12.05.11
Как дойти до нормы
Образовательные учреждения страны снова в ожидании перемен. Теперь санитарных
Обычная воронежская городская школа. В классах – по 25-30 человек, занятия идут в две смены. На переменах - очередь старшеклассников в буфет, и галдящая малышня - в столовой. Спортзал перегружен, в центре спортивной площадки - то лужи, то пыль. По периметру — тополя и березы, по углам — незамысловатые металлические конструкции: турники, лабиринты, полоса препятствий. Машины родителей перед входом: утром, в обед и вечером...
С первого сентября 2011 года условия и организация обучения наших чад в школах должны измениться до неузнаваемости. А помогут им в этом новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденные главным санитарным врачом страны. В них учтено все: от требований к размещению здания до режима образовательного процесса и медицинского обслуживания.
Действовать они будут во всех школах без исключения: старых и недавно построенных, независимо от их формы собственности. Ими должны руководствоваться при строительстве новых и реконструкции морально и материально устаревших зданий.
Итак, теперь строить школьные здания можно только на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от городских улиц, межквартальных проездов на расстоянии, обеспечивающем уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха требованиям санитарных правил и нормативов.
Пешеходная доступность должна быть не больше половины километра в городе, в селе — для учеников начальной школы — не больше двух, всех остальных — не больше четырех километров.
При доставке учеников школьным автобусом время в пути не должно превышать полчаса в одну сторону. Для ребят, которые живут дальше и едут дольше, рекомендовано проживание в интернате при школе. Через территорию общеобразовательных учреждений не должны проходить магистральные инженерные коммуникации.
Школьная территория должна быть огорожена забором и озеленена не меньше чем на половину, исключение сделали лишь для районов Крайнего Севера. Должны быть выделены зоны отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Если в школе есть детсадовские группы, то и площадка для игр во дворе требуется отдельная. При организации учебно-опытной зоны другие ужимать нельзя.
Спортивную площадку рекомендуют обустраивать напротив спортзала. Чтобы не затапливало в будущем новые спортплощадки и беговые дорожки, надо устроить дренажную систему. Если нет своего стадиона или площадки, можно проводить уроки физкультуры на близлежащих. В зданиях, построенных по старым проектам, придется оборудовать спортзалы раздевалками, снарядными, душевыми и туалетами. А в новых проектах будут предусмотрены еще и санитарные комнаты.
Актовые залы в новых школах должны быть с артистическими уборными, кинопроекционными комнатами, с помещениями для хранения костюмов и музыкальных инструментов. Библиотеки из крошечных кабинетов планируется переселить в просторные залы. Отныне они из книжного склада превратятся в справочно-информационные центры с компьютерами и электронными базами данных.
Кабинеты, коридоры, залы в новых строениях станут просторнее и выше. На каждого ученика в классе должно приходиться не меньше двух с половиной квадратных метров, минимальная высота помещений не может быть ниже 3,6 метра. Кабинеты, которые необходимы школе для вне урочной деятельности, должны строго соответствовать нормативам, принятым в системе дополнительного образования.
Теперь о медицинском обслуживании. В ныне действующих школах кабинет врача и процедурная комната должны находиться в одном блоке и только на первом этаже. Оба помещения - не меньше 14 квадратных метров. Ученики сельских школ могут обслуживаться медиками фельдшерско-акушерского пункта или амбулатории. В проекте новой школы необходимо найти место комнате для хранения уборочного инвентаря и туалету.
Кстати, туалетов в школах должно стать больше. Новые требования предусматривают по одному унитазу и умывальнику на 20 и 30 девочек, соответственно, по одному унитазу, писсуару и умывальнику на 30 мальчиков. Для персонала выделяется отдельный санузел из расчета один унитаз на 20 человек. Все унитазы должны быть с сиденьями. Правда, здесь, как и в некоторых других пунктах, есть поблажки. Разработчики решили, что в ранее построенных зданиях количество сантехники может равняться проектному.
Читаю дальше. Начальные классы советуют размещать в отдельном блоке, желательно - с выходом на участок. Для первоклашек, остающихся на продленку, должны быть оборудованы спальни - отдельные для мальчиков и девочек с обычными, а не двухъярусными кроватями. Первый урок не может начинаться раньше восьми утра. Занятия - лишь пятидневка, без оценок и домашних заданий. Эти положения СанПинами оговорены особо. Как и то, что в классе может быть не больше 25 человек.
