 |
07.05.11
"Все мы были бойцами"
Великая Победа в лицах | Тимофей Яковлевич Алейников за свою долгую жизнь ни разу не пожалел, что стал военным летчиком
С Тимофеем Яковлевичем Алейниковым я познакомился на грустном мероприятии. В ноябре 2008 года ушел из жизни мой давний товарищ Филипп Васильевич Чижиков – Герой Советского Союза, полковник в отставке. Как водится, после похорон собрались на поминальный обед. За столом напротив меня сидел седовласый мужчина с орденской планкой на костюме. Познакомились, разговорились. Выяснилось, что Тимофей Яковлевич воевал, был летчиком и в феврале 1945 года, со своим ведомым на истребителях Як-3, прикрывал траурный кортеж с телом легендарного командующего 3-м Белорусским фронтом генерала армии И.Д. Черняховского.
Встреча с внуком Черняховского
В прошлом году, в дни празднования 65-й годовщины Великой Победы, съездили мы с ним в Москву. Тимофей Яковлевич пожелал встретиться с однополчанами, а я надеялся найти родственников генерала Черняховского. Удача не отвернулась от меня. Мне удалось разыскать Ивана Олеговича Черняховского - родного внука полководца. Он окончил институт международных отношений и работает в одной из компаний. Женат, имеет двух сыновей. Это уже правнуки прославленного полководца. Иван Олегович был приятно удивлен, узнав, что Тимофей Яковлевич имеет самое, что ни на есть прямое отношение к событиям, связанным с гибелью деда. 18 февраля 1945 года генерал армии Черняховский объезжал на легковой машине расположение войск на передовой. На окраине города Мельзак в Восточной Пруссии взорвался случайный снаряд. Осколок пробил заднюю стенку машины и пронзил верхнюю часть спины генерала. Адъютант перевязал командующего, пытаясь остановить кровь, но спасти его не удалось - осколок перебил сосуды, идущие к сердцу. Похороны генерала армии И.Д.Черняховского состоялись 20 февраля в Вильнюсе на центральной площади. Из военного госпиталя гроб с телом Черняховского везли на открытой грузовой машине. За автомашиной следовали сопровождающие ее два танка Т-34, а в воздухе их прикрывали два истребителя Як-3. Командир 86-го истребительного полка для прикрытия с воздуха назначил лучшего летчика полка Алейникова, а ведомым - его друга Василия Канищева. Тимофей Яковлевич вспоминал: - Делая прощальный круг над центральной площадью города, я увидел ее заполненную множеством людей, собравшихся вокруг автомашины с погибшим командующим. Проходя на низкой высоте, из кабины своего Яка четко рассмотрел красный гроб с генералом в кузове автомашины. Я тогда подумал о том, как рано ушел из жизни талантливый и самый молодой командующий фронтом. Был так взволнован, что даже не сразу ответил наземной станции, поблагодарившей за хорошую работу. Лишь собравшись с мыслью, сказал: «Вас понял, возвращаюсь на свою точку». Немного помолчав, Тимофей Яковлевич дополнил: - Это единственный случай за 26 лет моей летной службы, когда у меня непроизвольно по щекам потекли слезы.
Тимофей Алейников и Иван ОлЧерняховский.
Через 56 лет после распада СССР новая власть Литвы решила выдворить прах генерала, переименовать площадь, демонтировать надгробие. Памятник Черняховскому перевезли в Воронеж, а останки прославленного полководца были перевезены из Вильнюса и перезахоронены в Москве на Новодевичьем кладбище.
