31.05.11
Ненужные дети
Ежегодно в России из 28 миллионов детей четыре тысячи заканчивают жизнь самоубийством и погибают от насилия в семье, 115-120 тысяч становятся сиротами. Ежедневно в результате развода родителей 1288 мальчишек и девчонок остаются без одного родителя.
200-220 «отбираются» у нерадивых родителей, 237 убегают из дома. 600 тысяч находятся в интернатных заведениях разного типа.
Воронеж. Железнодорожный вокзал. Стою на остановке, жду маршрутку. Не известно откуда выныривает девчонка на вид восьми - десяти лет. Нечесаная, немытая, наглая. Канюча заученную фразу, подходит то к одной, то к другому. Взгляд профессионально скользит по сумкам, лицам, рукам. На секунду останавливается при виде мелочи и дальше, дальше...
Шестьдесят один год во всем мире отмечают Международный день защиты детей. Традиционно в этот день устраивается множество мероприятий: концерты юных дарований, фестивали их же творчества, конкурсы, спортивные праздники и соревнования, благотворительные акции.
Их ждут в кинотеатрах, парках. Для них - аттракционы, батуты, мороженое и кола с чипсами.
Главное - можно спать до обеда, до полуночи висеть в "компе" и три месяца не вспоминать о школе. Конечно, если есть где спать, что есть, и мама с папой, готовые оплатить любые развлечения по принципу "чем бы дитя не тешилось"...
Поразительно, но вместе с количеством нефтедолларовых миллиардеров в России с каждым годом растет число беспризорников и социальных сирот. Сейчас их больше, чем после Первой мировой и Гражданской войн.
Тогда их было более семи миллионов. Несмотря на голод и разруху, на борьбу с мировым капитализмом, все понимали, что дети, любые, и такие тоже — это будущее. Потому боролись за каждого. В 1919 году был создан Государственный совет защиты детей, в 21-м - комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК, в 24-м - социальные инспекции на местах, Фонд имени Ленина для оказания помощи беспризорным детям.
Появлялись детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки, объединявшие несколько детских домов, школ, фабричнозаводские училища. В 1919 году в детских домах воспитывалось 125 тысяч детей, в 1922 – 540 тысяч детей. Вытаскивали из подвалов и чердаков, отмывали, лечили, кормили, находили жилье и работу. Для этого на предприятиях вводили специальные семипроцентные квоты для производственного обучения и трудоустройства подростков.
К середине 30-х годов с массовой беспризорностью в СССР было покончено.
Потом была Великая Отечественная - и вторая волна беспризорности. Но и тогда советское государство сумело в предельно сжатые сроки решить эту проблему. Сколько ребят, оставшихся без отца и матери, приютили, вырастили и воспитали совершенно посторонние люди. Не смотрели на гены, не думали — хватит ли сил и денег.
Лет двадцать назад Россию захлестнула третья волна. Без кровопролитных войн, без голода, в эпоху расцвета демократии.
Страну, где каждый день открываются торговые центры, и телеведущие затевают свадьбы в королевских резиденциях.
Каждый год нас становится меньше почти на миллион. По разным данным, ежегодно в России из 28 миллионов детей четыре тысячи заканчивают жизнь самоубийством и погибают от насилия в семье, 115-120 тысяч становятся сиротами.
Ежедневно в результате развода родителей 1288 мальчишек и девчонок остаются без одного родителя. 200-220 "отбираются" у нерадивых родителей, 237 убегают из дома. 600 тысяч находятся в интернатных заведениях разного типа. А сколько детей погибает в ДТП, умирает от болезней и недосмотра родительского? От того, что кто-то просто-напросто забыл закрыть люк канализации, трансформаторную будку, пустил гулять без поводка "безобидную" овчарку или ротвейлера? Сколько среди них тех, кого вовремя не услышали, кому не пришли на помощь?
Также никто не может сосчитать, сколько сейчас в нашей стране лишних детей. Просящих милостыню, сбившихся в стаи, ночующих на вокзалах, чердаках, в подвалах. У Генпрокуратуры, органов исполнительной власти, общественных организаций свои данные. Общей цифры нет. Высокопоставленными государственными чиновниками называются цифры в миллион, два, три и даже пять. И это в начале XXI века, когда учтено все: от автомобилей до компьютеров на душу населения, сколько этого самого населения в виде налогоплательщиков.
