерствуют: словно не знают, как любить, страдать, ревновать "по-настоящему" и потому самозабвенно изображают мелодраму, пользуясь сыгранными когда-то образцами: классическими, а подчас и не очень.
Нужно много слоев сыгранных ролей и поставленных спектаклей соскрести, чтобы увидеть, что за люди на самом деле персонажи "Курицы". И окажется, что каждый из них одинок и неудачлив, что даже юной актрисе, рассорившей всех, а потом с гордым видом покинувшей общагу, некуда идти - и придется возвращаться, чтобы повторить спустя годы судьбу (и роли) Аллы или Дианы.
Смешная и грустная "Курица" идет на малой сцене борисоглебского театра. А на гастролях в Воронежском ТЮЗе он шел на главной. Небольшая декорация общажной комнаты, где происходят события пьесы Николая Коляды, заняла лишь часть сцены. Но темная пустота слева, справа и сверху лишь уместным образом усилили ощущение "театральности".
Виталий ЧЕРНИКОВ
Источник: "Воронежская неделя", N 22 (2007), 01.06.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012