"А хоронить нас рановато"
У Алейникова богатая фронтовая биография. Когда я ему сказал, что книгу о нем запросто можно писать, он лишь улыбнулся: "Все мы были солдатами на той страшной войне. И каждый из нас просто делал свою работу. Меня научили летать, и я летал, сбивал фрицев. И они меня, но только раз". Это был двенадцатый боевой вылет. Сентябрь 1943 года. В составе звена Тимофей Яковлевич на Як-9Т атаковал группу немецких бомбардировщиков и сбил фашистский Ю-88. Но и сам не сумел увернуться от пулеметной очереди. Машина, объятая пламенем, стремительно падала. Раненный в правую руку, с ожогами лица, пилот с трудом выбрался из кабины самолета. Однако, покинув кабину, Алейников получил скользящий удар по голове хвостовым оперением своего Яка. От удара летчик на некоторое время потерял сознание, но при падении машинально дернул кольцо парашюта. При резком раскрытии купола с его ног слетели кирзовые сапоги. Командир звена летчик Манулин долго наблюдал за горящим падающим самолетом. Но так и не увидел, как его ведомый покидает самолет. Приземлившись на аэродроме, Манулин доложил командованию полка, что Алейников, "завалив" немецкий Ю-88, сам тоже был сбит и погиб. …Алейников, придя в сознание, услышал незнакомую речь. Открыв глаза, он увидел стоящих вокруг него немецких солдат. Карманы его гимнастерки были расстегнуты и пусты, ремня и пистолета тоже не было. Так Тимофей Алейников оказался в немецком плену. Его привезли в Смоленск, где поместили в госпиталь для советских военнопленных. С середины сентября 1943 года советские войска начали успешное наступление, и фронт стал стремительно приближаться к Смоленску. Тимофей Алейников с друзьями по несчастью решил бежать из лагеря. В ночь с 22 на 23 сентября, перерезав проволочные ограждения, группа военнопленных из девяти человек совершила побег из фашистского плена. Сперва беглецы укрывались в овраге, а потом они нашли убежище в канализационной камере, где просидели двое суток, спрятавшись от гитлеровцев и обстрелов советской артиллерии. На их счастье, наши войска к утру 25 сентября 1943 года очистили Смоленск от фашистов. Ранним утром девять летчиков-беглецов, выбравшись из подземелья, пришли в тот же госпиталь, из которого они совершили побег. Здесь они и встретили советских солдат. После тщательной проверки сотрудниками контрразведки летчиков отправили на долечивание в подмосковный госпиталь на станции Расторгуево. После госпиталя Алейников прибыл в свой родной гвардейский авиаполк, который к тому времени базировался под городом Витебск, где он родился, откуда после окончания аэроклуба отправился в Одесскую военную авиационную школу пилотов имени Полины Осипенко. Когда Алейников был сбит и не вернулся из боя, то из авиаполка на него послали похоронку, но не в город Витебск, оккупированный немцами, а в Центральный архив Министерства обороны. Лишь в начале лета похоронка на Тимофея Яковлевича пришла в Витебский горвоенкомат. К тому времени его мама - Мария Сергеевна - получила от сына письмо, в котором он сообщил, что после лечения в госпитале вновь летает, продолжая бить врага. Когда в военкомате матери показали похоронку на сына, то она ее не взяла, сказав, что сын ее, к счастью, жив и в настоящее время вновь на фронте. Тимофей Яковлевич за годы Великой Отечественной войны совершил 162 боевых вылета, в воздушных боях сбил 9 вражеских самолетов. Отважный летчик награжден тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды и многими медалями СССР. После окончания войны летчик-истребитель Алейников еще долгое время служил в авиации. За свои 26 лет календарной службы, он 10 лет отдал военно-морской авиации. В заполярном Североморске летал на многих типах самолетов. В 1965 году Тимофей Яковлевич переехал в Воронеж. С воронежским краем он знаком давно. Еще в августе 1946 года фронтовик получал новенькие Як-3 в Борисоглебске. Как это нередко бывает, будучи в Воронеже по служебным делам, познакомился с будущей женой. Алейников более 20 лет трудился в должности диспетчера службы движения в аэропорту Воронежа, где он и поныне (уже более 25 лет) является председателем совета ветеранов коллектива. Тимофей Яковлевич, несмотря на свои 87, старается не унывать, держать высоту. Он любит музыку, хорошую песню и сам является автором многих поэтических строк, объединенных одной темой, - темой незабываемых военных лет. В одном из его стихотворений есть и такие строки: В бою воздушном только раз меня сбивали, Но сотни раз горел потом во сне... И должен вам, друзья, признаться честно, Как тяжело, как страшно бывало на войне.
Виктор АБРАМОВ
Источник: "Коммуна", N 67 (25695),07.05.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|