- Быть такого не может, давно всех пересчитали, только не говорят — не хотят народ будоражить, считают - меньше знают, крепче спят, - уверяет меня соседка баба Маша.
Бабе Маше — семьдесят восемь. Дети, внуки, правнуки — полный комплект. Все устроены, одеты — обуты. Через день возле ее дома то одна машина стоит, то другая. Приезжают, продукты привозят, по хозяйству помогают. Так она их воспитала. Передала им то, что вложили в нее сначала родители, потом воспитатели в детском доме. Главное — семья и дети. А у детей в глазах должно плескаться счастье. Для этого не обязательны навороченный компьютер, отдельная комната, супермодные джинсы и круизы по заграницам во время каникул. Достаточно любить, слушать и слышать, сочувствовать и сопереживать.
Ну как тут не согласиться с баб Машей? Эти данные, по большому счету, никому не нужны. До сих пор ни на государственном, ни на муниципальном уровнях серьезных программ по борьбе с детской беспризорностью попросту нет. Меры, способные хоть как-то остановить рост этого общественного зла, отсутствуют.
От западной помощи в этом вопросе мы под разными предлогами отказываемся. Ну и что с того, что в Германии, например, открыли "уличные школы". Специалистов для них готовят на отделениях "Образование для безпризорных" нескольких педагогических институтов, после обучения экзамены подростки сдают в реальных школах. Здесь заграница нам не указ.
Обнародовать цифры, значит - повергнуть население в шок.
Кому понравится, что во внешне благополучной стране столько никому не нужных детей! Если заявить о них, значит придется приступить к решению этой давно назревшей проблемы, на которую нет ни денег, ни желания. И второе здесь главней. Потому как деньги всегда можно найти.
Конечно, можно вытащить детей из подвалов, отмыть в приюте и отправить назад в семью.
Или, если семейство совсем не вменяемое, перевести в детский дом или дом ребенка. Куда как легче, чем бороться с экономическим кризисом, бедностью, безработицей, разрушением семейных устоев, криминализацией общества, проституцией, наркоторговлей, педофилией, нелегальной миграцией. Но ведь потом ребенок все равно снова сбежит от горе-родителей.
Или по выходе из детского дома в 17 лет опять окажется на улице. Потому как возвращаться в отчий дом нет никакого желания. Чаще всего и дома-то этого нет. Предоставить ребенку положенное по закону жилье государство не в состоянии.
Вот и оказывается взрослый ребенок на улице, один на один с ее порядками и законами. А там и до колонии недалеко. Или до различных неформальных организаций, принимающих в свои ряды "бунтующих" подростков.
Я ни в коем случае не умаляю работу инспекторов по делам несовершеннолетних. Именно они вытаскивают замызганных детишек отовсюду и привозят в приюты. Кто, как не они, ходит в рейды по неблагополучным семьям и буквально спасает оголодавших детей от рук обезумевших от беспробудного пьянства мамаш и папаш. Но их — инспекторов — крайне мало. И на каждого приходится огромная стопа нескончаемых отчетов.
Есть еще волонтеры-студенты из многочисленных общественных организаций. Доказано, что сверстники проще находят общий язык с бездомными детьми. Но студенческие программы борьбы с беспризорностью рискуют остаться в прошлом. Практика показывает, чтобы волонтеры работали постоянно, нужен хотя бы один оплачиваемый сотрудник, который будет этих людей обзванивать и собирать. Но денег на это нет...
Написала - и задумалась: проще простого винить во всем государство, но готова ли я сама чем-то помочь этим детям? Возиться с ними, учить, дарить им чуточку своей души? Или принять в свою семью? Скорей всего, нет. Для этого придется свернуть со своей проторенной колеи. Изменить все и вся вокруг себя. А главное — себя изменить. Нет, не готова я к этому. Не смогу сделать то, что оказалось по силам моей сестре.
Она смогла взять из детского дома маленькую девочку, которая из прошлой жизни помнит только вечно пьяную мать и изнуряющий голод..
Тамара ГАШИМОВА
Источник: Газета "Коммуна", N 80 (25708), 31.05.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012