 |
26.04.11
Выбор без сомнений
Встреча | Такие разные ипостаси актера театра драмы
Завтра в одной из студий Первого телеканала намечается запись программы «Лучшие песни советского кино». Автор передачи – Эльдар Рязанов. Песен будет много, "их есть у Рязанова", а две из них написаны воронежским актером Юрием Лактионовым, Заслуженным артистом РФ. Он и сам появится на экране. И в числе прочего, будет принимать поздравления. Ибо именно в этот день, 27 апреля, прекрасному актеру, художнику, поэту, музыканту и просто замечательному человеку Юрию Лактионову исполнится ровно 70.
Наш "предъюбилейный" разговор с Юрием Александровичем закончился неожиданно - стихами. О чем бы вы думали? Это Маяковский когда-то с гордостью писал стихи о советском паспорте. Юрий Лактионов последнее стихотворение, горькое и едкое, посвятил, извините, ЖКХ. "Наболело и надоело…" предысловил Юрий Александрович: Безумные тарифы берутся с потолка, Прикинувшись дебилами, валяют дурака. Мы платим за жилище дороже днем за днем, Как будто не в Отрожке, а в Лондоне живем. Течет по ржавым трубам вонючая вода, Их закопали в землю раз и навсегда. Разрушилось хозяйство за двадцать с лишним лет, Жлобы качают деньги, а на ремонт их нет... На улицах грязища, облезлые дома. Да, ЖКХ в России cтрашнее, чем чума... Не то, чтобы Юрий Александрович увлекался стихами "на злобу дня". "Наболело" - это весьма серьезная причина для того, чтобы интеллигентнейший человек стал писать колючие стихи. А между тем, его романсы и прекрасные песни звучат в нескольких фильмах - последним был "Виват, Анна!" режиссера Светланы Дружининой. Песни Юрия Лактионова и в рязановской "Карнавальной ночи-2", а сам он исполнил роль талантливого, но неудачливого слесаря Дяди Юры, который когда-то учился в консерватории, да жизнь не заладилась... Дядя Юра пишет замечательные песни - они-то и звучат в картине. В конце фильма грустный бородач с гитарой все-таки окажется на сцене. Вообще, знакомство Юрия Александровича и Эльдара Александровича - история давняя. Началась в 1963 году на съемках фильма "Дайте жалобную книгу", продолжается и по сей день. Одна из последних киноролей Лактионова была в фильме Рязанова "Андерсен. Жизнь без любви". Несмотря на давнюю дружбу с Рязановым, первая большая работа в кино Юрия Лактионова связана с иной сферой. В 1964 году он стал художником-постановщиком фильма Вадима Дербенева "Рыцарь мечты". - Учась в ГИТИСе, я начал рисовать пастелью, - рассказывает Юрий Лактионов. - Эти рисунки увидел Дербенев и пригласил поработать художником в картине, посвященной Александру Грину. Я недоумевал: "Меня, студента, Дербенев приглашает художником?!" В это время Вадим закончил "Последний месяц осени" - картину, которая получила шесть международных премий, в том числе и за режиссуру и за лучшие актерские работы. Конечно, согласился. Фильм "Рыцарь мечты" - это карнавалы, бригантины, пиратские корабли и прочая романтика. Работать было безумно интересно и настолько же трудно! И на этом работа с Дербеневым не закончилась - впереди еще был фильм "Черный коридор" и участие в других, уже в качестве актера. - Чем интересна для вас работа художника-постановщика? - Мне хотелось не только играть, но и самому ставить и оформлять... Это все единый процесс. Режиссер ты, актер или художник - не важно; ты полностью "живешь" в произведении. Факты таковы - Юрий Лактионов был художником-постановщиком трех фильмов и 70 спектаклей. Поставил 13 спектаклей, уже в качестве режиссера. Написал несколько десятков песен для театра и кино. У него нет музыкального образования, но налицо все мыслимые театральные таланты. - Когда-то для спектакля "Уроки музыки" нужно было играть на баяне и петь, - вспоминает актер. - Я быстренько разучил "Буду долго гнать велосипед". Потом Анатолий Васильевич Иванов начал ставить пьесу "Пришел мужчина к женщине", где я должен был играть на гитаре. "Так я же не умею...", - говорю я ему. - "Ничего, научишься". После той истории с баяном он был уверен, что я могу сыграть на чем угодно, хоть на виолончели. И первый спектакль я не столько играл, сколько водил по струнам. И "романтически" пел... Заблудилось где-то лето, Затерялась где-то осень, Заплутала белая зима. В волосах как иней проседь, От меня тебя уносит Жизни суетливой кутерьма... ...