22.03.11
"Ретро" против одиночества
Театр | Актерам удалось вдохнуть жизнь в старую пьесу
Творческий центр «Антреприза» Воронежского Дома актера создавался в свое время как площадка для тех, кто был мало занят в родных театрах, а творческий потенциал настоятельно требовал выхода. То есть, площадка предназначалась больше для актерских, чем для режиссерских поисков. И название "Антреприза" вполне отвечает подобному положению вещей.
Другое дело, что не всегда актерские праздники были таковыми и для зрителей. Но последняя премьера – пьеса Александра Галина "Ретро" в постановке Заслуженного работника культуры РФ Владимира Разуваева - стала именно таким праздником.
Сцена из спектакля "Ретро"
Пьеса "Ретро" широко шла по стране в 70-е годы. Автор ее, по первой профессии актер, прекрасно знает законы сцены и умело выписывает своих персонажей. А то, что в пьесе одна мужская и три женские роли для артистов пожилого возраста, увеличивало ее ценность в десятки раз! Многим воронежцам памятен спектакль академического театра драмы имени А.В.Кольцова по этой пьесе "Папа, давайте мы вас женим" с Заслуженным артистом РСФСР Борисом Крачковским в главной роли - бенефис большого мастера.
Пьеса, безусловно, несет отпечаток своего времени, но главное в ней неизменно: как избежать одиночества старости?
У героя спектакля - Николая Михайловича (Заслуженный артист РФ Валерий Блинов) - умерла жена, и дочь Людмила (Заслуженная артистка РФ Ольга Рыбникова) перевозит его из Курска в Москву, в богатую квартиру, где старик тоскует и томится, да и отношения с зятем Леонидом (Сергей Смирнов) как-то не складываются. Сколько зрителей могли бы сказать о себе то же самое! Узнаваемость персонажей и ситуаций - одна из составляющих успеха спектакля.
Но настоящее актерское пиршество начинается тогда, когда в доме одна за другой появляются кандидатки в невесты, заботливо подобранные Леонидом.
Режиссер очень точно выбрал актрис, конечно, по типажному принципу. Медсестра психиатрической клиники Нина Ивановна (Ирина Кулешова), практичная, земная, немногословная, надежная - у любого из нас есть такая знакомая или родственница. Балерина на пенсии Роза Александровна (феерическая работа Заслуженной артистки Украины Татьяны Сезоненко) - изящество, воздушность, легкость и в мыслях, и в поступках - этакая стрекоза по сравнению с муравьем-медсестрой. И, наконец, Диана Владимировна (Ольга Грецова) - тип непрактичной интеллигентки, материальные условия жизни которой очень тяжелы, но зато душевные порывы, доброта и сострадание даны ей в избытке.
Все три актрисы очень тщательны в отборе деталей.
Тяжелая походка, сварливые интонации, неожиданная отзывчивость в предложении прописать Николая Михайловича - это Нина Ивановна. Голубой парик, шляпка с полями, зонтик, кокетливое прикуривание, игривые взрывы смеха - и вдруг проступающая тоска: "А я вам совсем не понравилась?" - Роза Александровна. Скромный костюмчик, учительские интонации, немного смешные старомодные манеры и - обжигающее сострадание матери за своего честного, не умеющего зарабатывать деньги (в смысле воровать) сына, ее боль за внуков, которым она бы по капле отдала всю себя - Диана Владимировна. Ей, может быть, меньше всех нужен муж - все-таки она не одинока, как остальные. А вот общение с людьми своего возраста очень бы не помешало.
Каков же герой этих матримониальных притязаний?
Николай Михайлович в исполнении Валерия Блинова - самый обычный, как раньше говорили, "простой советский человек", трудяга, не лишенный, однако, поэтической жилки - он всю жизнь провел на крышах, работая кровельщиком, был заядлым голубятником, и в доме дочери не нахлебник - моет, убирает, готовит обеды. Достаточно крепок, несмотря на свои 70 лет. Словом, жених хоть куда, хотя поначалу план зятя с негодованием отвергает.
А почему? Вот здесь-то и сказывается отпечаток времени, те самые 70-е. Советские люди, априори, должны были быть бескорыстны, по крайней мере, в представлении чиновников от культуры. И по меркам того времени, зять Леонид, забросивший свой диплом историка ради прибыльной работы в мебельном магазине, - персонаж отрицательный. Следовательно, его стремление избавиться от тестя достойно только осуждения.
Но в наши дни, когда стариков родные дети выбрасывают на улицу, сдают в дома престарелых, а то и убивают, Леонид с Людмилой выглядят просто ангелами. Людмила очень переживает за отца, а Леонид, любя жену, ищет достойный выход.
И в самом деле, что плохого он предлагает? Соединить два одиночества, чтобы было не так страшно доживать. И он старается, отыскивает не одну невесту, а целых три, предоставляя старику сделать выбор. Но Николай Михайлович воспринимает это как посягательство на его свободу.
Нестандартность сценического хода состоит в том, что план Леонида все-таки срабатывает. Угрюмая нелюдимость старика сломлена. Финал остается открытым: дело не в том, женится ли Николай Михайлович, а в том, что он теперь не одинок.
Жаль, что режиссер, отдав все внимание старикам, совершенно не определился с образами Людмилы и Леонида. Их отношения с отцом выстроены плоско и прямолинейно. И то, что в конце старушки так дружно осуждают поведение Леонида, забывая, что именно ему они обязаны переменой в своей судьбе, выглядит очень уж по-советски. Здесь надо было подумать, поискать более современный поворот.
Но зрителей наивность сюжета умиляет. Справедливость торжествует, а это главное. И еще - зритель очень любит хорошую актерскую игру, основанную на подробном психологическом проживании. Вот секрет успеха спектакля, как ни банально это звучит.
Автор: Людмила Романова, театровед
Источник: "Коммуна", N41 (25669), 22.03.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012