26.02.11
"Вы удивительны, вы восхитительны..."
Театр оперы и балета: история в лицах |25 февраля исполнилось ровно полвека, как в Воронеже появилось новое здание Музыкального театра. На сцене в ту пору блистала несравненная Надежда Евдошенко
Она - звезда воронежской оперетты 50-60-х годов, Надежда Андреевна Евдошенко, которая вопреки своему почтенному возрасту обладает прекрасной памятью и живой энергией.
Надежда Евдошенко в начале своей артистической карьеры.
Я навестила ее дома. В чистой и уютной квартирке она от души угощала меня, да так, что решительно не хотелось уходить от столь гостеприимной хозяйки.
- Кто же у вас убирает, Надежда Андреевна? – спрашиваю прямо с порога.
- Как кто? Я сама и убираю. Мы, знаете ли, к горничным не приучены. День длинный, вот и копаюсь потихоньку: там пыль вытру, тут пол протру. Выхожу из дома редко, продукты мне покупает социальный работник, а готовлю сама. Я к своему юбилею и обои в коридоре сама переклеила. Весной вот хочу балкон покрасить.
- Верится с трудом. Примадонна оперетты - и бытовые заботы?
- Я, между прочим, родилась в Харбине, в семье служащего КВЖД. Жили, правда, замкнуто, этакой советской колонией. Из СССР частенько приезжали артисты с концертами и спектаклями. Привезли однажды «Пиковую даму» Петра Ильича Чайковского, а режиссер мне и говорит: "В одной из картин участвуют дети. Если у тебя есть лаковые туфельки и белые гольфы, приходи". У меня все это нашлось, я явилась и, к удивлению моих родителей, сидевших в зале, лихо промчалась по сцене. Вот такой оказался мой первый выход на публику.
- А потом?
- Потом мы очутились в Оренбурге, там я школу закончила. В Оренбурге был театр, при нем студия. В студии я училась драматическому искусству, а в музучилище - вокалу. В театр меня взяли еще студенткой, дебют состоялся в "Фиалке Монмартра" Кальмана - я пела Виолетту. Вообще, до приезда в Воронеж, пела только героинь - Сильву, Марицу, Роз-Мари. А мне так нравились каскадные роли! У них такие зажигательные танцы - а я танцевать очень любила.
Мужем моим стал главный режиссер Оренбургского театра Марк Беньяш.
Из Оренбурга мы перебрались в Хабаровск (как же мне нравился Дальний Восток - какая там дивная природа!), потом переехали в Чимкент - это в Кахазстане, затем мужа пригласили в Баку. И вот еду я к нему в столицу Азербайджана, а в Москве у меня пересадка - что-то около суток.
Недалеко от вокзала встречаю знакомых артистов из Воронежа. Разговорились, стали они нахваливать столицу Черноземья, папу вашего (мой отец, Куксенко Владимир Иванович, в то время директор Воронежской музкомедии. - Л.Р.), уговорили съездить показаться - они в то лето где-то близко были на гастролях, кажется, в Калинине.
Показалась, получила приглашение - и оказались мы с мужем в разных театрах. Мне к тому времени надоело работать в национальных республиках, хотелось быть в России. Первое время Марк ездил на мои премьеры, а я летала к нему - но через несколько лет он умер. И осталась я с сыном в Воронеже - теперь уже до конца.
- Ваш дебют в "Белой акации" Дунаевского в роли Ларисы, помнится, произвел ошеломляющее впечатление - такой яркой опереточной актрисы нам как раз и не хватало. В вас было то, без чего нет оперетты: так называемое брио - особый шарм, легкость, изящество, своего рода шик…
- Ну, вам виднее, вы, театроведы, мастера определять и раскладывать все по полочкам. А я так скажу: любила я петь, танцевать и играть - вот и все ваше "брио". Бывало, только музыка заиграет мой номер, а у меня внутри уже все дрожит от нетерпения.
- А любимые роли можете назвать?
- Сильва. Мариэтта в "Баядере" (напевает "Шимми - это очень модный танец"). И, если помните, у нас шла оперетта "Ромео, мой сосед" - там был такой номер, пародийный: "Я вас полюбила, вы - электросила", забыла, как звали мою героиню, но номер был убойный. А вот Яринку в "Свадьбе в Малиновке" не любила ужасно. Пресная какая-то...
- А Элиза Дулитл в "Моей прекрасной леди"?
- Ой, ну конечно, это был подарок судьбы! А какой у меня оказался замечательный партнер - Костя Сидоров - профессор Хиггинс! Элиза хороша тем, что она не застывшая маска, как обычно бывает в оперетте, а образ в развитии. А какая музыка - восторг! Это одна из последних моих работ в театре.
- Кстати, почему вы не уехали, когда нашу оперетту преобразовали в Музыкальный театр? Ведь многие разъехались...
- И меня приглашали - в Красноярск, Пятигорск и Ригу. Но как-то уже прикипела к Воронежу, сын поступил в институт, да и годы уже не молодые были. Не старух же мне играть! Я на пенсию вышла в 49 лет, а работала до 75.
• • • • •
Все эти годы Надежда Андреевна Евдошенко проработала в Воронежском Доме актера. Во время строительства была даже его директором, а после открытия - методистом. Сколько творческих вечеров она здесь организовала! А в день 80-летия актрисы состоялся ее творческий вечер - и артисты всех театров исполняли арии и дуэты из оперетт, потому что оперетту любят все. Уж такой это жанр - жизнеутверждающий, искрометный, шипучий, как шампанское! Под стать ему и характер у Надежды Андреевны Евдошенко.
Автор: Людмила Романова, театровед
Источник: "Коммуна", N27 (25655), 26.02.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012