20.05.11
Дорогой наш человек
Земляки || За 95 лет своей жизни она не утратила оптимистического восприятия действительности
Несмотря на ветер и дождь, Клавдия Васильевна Белозерцева встретила меня на крылечке своего дома, покрашенного в веселый розовый цвет. Нет, она нисколько не сетует на жизнь, просто само как-то вырвалось, выплеснулось:
- Все хорошо, только дышать все труднее становится. Одышка лишь на улице уменьшается. По теплу, попрошу дочек, чтобы они вынесли мою кровать в сад. Здесь, может, и почивать буду.
Этот сад Клавдия Васильевна посадила много лет назад своими руками.
- Люблю я землю, - отзывается она на мои мысли. – Трудилась бы, да силы нет. В церковь и то не доберусь, а ведь раньше исправно ходила.
…Да, учительница всегда остается собой - чуткой, светлой и ни в коем случае не бывшей. Вот я и робею слегка, хотя моя собеседница ушла на пенсию еще в далеких семидесятых. А учить детей она начала аж в 1934 году! Трудно представить, но это так.
Вся жизнь этой незаурядной женщины - пример подвижнического служения школе. На ее пути вставали голод, война, разруха, но она выстояла, подтвердив высокое звание Учителя - «инженера человеческих душ».
Такой Клавдия Васильевна Белозерцева приехала в Павловск в пятидесятые годы
Родилась она 20 мая 1916 года в селе Островки Аннинского района Воронежской области. Отец, Василий Иванович, был фельдшером; мама, Евдокия Петровна - простой крестьянкой.
- Она была очень скромной, ласковой и умной, - вспоминает Клавдия Васильевна. - Односельчане часто просили ее присмотреть за ребятишками. С какой материнской нежностью она относилась к детям!
В Анне, куда повзрослевшая Клавдия была направлена на учебу в агропедтехникум, она познакомилась со Степаном Морозовым. Высокий, статный, он красиво ухаживал за девушкой. А задорная выдумщица Клава сама шила себе платья - чтобы соответствовать тогдашней моде и еще более вскружить голову приглянувшемуся парню. Но судьба распорядилась по-своему: они были направлены в разные села.
Клавдия оказалась в Алексеевке Садовского района. Обстановка была крайне непривычная: в селе жили одни хохлы. На первом уроке русского языка молодая учительница увидела не детвору, а юношей и девушек примерно одинакового с ней возраста.
Собравшись с духом, Клавдия решилась пойти на маленькую хитрость и попросила ребят описать любимый уголок родного села. Так они познакомились, а впоследствии и подружились.
А со Степаном, работавшим по партийной линии, они все-таки встретились в Анне, куда Клавдия Васильевна переехала на новое место работы. Молодые люди решили больше никогда не расставаться и поженились.
Война грянула, едва только Белозерцева после окончания Воронежского учительского института вернулась в свое село. За четыре военных года она освоила почти все сельские профессии. И, конечно же, продолжала учить детей русскому языку и литературе.
Но все плохое когда-нибудь заканчивается. С фронта вернулся муж - тяжело раненный, но, главное, живой! А вскоре отпраздновали Победу!
В Воронеж Степана Морозова перевели в 1953 году. Клавдия Васильевна начала работать в 28-й мужской школе. А через четыре года последовало новое назначение.
- Куда теперь? - поинтересовались коллеги.
- В какой-то Павловск... - растерянно сказала Клавдия Васильевна.
- Не повезло тебе, подруга! Там у всех ноги кривые!
- Почему?!
- Не знаешь, что ли? Песка там по колено.
В ужасе Белозерцева въезжала в Павловск и в первую очередь бросала взгляд на ноги павловчан. Теперь, конечно, тот анекдотический случай вспоминается с улыбкой, а тогда... Боязно было - ведь совсем незнакомый город, чужие люди....
Клавдия Васильевна устроилась в школу N1 - в то время единственную на весь город.
Она была высокая, стройная, с аккуратно уложенными косами. А глаза лучились такой теплотой, что ослушаться ее было просто невозможно. Такой Белозерцева запомнилась ученикам и коллегам. Они и теперь перезваниваются, а иногда и встречаются. Вот и учительница математики Антонина Филипповна Горбунова, проработавшая бок о бок с Белозерцевой более пятнадцати лет, отмечает ее удивительно сердечное, материнское отношение к каждому ученику - и в то же время непререкаемый авторитет.
В свое время Клавдия Белозерцева много сил отдала театру. На школьной сцене она поставила "Свои люди - сочтемся" А.Н.Островского и "Женитьбу" Н.В.Гоголя и, кроме того, организовала множество музыкальных вечеров и композиций, посвященных Великой Отечественной. Ее помощницей была Евгения Белецкая - внучатая племянница знаменитого фольклориста Митрофана Ефимовича Пятницкого.
Листаю пожелтевшие страницы, перебираю ломкие от времени фотографии, слушаю бесценные воспоминания. Но, как ни жаль, пришла пора прощаться.
- Как жить хочется! - наедине призналась мне Клавдия Васильевна. - Мне очень много лет, но все равно я хочу жить - для моих любимых дочек, внуков, правнуков. Я знаю, что нужна им!
И мне до слез вдруг захотелось обнять эту старенькую учительницу, словно она не чужой, почти незнакомый герой рассказа, а родной человек...
Сергей ЛУЦЕНКО, г.Павловск
Источник: "Коммуна", N 74 (25702),20.05.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012