и по струнам так красиво - брынн-нь... Потом усвоил шесть аккордов и стал писать песни. Спектакль "Пришел мужчина к женщине" мы играли семнадцать лет. И каждый раз я пел новую песню... И вообще, то, что я владею гитарой - это я просто обманываю бедных зрителей (улыбается). Как-то на концерте у Рязанова я два с половиной часа пел свои песни, а он подливал масла в огонь: спой эту песню, ту песню... - Юрий Александрович, однажды вы рассказывали, что в детстве занимались всем, от авиамоделирования до зоологии, и только изостудию обошли. Театр тогда же начался в вашей жизни? - Даже чуть раньше. Когда учился в первом классе, наши педагоги в школе умудрились поставить с нами отрывок из "Молодой гвардии". Я играл Кошевого! Это в первом-то классе! И как-то мне это дело понравилось. А однажды на уроке пения меня вызвали петь "Во поле березка стояла". У меня был неплохой для мальчишки певческий голос. Я запел - и вдруг вижу, как из классов начинают выбегать изумленные ребята: "Кто это поет?!" Я удивился, что смог привлечь своей персоной столько внимания, и мне это понравилось. Потом, когда был постарше, в нашем Краснодаре появился телевизионный театр, куда пригласили молодежь. По тем временам это было большое новаторство. Плюс у моего друга в театре работала тетя, и мы знали весь репертуар наизусть. Поэтому у меня никогда не было сомнений в выборе профессии. - Всего в вашей творческой биографии - сорок шесть ролей, из них сорок - на сцене Воронежского театра драмы имени А.В.Кольцова. - Постоянная занятость моя в качестве художника частенько мешала получать значительные роли, но они все же были! Мне очень дороги многие роли, которые были созданы с Анатолием Васильевичем Ивановым. Например, Фирс в "Вишневом саде", Лыняев в пьесе "Волки и овцы". Мне близко то направление, которого придерживался Анатолий Иванов - это психологический театр с точной проработкой характеров. Это было правдиво, происходило на глубинном уровне, а не на уровне эффектов. Каким потрясающим спектаклем был "Прости меня, мой ангел белоснежный"! Чудо! Но, к сожалению, местная критика недооценивала прекрасные работы Анатолия Иванова.... - А как вы относитесь к театральным экспериментам, к новаторским тенденциям, которые столь модны сейчас? - Обеими руками за новаторство! Но, боюсь, многие эксперименты сейчас лишены смысла. Знаменитый "Вишневый сад" Някрошюса привозили в Воронеж. На мой взгляд - это ужасно... Раневскую выносили как покойницу, Фирс давил тараканов ногами, какие-то заячьи уши у всех - и при этом скукотища невероятная... Этот спектакль - из серии про голого короля. Если это кому-то нравится, то эти люди просто боятся промахнуться мимо моды. Это измышления в духе "ща такое отмочу!" Зачем же уродовать великих своими амбициями? Я видел эксперименты другого рода. Годы моей учебы - это время расцвета "Современника", глубокие постановки с изумительной режиссурой и актерскими работами. Отличный современный театр я видел в Чехословакии. Я вам опишу один очень тонкий момент в спектакле "Одиссей", подобного я не видел никогда. Женихи Пенелопы соревнуются в стрельбе из лука. Выходит Одиссей и через всю сцену пускает стрелы точно в центр! Все десять! Представляете, что должен в этот момент ощутить зритель?! Стопроцентную веру в то, что происходит на сцене! Но каково же мастерство актера...
Татьяна ЮРИНА
Поздравляем Юрия Лактионова с завтрашним юбилеем. Желаем ему успехов в служении своим разножанровым Музам.
Источник: "Коммуна", N 61 (25689), 26.04.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|