Школы станут работать только в одну смену. А тем, у кого нет пока такой возможности, правила разъясняют, что во вторую смену могут учиться только 2-й, 3-й, 4-й, 6-й, 7-й, 8-й и 10-й классы. Оговаривается предельно допустимая нагрузка учеников. Например, для 10-11-х классов может быть не более 37 часов при пятидневке, и профильное обучение не должно приводить к ее росту. Вот так: ни больше ни меньше.
У меня как человека, далекого от педагогической и хозяйственной жизни школ, возникли некоторые вопросы.
Если в классах должно быть не больше 25 человек, значит ли это, что учителя лишатся мизерной, но все-таки имеющейся надбавки к зарплате за каждого ученика выше нормы?
Справедливы ли поблажки для старых школьных зданий относительно спортзалов, санузлов и прочего? Понятно, что перестраивать здания, которым по 30-50, а то и сто лет, нецелесообразно. Но ученики школ-новостроек оказываются в неравном положении перед своими сверстниками, обучающимися во всех остальных.
Не получится ли так, что родители всеми правдами и неправдами будут стараться пристроить своих чад в новенькие, построенные по новым правилам школы и по возможности игнорировать другие, где нет душевой в спортзале и отдельного отсека для «началки»?
- Эти правила не на год или два, последние нормы были приняты в 2002 году, а некоторые не менялись еще с 1975 года, - комментирует новые правила руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Мосолов. - Например, как запрет на проведение сдвоенных уроков, хотя они практикуются во многих школах. Новые правила более подробно и досконально прописывают требования к организации учебного процесса, хотя мы прекрасно понимаем, что некоторые невыполнимы, особенно для зданий старой постройки. Тем не менее школы закрываться не будут. Что касается самых обсуждаемых требований, то в первом классе давно не ставят оценки. Вес портфеля можно регулировать грамотным составлением учебного плана и выпуском легких учебников.
Чтобы дети не сидели за уроками до полуночи, педагог должен контролировать объем домашнего задания. Физический труд школьников и раньше был запрещен. Третий урок физкультуры у нас вводится поэтапно. Загруженность спортзалов или их отсутствие - не причина для снижения двигательной активности ребят, выход при желании можно найти.
Хорошо, что предусмотрено поэтапное решение существующих проблем. В течение пяти - десяти лет мы должны максимально привести школьные здания в соответствие с нормами. Но это не значит, что в каждом из них сможем выделить помещение для сна первоклассников. Так же, как перенести спортивный зал с четвертого этажа на первый, этого не позволят конструктивные особенности зданий.
Что касается медицинского обслуживания, проблема в том, что даже в лицензированных медкабинетах наблюдается дефицит кадров из-за низкой зарплаты. Мы большую надежду возлагаем на "кабинеты здоровья" — стационарные и мобильные. Тогда школьный врач, который сейчас больше занят профилактическими прививками и оперативной помощью, будет работать на профилактику.
Теперь о подвозе учеников к школам. Эту норму сложно будет выполнить, сейчас главное - доставлять детей из одного села в другое. Хотя есть села, где после реорганизации закрыли несколько школ, оставив одну. Туда детей свозят со всего села, потому что им приходится далеко добираться. Есть примеры, когда один автобус, не выезжая за пределы поселения, проходит до 200 километров. Наша область больше всех получила средств из федерального бюджета на закупку школьного транспорта, благодаря чему приобрели 85 автобусов. Заменили 19 машин, которые выработали свой ресурс.
По поводу источников финансирования Олег Мосолов напомнил, что его ведомство участвует в различных федеральных программах, но, тем не менее, важной составляющей является муниципальный бюджет. Именно на нем лежит содержание школьных зданий.
Контролировать выполнение новых правил будут органы Роспотребнадзора напрямую, для этого есть установленные процедуры. Они также будут проводить контрольные оперативные мероприятия. Общественный контроль лежит на родителях.
Школа в селе Рудкино Хохольского района. Как ей и другим скромным сельским школам
вписаться в новые нормы? Фото Михаила Вязового.
Что ожидают от нововведений руководители районных отделов образования, директора школ, узнать не удалось. Из четырнадцати человек, к которым я обращалась с этим вопросом, ни один не согласился увидеть свое мнение, напечатанным на страницах газеты.
Автор: Тамара Гашимова
Источник: "Коммуна", N 69 (25697), 12.05.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012