01.03.11
Испытания огнем
Космические технологии | Успешный старт ракеты с новым двигателем КБХА
26 февраля с российского космодрома в Плесецке в 6 часов 7 минут 15 секунд стартовала ракета-носитель «Союз-2-1Б» с космическим аппаратом нового поколения "Глонасс-К".
Ракета-носитель "Союз-2-1Б" на старте. Плесецк. 24 февраля 2011 года.
Новый ракетный двигатель РД0124 (разработки и производства Воронежского конструкторского бюро химавтоматики в составе третьей ступени ракеты) обеспечил вывод стратегически важного спутника на орбиту Земли.
Это уже четвертый успешный запуск ракеты "Союз-2-1Б" с новым двигателем воронежских разработчиков. Первые три пуска состоялись в 2006, 2008, 2009 годах. Тогда они обеспечили вывод на орбиту дорогостоящего европейского спутника "Corot", а также российских космических аппаратов гражданского и военного назначения.
На этот раз ракета-носитель "Союз-2-1Б" выполнила не менее важную государственную задачу: в космос был выведен российский спутник нового поколения "Глонасс –К", пополнивший отечественную систему глобальной навигации "Глонасс". Он стал первым аппаратом этой серии на орбите с увеличенным сроком активной эксплуатации в открытом космосе до 10 лет.
Новый спутник, благодаря негерметичной платформе, в полтора раза легче своих предшественников - аппаратов "Глонасс- М", и при этом дополнительно оснащен аппаратурой международной системы поиска и спасения "KOCПAC-SARSAT". Он будет способствовать повышению точности измерений российской навигационной системы и расширению ее возможностей.
В составе государственной комиссии, дающей разрешение на запуск ракеты, в томительные дни предстартовой подготовки, работал генеральный директор - генеральный конструктор Воронежского КБХА Владимир Рачук. Вернувшись с космодрома, он поделился впечатлениями.
- Для нас, воронежцев, значимость пуска заключалась в том, что наш новый ракетный двигатель РД-0124, находящийся в стадии окончательной сертификации, в четвертый раз проходил летные испытания в составе ракеты и должен был обеспечить успех столь важного для страны запуска. Только с его помощью можно было вывести на требуемую высокую орбиту космический аппарат "Глонасс-К".
Как известно, в конце 2010 года спутники на орбиту выведены не были. Запуск ракеты-носителя оказался неудачным. Были потеряны три навигационных спутника "Глонасс-М". По этой причине внимание к состоявшемуся пуску ракеты-носителя "Союз -2-1Б" было особенно высоким. Государственная комиссия предъявляла высочайшую требовательность при подготовке всех систем, особенно нашего двигателя. Провели обстоятельный анализ качества применяемых систем, подтвержденный заключениями отраслевых институтов.
Первоначально пуск ракеты планировался на раннее утро 24 февраля. Но буквально за час до старта автоматические системы обнаружили неполадку в системе управления ракетой и прервали подготовку к запуску. Причину неполадки искали в напряженном ритме, никто и не думал о сне.
Волнение объяснялось еще и тем, что впервые с Плесецка запускали аппарат серии Глонасс, и впервые он был модернизированным. Так что от пуска зависели его дальнейшие испытания в космосе и перспективы последующего создания спутников этой модификации._
Причину неполадки в системе управления ракетой обнаружили оперативно, после чего 25 февраля в сжатые сроки был проведен большой объем работ по ее устранению.
Около двух часов ночи 26 февраля государственная комиссия под руководством командующего Космическими войсками России Олега Остапенко приняла решение о проведении запуска. Вслед за этим началась заправка ракеты компонентами топлива. Рано утром ракета-носитель "Союз2-1Б" штатно стартовала с космодрома.
- Самой волнующей для меня и для всех специалистов КБХА, - продолжал Владимир Рачук, - стала пятая минута после старта. Именно тогда включился наш двигатель в составе третьей ступени. Еще примерно 270 секунд, пока он вытягивал разгонный блок "Фрегат" со спутником "Глонасс-К" на орбиту, мы в напряжении ждали.
В итоге спутник нового поколения был выведен в заданную точку на орбите Земли и принят на управление Космическими войсками России. Высокую точность вывода космического аппарата с разгонным блоком обеспечил наш двигатель РД-0124 - отклонение по одной из координат оказалось нулевым.
Запуск нового спутника уже вошел в историю. Он ознаменовал собой завершение летно-конструкторских испытаний нового двигателя РД-0123, созданного воронежскими специалистами.
Со стадии конструкторской разработки начинается его серийное производство. Для окончательной сертификации в КБХА сейчас проводится серия межведомственных испытаний.
По сути, это госэкзамен для нового двигателя. Уверен, что после четырех успешных полетов в составе ракеты наш РД-0124 его выдержит достойно.
Главный конструктор двигателя Виктор Горохов, также принимавший участие в запуске, рассказал об особенностях нового двигателя и перспективах его дальнейшего использования: "Благодаря двигателю РД-0124 ракета-носитель "Союз" в модификации 2-1Б увеличила грузоподъемность на тонну. Это в свою очередь позволяет запускать ее без снижения полезной нагрузки с космодрома в Плесецке, располагающемся севернее Байконура.
На сегодня двигатель РД-0124 по экономичности превосходит все кислородо-керосиновые ракетные двигатели в мире и становится первым новым двигателем, созданным в постсоветский период, полетевшим в составе российской ракеты.
В КБХА, помимо того, собирают очередные экземпляры нового ракетного двигателя для поставки головному разработчику ракеты "ЦСКБ-Прогресс" в Самаре и подготовки очередных пусков ракеты "Союз-2-1Б".
Именно она будет обеспечивать все последующие запуски аппаратов "Глонасс-К". Воронежский новый двигатель также будет использоваться в составе ракеты "Союз-СТ-Б", пуски которой планируют производить с зарубежного космодрома в Гвианском космическом центре. Кроме того, модификация двигателя РД-0124 найдет применение на новой ракете-носителе "Ангара". Первые запуски должны состояться через год-два.
2011 год на официальном уровне объявлен Годом российской космонавтики - в честь 50-летия полета первого космонавта планеты Юрия Гагарина. КБХА, создав в свое время двигатель РД-0109 для третьей ступени гагаринской ракеты "Восток", по праву считает этот праздник родным. Состоявшийся в субботу пуск и новые разработки показывают, что коллектив достойно продолжает дело по освоению космоса".
24 февраля, как раз в тот день, когда в Плесецке шла подготовка к пуску ракеты-носителя с помощью нового двигателя КБХА, корреспонденты "Коммуны" побывали на огневом испытании "старого" ракетного двигателя РД- 0110, предназначенного для третьей ступени знаменитой ракеты-носителя "Союз". Он разработан в КБХА на основе гагаринского двигателя и серийно производится на Воронежском механическом заводе. В составе "Союза" эксплуатируется более 40 лет. За это время состоялось более 1700 пусков. С таким показателем не может сравниться ни одна ракета мира.
Огневое испытание ракетного двигателя РД-0124 в КБХА.
С помощью "Союза" и сегодня проходят все отечественные пилотируемые запуски. На орбиту отправляют полезные грузы, в том числе для обеспечения работы Международной космической станции.
Сегодня вместо двигателя РД-0110 на ракете "Союз" в модификации 2-1Б устанавливают новый двигатель РД-0124.
Несмотря на его повышенную грузоподъемность, надежный РД-0110 в составе стандартного "Союза" продолжает выполнять свои задачи. В частности, с выводом из эксплуатации американских многоразовых "Шаттлов" не только российские космонавты, но и зарубежные их коллеги будут летать на Международную космическую станцию на проверенных временем ракетах "Союз". А это означает, что двигатель РД-0110 будет по-прежнему востребован.
А что касается огневых испытаний, которые нам повезло наблюдать, то впечатления, конечно, незабываемые. На стенде устанавливается двигатель.
Работать ему дают ровно 60 секунд. Грохот, шум, рвущийся огонь и тучи поднявшегося снега, тут же превращающегося в клубы пара. Вибрация земли под ногами - и внезапная тишина, которая, оказывается, тоже может на секунды оглушать. Как нам рассказали специалисты, огневые испытания проходит не вся серия готовых двигателей, а тот из них, который изготовлен с максимальными допусками.
Если он пройдет экзамен штатно, то и за всю серию можно быть уверенным. Одна минута работы на стенде, но ее обеспечивала тщательная подготовка двигателя к испытанию в течение двух суток. Задачу - обеспечение максимальной имитации условий работы двигатель прошел блестяще. С одной разницей: при полетах ему приходится действовать в космическом вакууме.
Автор: Александр Кажикин, Евгения Лежанина
Источник: "Коммуна", N28 (25656), 01.03.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012